Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:45, реферат
Кемеровская область (Кузбасс) – регион России, распложен в южной части Западной Сибири, входит в состав Сибирского федерального округа. Код региона - 42.
Граничит с Новосибирской и Томской областями, Алтайским и Красноярским краями, республиками Алтай и Хакасия.
Стабильный
уровень добычи метана
В целом за 2010 год, в суровых сибирских условиях, со скважин глубиной до 950 метров, здесь добыто около 5 млн кубометров метана. Сегодня весь добываемый в Кузбассе метан нашел практическое применение, причем в непосредственной близости от промысла.
Так, на Талдинской
площади установлена и
Важнейшее событие для новой отрасли произошло 20 декабря 2010 года: введены в работу 2 модульные электростанции с общей мощностью 2,45 мегаватт. И теперь Кузбасс перерабатывает метан в электрическую энергию, которая также уже используется для нужд Талдинского угольного разреза и компании «Газпром добыча Кузнецк». Той энергией, которая производится на новых модульных электростанциях можно на четверть закрыть потребность угольной шахты мощностью 1 млн тонн угля в год или обеспечить электричеством жилой поселок из 200 коттеджей. Установка газовых электростанций в Ерунаковском экономическом районе Кузбасса (где находится Талдинское месторождение) будет продолжена. В перспективе до 2020 года с их помощью планируется производить 100 МВт электроэнергии в регионе — то есть в 40 раз больше, чем сейчас. Это позволит снять дефицит электромощностей в этом угольном районе — самом крупном в Кузбассе. Сегодня здесь работают 20 шахт и разрезов (всего в области 115 угледобывающих предприятий), плюс до 2020 года здесь планируется открыть еще 11. И в перспективе ввод новых модульных электростанций позволит обеспечить эти 11 шахт необходимой энергией[3].
В 2011 году Кузбасс осваивает новое месторождение метана на Нарыкско-Осташкинской площади (Новокузнецкий район). Работы здесь начаты еще в августе прошлого года. На сегодняшний день пробурено 7 скважин, построена транспортная и энергетическая инфраструктура. Специалисты «Газпрома» оценивают эту новую площадь как самую мощную в Кузбассе, с наилучшими промысловыми характеристиками. Ожидается, что в будущем (к 2020 году — после выхода на проектную мощность) только одна эта площадь — Нарыкско-Осташкинская — сможет полностью закрыть потребности Кемеровской области в газе. К тому же, этот объект располагается всего в 25 километрах от магистрального газо-провода «Томск-Парабель-Кузбасс». Это позволит организовать транспортировку добытого метана в города Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Топки, Юрга)[7].
В целом (к 2020 г.) рассчитывается довести общее количество скважин — до 1 тысячи 200 — на обеих площадях. Тем самым к 2020 году — можно выйти на промышленную добычу газа в объеме 3,5 — 4 млрд кубометров в год.
Инвестиции в реализацию проекта с каждым годом возрастают. Если за три года — 2008-2010 годы — «Газпром» вложил в него 2 млрд рублей, то только в одном 2011 году компания наметила выделить еще 1,5 млрд рублей. При этом общая стоимость проекта в целом составит более 80 млрд рублей.
Администрация области, со своей стороны, включила «Газпром добыча Кузнецк» (дочернюю компанию «Газпрома», которая занимается реализацией проекта добычи газа метана из угольных пластов) в состав резидентов Кузбасского технопарка. Это автоматически дает компании право на налоговые льготы. Так, ставка по налогу на прибыль для зачисления в областной бюджет была снижена с 18% до 13,5%. К тому же компания полностью освобождена от налога на имущество, а средняя плата за землю под объекты промыслов — в пять раз меньше существующих тарифов. В целом, утвержденные администрацией области льготы оцениваются на сумму 4,6 млрд рублей (до 2020 года)[8].
Реализация проекта
позволит полностью обеспечить предприятия
и население области новым
видом топлива и дешевой
Использование топлива местного производства положительно отразится на себестоимости угля. В результате увеличится его конкурентоспособность на внешнем рынке. Кроме того, промышленная добыча метана создаст собственную газосырьевую базу для металлургов, химиков и энергетиков, позволит уйти от монопрофильности экономики.
Использование
метана как источника энергии
приведет к сокращению выбросов этого
газа в атмосферу в Ерунаковском
угольном районе на 60%, плюс перевод
транспорта на газовое оборудование
снизит количество вредных выхлопов
почти на 40%. В результате, экология
в Кузбассе значительно улучшится.
[8].
Нефтеперерабатывающая отрасль.
Кузбасс
давно ощутил потребность в
собственном
В марте 2004 года коллегия обладминистрации одобрила строительство нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения предприятий Кузбасса горюче-смазочными материалами, создания конкуренции на рынке нефтепродуктов и организации рабочих мест. А в 2010 году в регионе открылся новый нефтеперерабатывающий завод «Анжерский» проектной мощностью 600 тыс. т в год, произведен пуск первой установки по атмосферной перегонке нефти производительностью 120 тыс. т в год.
На основании постановления коллегии администрации области Анжерская нефтегазовая компания включена в Перечень инвестиционных проектов, поэтому с 2011 года компания освобождается от уплаты налога на имущество и налоговая ставка на прибыль снижается на 4,5% до срока окупаемости, но не более чем на пять лет.
В состав холдинговой компании «Кем-Ойл» наряду с Анжерской нефтегазовой компанией входит нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс». Общая мощность двух заводов холдинга — «Анжерского» и «Северного Кузбасса» рассчитана на переработку нефти до 2 млн т в год.
Как ожидается, в 2011 году компания доведет переработку нефти до 1 млн т с лишним в год, а в 2012-м — до 2 млн т в год. Общий объем инвестиций за четыре года строительства заводов составил около 8 млрд руб. До конца 2012 года компания вложит еще около 3,5 млрд руб.
Кроме того, задача Кузбасса — увеличить степень глубины переработки нефти до 90% путем усовершенствования технологии для выпуска продукции, соответствующей стандартам Евро-3 и Евро-4, а затем и Евро-5.
Проект, реализуемый
холдинговой компанией «Кем-
В 2009 г. новокузнецкая
компания «НефтеХимСервис» (председатель
совета директоров Юрий Кушнеров, генеральный
директор Александр Говор) приступила
к реализации крупнейшего в Кузбассе
и одного из крупнейших в Сибири
инвестиционного проекта —
Яйский нефтеперерабатывающий завод — это емкий проект, способный обеспечить диверсификацию экономики области и дать мощный импульс для инновационного развития экономики Кузбасса и Сибирского федерального округа в целом.
Проект позволяет
генерировать механизмы стимулирования
инновационной деятельности и внедрения
новых технологий с последующим
масштабным экономическим эффектом.
На базе производственной площадки Яйского
НПЗ совместно с администрацией
Кемеровской области
По окончании
строительства завод будет
Проект одобрен Правительством РФ и администрацией Кемеровской области. Власти региона предоставили бюджетную гарантию на кредитную линию Сбербанка России и предложили инвесторам максимально удобное место под строительство завода — в непосредственной близости к магистральному нефтепроводу, железнодорожной магистрали и автомобильным трассам.
Площадка Яйского
НПЗ расположена на севере Кемеровской
области в 7 км от нефтеперекачивающей
станции «Анжеро-Судженск» ОАО
«АК „Транснефть“» и примыкает
к железнодорожной станции «
Нефтеперерабатывающий
завод — это целый комплекс
современных
В промышленно
развитом Кузбассе о собственном
производстве топлива говорили давно.
Его ждут угольщики, металлурги, строители
и селяне. Такие факторы, как дефицит
горюче-смазочных материалов и постоянный
рост цен на них, еще раз подтвердили
правильность решения областных
властей развивать
«Для Кузбасса
очень важен пуск этого завода,
— подчеркивает А. Тулеев. — Мы сейчас
вынуждены завозить топливо из нескольких
регионов. Оно идет к нам в железнодорожных
цистернах, переливается в бензовозы
и развозится по всей области. Груз
этот крайне опасен при транспортировке.
И потом надо учитывать, что транспортная
составляющая в конечной цене — 10—15%».
В настоящее время работа на строительной площадке ведется сразу по всем направлениям. На север протянулся трубопровод, который соединит завод с нефтяной трубой. С противоположной стороны проходит железнодорожная ветка — выход к Транссибу. Сейчас в строительстве завода занято свыше тысячи человек.
Особое внимание уделяется основным технологическим объектам. В ближайшее время пройдут гидроиспытания основной установки ЭЛОУ-АВТ. Готов к приему нефти резервуарный парк объемом 270 кубометров. Уточняются последние технические вопросы, связанные с присоединением заводской железнодорожной станции к главному ходу Транссиба и врезкой приемо-сдаточного пункта в магистральный нефтепровод. Строители приступили к монтажу электротехнической части и оборудования КИПиА.
Сегодня проект находится на важном этапе реализации — пусковом. Утвержден график окончания строительства первой очереди. Ее запуск запланирован на 2012 г. Это будет первичная переработка нефти глубиной 60%, основа будущего завода. На данном этапе предприятие предполагает выпускать прямогонный бензин, дизельное топливо, атмосферный газойль и мазут.
По словам Ю.
Кушнерова, все задачи и мероприятия,
необходимые для пуска первой
очереди, выполнены. Одновременно идет
работа над второй очередью, которую
планируют запустить в 2015 г. На этом
этапе глубина переработки
«Сейчас на стадии окончательного утверждения второй этап, который позволит довести переработку до необходимого показателя и улучшить качество топлива, снизить затраты и соответственно цену продукции, — говорит Ю. Кушнеров. — К этой работе мы привлекли известные мировые компании «Фостер Уиллер», «Хоневелл», Институт нефти Франции, «Аксенс». Это отраслевые лидеры в разработке и лицензировании вторичных процессов переработки нефти».
Уже освоено 9 млрд из 13 млрд, запланированных на первую очередь. «На самом деле уровень освоения инвестиций значительно выше, — поясняет Ю. Кушнеров. — Надо учитывать оплаченные заказы на технологическое оборудование и автоматизированную систему управления предприятием, которые сейчас изготавливаются и будут установлены позже. Проектная документация разработана и выдана подрядчикам».
Подготовлена вся инженерная инфраструктура Яйского НПЗ, включающая около 150 км подземных коммуникаций, причем не только для первой очереди. Заложены основы для второй и третьей очередей строительства.
На предприятии
применяются новейшие подходы к
безопасности и удовлетворению экологических
требований. Завод оборудован эффективными
системами предупреждения и тушения
пожаров, очистными сооружениями. В
товарно-сырьевом парке, например, смонтированы
специальные понтоны, произведенные
в Германии, в которых огромный
поплавок внутри резервуара «дышит»
вместе с уровнем нефти и препятствует
накоплению вредных паров. Очистные
сооружения обеспечат очистку стоков,
образующихся в процессе производственной
деятельности завода, и возврат части
очищенных вод в