Кемеровская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:45, реферат

Описание

Кемеровская область (Кузбасс) – регион России, распложен в южной части Западной Сибири, входит в состав Сибирского федерального округа. Код региона - 42.
Граничит с Новосибирской и Томской областями, Алтайским и Красноярским краями, республиками Алтай и Хакасия.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 572.20 Кб (Скачать документ)

   Стабильный  уровень добычи метана угольных  пластов в Кузбассе планируется в объеме 4 млрд куб. м в год. В долгосрочной перспективе — в объеме 18–21 млрд куб. м в год для удовлетворения потребностей в газе других регионов юга Западной Сибири[2].

   В целом за 2010 год, в суровых сибирских условиях, со скважин глубиной до 950 метров, здесь добыто около 5 млн кубометров метана. Сегодня весь добываемый в Кузбассе метан нашел практическое применение, причем в непосредственной близости от промысла.

Так, на Талдинской площади установлена и действует  с ноября 2009 года газозаправочная  станция на 100 машин в сутки. Газомоторным топливом заправляются грузовые автомобили разрезов «Талдинский» («Кузбассразрезуголь») и «Южный» (торговая компания «Сибирь»), а также автотранспорт компании «Газпром добыча Кузнецк» (7 автомобилей). В общей сложности за год переоборудовано  и перевено на газ 100 автомобилей.

Важнейшее событие  для новой отрасли произошло 20 декабря 2010 года: введены в работу 2 модульные электростанции с общей  мощностью 2,45 мегаватт. И теперь Кузбасс  перерабатывает метан в электрическую  энергию, которая также уже используется для нужд Талдинского угольного  разреза и компании «Газпром добыча Кузнецк». Той энергией, которая  производится на новых модульных  электростанциях можно на четверть закрыть потребность угольной шахты  мощностью 1 млн тонн угля в год  или обеспечить электричеством жилой  поселок из 200 коттеджей. Установка  газовых электростанций в Ерунаковском экономическом районе Кузбасса (где  находится Талдинское месторождение) будет продолжена. В перспективе  до 2020 года с их помощью планируется  производить 100 МВт электроэнергии в регионе — то есть в 40 раз  больше, чем сейчас. Это позволит снять дефицит электромощностей в этом угольном районе — самом  крупном в Кузбассе. Сегодня здесь  работают 20 шахт и разрезов (всего  в области 115 угледобывающих предприятий), плюс до 2020 года здесь планируется  открыть еще 11. И в перспективе  ввод новых модульных электростанций позволит обеспечить эти 11 шахт необходимой  энергией[3].

В 2011 году Кузбасс  осваивает новое месторождение метана на Нарыкско-Осташкинской площади (Новокузнецкий район). Работы здесь начаты еще в августе прошлого года. На сегодняшний день пробурено 7 скважин, построена транспортная и энергетическая инфраструктура. Специалисты «Газпрома» оценивают эту новую площадь как самую мощную в Кузбассе, с наилучшими промысловыми характеристиками. Ожидается, что в будущем (к 2020 году — после выхода на проектную мощность) только одна эта площадь — Нарыкско-Осташкинская — сможет полностью закрыть потребности Кемеровской области в газе. К тому же, этот объект располагается всего в 25 километрах от магистрального газо-провода «Томск-Парабель-Кузбасс». Это позволит организовать транспортировку добытого метана в города Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Топки, Юрга)[7].

В целом (к 2020 г.) рассчитывается довести общее количество скважин — до 1 тысячи 200 — на обеих площадях. Тем самым к 2020 году — можно выйти на промышленную добычу газа в объеме 3,5 — 4 млрд кубометров в год.

Инвестиции в  реализацию проекта с каждым годом  возрастают. Если за три года — 2008-2010 годы — «Газпром» вложил в него 2 млрд рублей, то только в одном 2011 году компания наметила выделить еще 1,5 млрд рублей. При этом общая стоимость  проекта в целом составит более 80 млрд рублей.

Администрация области, со своей стороны, включила «Газпром добыча Кузнецк» (дочернюю компанию «Газпрома», которая занимается реализацией  проекта добычи газа метана из угольных пластов) в состав резидентов Кузбасского  технопарка. Это автоматически дает компании право на налоговые льготы. Так, ставка по налогу на прибыль для  зачисления в областной бюджет была снижена с 18% до 13,5%. К тому же компания полностью освобождена от налога на имущество, а средняя плата  за землю под объекты промыслов  — в пять раз меньше существующих тарифов. В целом, утвержденные администрацией области льготы оцениваются на сумму 4,6 млрд рублей (до 2020 года)[8].

Реализация проекта  позволит полностью обеспечить предприятия  и население области новым  видом топлива и дешевой местной  электрической энергией. По большому счету, проект «Метан Кузбасса» —  это вклад в энергобезопасность не только региона, но и России в  целом, в модернизацию экономики страны.

Использование топлива местного производства положительно отразится на себестоимости угля. В результате увеличится его конкурентоспособность  на внешнем рынке. Кроме того, промышленная добыча метана создаст собственную  газосырьевую базу для металлургов, химиков и энергетиков, позволит уйти от монопрофильности экономики.

Использование метана как источника энергии  приведет к сокращению выбросов этого  газа в атмосферу в Ерунаковском угольном районе на 60%, плюс перевод  транспорта на газовое оборудование снизит количество вредных выхлопов почти на 40%. В результате, экология в Кузбассе значительно улучшится. [8]. 
 

Нефтеперерабатывающая отрасль.

   Кузбасс  давно ощутил потребность в  собственном нефтеперерабатывающем  предприятии: в течение последних  лет область стабильно потребляет  около 3 млн. т. нефтепродуктов в год. Большая их часть завозится железнодорожным транспортом с Омского, Ачинского и Ангарского заводов. Потребление нефтепродуктов в Кемеровской области примерно на 30% выше, чем в соседних регионах. Это связано с развитой в Кузбассе горнодобывающей промышленностью, на долю которой приходится более 60% дизельного топлива от общеобластного объема потребления.

В марте 2004 года коллегия обладминистрации одобрила строительство  нефтеперерабатывающих заводов  для обеспечения предприятий  Кузбасса горюче-смазочными материалами, создания конкуренции на рынке нефтепродуктов и организации рабочих мест. А в 2010 году в регионе открылся новый нефтеперерабатывающий завод «Анжерский» проектной мощностью 600 тыс. т в год, произведен пуск первой установки по атмосферной перегонке нефти производительностью 120 тыс. т в год.

На основании  постановления коллегии администрации  области Анжерская нефтегазовая компания включена в Перечень инвестиционных проектов, поэтому с 2011 года компания освобождается от уплаты налога на имущество и налоговая ставка на прибыль снижается на 4,5% до срока  окупаемости, но не более чем на пять лет.

В состав холдинговой  компании «Кем-Ойл» наряду с Анжерской  нефтегазовой компанией входит нефтеперерабатывающий  завод «Северный Кузбасс». Общая  мощность двух заводов холдинга —  «Анжерского» и  «Северного Кузбасса»  рассчитана на переработку нефти  до 2 млн т в год.

Как ожидается, в 2011 году компания доведет переработку  нефти до 1 млн т с лишним в год, а в 2012-м — до 2 млн т в год. Общий объем инвестиций за четыре года строительства заводов составил около 8 млрд руб. До конца 2012 года компания вложит еще около 3,5 млрд руб.

Кроме того,  задача Кузбасса — увеличить степень  глубины переработки нефти до 90% путем усовершенствования технологии для выпуска продукции, соответствующей  стандартам Евро-3 и Евро-4, а затем и Евро-5.

Проект, реализуемый  холдинговой компанией «Кем-Ойл», не только коммерческий, но и социальный. Запуск второй очереди позволит создать  около 500 рабочих мест, сегодня уже  работают 350 человек. Благодаря вводу в промышленную эксплуатацию нефтеперерабатывающего комплекса бюджеты разных уровней получат дополнительно более 500 млн руб. налоговых поступлений в год[1]. 

В 2009 г. новокузнецкая  компания «НефтеХимСервис» (председатель совета директоров Юрий Кушнеров, генеральный  директор Александр Говор) приступила к реализации крупнейшего в Кузбассе и одного из крупнейших в Сибири инвестиционного проекта — строительству  Яйского нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 3 млн т  в год и глубиной до 92%.

Яйский нефтеперерабатывающий  завод — это емкий проект, способный обеспечить диверсификацию экономики области и дать мощный импульс для инновационного развития экономики Кузбасса и Сибирского федерального округа в целом.

Проект позволяет  генерировать механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения  новых технологий с последующим  масштабным экономическим эффектом. На базе производственной площадки Яйского  НПЗ совместно с администрацией Кемеровской области прорабатывается  вопрос о создании филиала Кузбасского технопарка.

По окончании  строительства завод будет выпускать  топлива, соответствующие действующему Техническому регламенту.

Проект одобрен  Правительством РФ и администрацией Кемеровской области. Власти региона предоставили бюджетную гарантию на кредитную линию Сбербанка России и предложили инвесторам максимально удобное место под строительство завода — в непосредственной близости к магистральному нефтепроводу, железнодорожной магистрали и автомобильным трассам.

Площадка Яйского  НПЗ расположена на севере Кемеровской  области в 7 км от нефтеперекачивающей  станции «Анжеро-Судженск» ОАО  «АК „Транснефть“» и примыкает  к железнодорожной станции «Судженка» Западно-Сибирской железной дороги. Инвестиционная фаза проекта рассчитана на восемь лет — с 2009 по 2017 г. Общий  объем инвестиций за этот период составит порядка 57 млрд руб.

Нефтеперерабатывающий завод — это целый комплекс современных высокотехнологичных  объектов: установка ЭЛОУ-АВТ, гидроочистка дизельного топлива, гидрокрекинг, установка  замедленного коксования, риформинг  с блоком изомеризации, аминовая очистка  от сероводорода, установка производства серы, объекты общезаводского хозяйства, железнодорожная станция полного  цикла с эстакадой приема нефти  и отгрузки товарной продукции, приемо-сдаточный  пункт нефти и трубопровод, соединяющий  площадку Яйского НПЗ с нефтеперекачивающей  станцией «Анжеро-Судженск».

В промышленно  развитом Кузбассе о собственном  производстве топлива говорили давно. Его ждут угольщики, металлурги, строители  и селяне. Такие факторы, как дефицит  горюче-смазочных материалов и постоянный рост цен на них, еще раз подтвердили  правильность решения областных  властей развивать нефтеперерабатывающую  отрасль.

«Для Кузбасса очень важен пуск этого завода, — подчеркивает А. Тулеев. — Мы сейчас вынуждены завозить топливо из нескольких регионов. Оно идет к нам в железнодорожных  цистернах, переливается в бензовозы  и развозится по всей области. Груз этот крайне опасен при транспортировке. И потом надо учитывать, что транспортная составляющая в конечной цене — 10—15%». 

   В настоящее время работа на строительной площадке ведется сразу по всем направлениям. На север протянулся трубопровод, который соединит завод с нефтяной трубой. С противоположной стороны проходит железнодорожная ветка — выход к Транссибу. Сейчас в строительстве завода занято свыше тысячи человек.

Особое внимание уделяется основным технологическим объектам. В ближайшее время пройдут гидроиспытания основной установки ЭЛОУ-АВТ. Готов к приему нефти резервуарный парк объемом 270 кубометров. Уточняются последние технические вопросы, связанные с присоединением заводской железнодорожной станции к главному ходу Транссиба и врезкой приемо-сдаточного пункта в магистральный нефтепровод. Строители приступили к монтажу электротехнической части и оборудования КИПиА.

Сегодня проект находится на важном этапе реализации — пусковом. Утвержден график окончания  строительства первой очереди. Ее запуск запланирован на 2012 г. Это будет первичная  переработка нефти глубиной 60%, основа будущего завода. На данном этапе предприятие  предполагает выпускать прямогонный  бензин, дизельное топливо, атмосферный  газойль и мазут.

По словам Ю. Кушнерова, все задачи и мероприятия, необходимые для пуска первой очереди, выполнены. Одновременно идет работа над второй очередью, которую  планируют запустить в 2015 г. На этом этапе глубина переработки составит уже 80—82%.

«Сейчас на стадии окончательного утверждения второй этап, который позволит довести переработку  до необходимого показателя и улучшить качество топлива, снизить затраты  и соответственно цену продукции, —  говорит Ю. Кушнеров. — К этой работе мы привлекли известные мировые  компании «Фостер Уиллер», «Хоневелл», Институт нефти Франции, «Аксенс». Это  отраслевые лидеры в разработке и  лицензировании вторичных процессов  переработки нефти».

Уже освоено 9 млрд из 13 млрд, запланированных на первую очередь. «На самом деле уровень  освоения инвестиций значительно выше, — поясняет Ю. Кушнеров. — Надо учитывать  оплаченные заказы на технологическое  оборудование и автоматизированную систему управления предприятием, которые  сейчас изготавливаются и будут  установлены позже. Проектная документация разработана и выдана подрядчикам».

Подготовлена  вся инженерная инфраструктура Яйского  НПЗ, включающая около 150 км подземных  коммуникаций, причем не только для  первой очереди. Заложены основы для  второй и третьей очередей строительства.

На предприятии  применяются новейшие подходы к  безопасности и удовлетворению экологических  требований. Завод оборудован эффективными системами предупреждения и тушения  пожаров, очистными сооружениями. В  товарно-сырьевом парке, например, смонтированы специальные понтоны, произведенные  в Германии, в которых огромный поплавок внутри резервуара «дышит»  вместе с уровнем нефти и препятствует накоплению вредных паров. Очистные сооружения обеспечат очистку стоков, образующихся в процессе производственной деятельности завода, и возврат части  очищенных вод в технологический  процесс для повторного использования, что позволит минимизировать воздействие  на окружающую среду.

Информация о работе Кемеровская область