Этапы экономического районирования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:29, контрольная работа

Описание

Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном
научном обеспечении экономических преобразований, создании единого
экономического пространства при рационализации межрегиональных связей,
формировании региональных рынков.

Содержание

Введение
Теоретические и методолгоические основы экономического районирования. Факторы влияющие на районообразование. 5

Исторические этапы экономического районирования России и СССР 11

Современное состояние, проблемы и перспективы экономического районирования России. 21

Заключение

Работа состоит из  1 файл

К.р.Э.г..docx

— 70.57 Кб (Скачать документ)

угольно-металлургическая и третья угольная базы на востоке  страны,  а  также

произошли  крупные  сдвиги  в  индустриальном  развитии  всех   национальных

районов. [12]

 

      1931-1957 годы

      В  1938–1940  гг.  Госпланом  СССР  была   разработана   новая   сетка

экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13  крупных

экономических районов. В соответствии  с  ней  составлялись  и  утверждались

государственные планы  народного  хозяйства  в  четвертой,  пятой  и  шестой

пятилетках. Планы  составлялись по отраслям, экономическим  районам и  союзным

республикам. [11]

      Второй  пятилетний план, (1933—1937) предусматривал  дальнейшие сдвиги в

размещении производительных сил,  главным  образом  на  восток  страны.  Это

явилось  важным  условием  более  широкого  использования   всех   природных

богатств  и   хозяйственных   ресурсов   районов   и   осуществления   более

рациональных экономических  связей между ними.

      План  был разработан по 32 районам и  по зоне  советской  Арктики.  План

развития районов  представлял собой глубоко научное  и  технико-экономическое

обоснование  задач   развития   хозяйства   районов   с   учетом   различных

исторических и  природных условий и ресурсов. В числе районов  были  выделены

Украинская  ССР,  Белорусская  ССР,  Закавказская   Советская   Федеративная

Социалистическая  Республика  (ЗСФСР  –  Армения,  Азербайджан  и   Грузия),

Узбекская ССР, Туркменская  ССР и Таджикская ССР. План  развития  районов  во

втором пятилетии  представлял собой конкретизацию  по  отдельным  республикам,

краям и областям с учетом их задач  и  места  в  выполнении  плана  развития

народного хозяйства  страны. [12]

      Третий  пятилетний  план  (1938—1942)  был   составлен  по  9   крупным

экономическим районам  РСФСР  и  10  союзным  республикам.  В  решении  XVIII

съезда партии о  третьем пятилетнем  плане  впервые  широко  были  поставлены

задачи  комплексного  развития  хозяйства   экономических   районов.   Съезд

выдвинул  задачу:  организовать  добычу  топлива  и  производства   цемента,

стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий  легкой  и  пищевой

промышленности,  во  всех  основных  экономических   районах   в   размерах,

полностью   удовлетворяющих   их   потребности.   Что   же   касается   ряда

продовольственных продуктов,  швейных  и  галантерейных  изделий,  мебели  и

местных  строительных  материалов,  то  они,  как  указал  съезд,  должны  в

достаточном количестве производиться в каждой республике,  крае  и  области.

Особое  внимание  в  третьем  пятилетнем   плане   было   уделено   созданию

предприятий-дублеров  по   машиностроению,   химической   промышленности   и

нефтепереработке  в  Поволжье  и  на  Урале.  Это  явилось  важным  шагом  в

укреплении  обороноспособности страны.

      В  военный период (1941—1945)  значение  территориального  планирования

резко  усилилось.  Оно  решало  задачу:  в  кратчайшие   сроки   пустить   в

эксплуатацию в  восточных районах страны  перемещенные  из  западных  районов

Советского  Союза   предприятия.   Большое   значение   для   своевременного

развертывания  оборонной  промышленности  на  востоке  СССР  имели   военно-

хозяйственные планы  по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири,  Казахстана

и Средней Азии. По основным видам военной продукции  устанавливались  задания

непосредственно по заводам.

      Четвертый  пятилетний план (1946—1950) был разработай  по  13  основным

районам. В нем  центральное место заняли вопросы  восстановления  разрушенного

фашистами   хозяйства   и   развития   всех   отраслей,   особенно   тяжелой

промышленности. [12]

      Пятый  пятилетний план (1951—1955), разработанный  также по 13  основным

районам  и  15  союзным  республикам  и  утвержденный  XIX  съездом  партии,

предусматривал  обеспечение дальнейшего улучшения  географического  размещения

нового строительства  промышленных предприятий,  приближение  производства  к

источникам  сырья,  топлива,  к  районам  потребления  с  целью   ликвидации

нерациональных  и чрезмерно дальних перевозок.

      Шестой  пятилетний план (1956—1960) развития  народного  хозяйства  СССР

был составлен так  же, как и на две  предыдущие  пятилетки,  по  13  основным

экономическим районам  и 15 союзным республикам. В шестой  пятилетке  впервые

была   поставлена   задача   ограничения   в   районах   европейской   части

строительства электроемких и  топливоемких  предприятий  и  преимущественное

размещение этих производств на востоке страны,  что  вызывалось  напряженным

состоянием топливно-энергетического  баланса европейских  (западных)  районов

страны   и    общей    задачей    улучшения    географического    размещения

производительных  сил. [12]

 

      1957-1964 годы

      В  связи  с  научно-техническим   прогрессом  появляются  новые   отрасли

экономики.  Для  управления   новыми   отраслями   создаются   министерства.

Составление  схем  размещения   производительных   сил   страны   становится

предельно сложным.  Возникла  необходимость  в  коренном  изменении  системы

управления экономикой, в новом, семилетнем плане

      Семилетний  план  развития  народного   хозяйства   СССР   (1959-1965),

разработанный  по  13  крупным  районам,  15  союзным   республикам   и   по

внутриреспубликанским экономическим (административным)  районам,  был  новым этапом районирования СССР.

      Вся  территория страны (СССР) была поделена  на 105 единиц. Они получили

название «административный  экономический район» (АЭР). [12, c.18]  В  каждом

районе был создан специальный орган управления  экономикой  Совет  народного

хозяйства  (СНХ).  Название  этого  органа  было  взято  из  прошлого:   так

назывались органы экономического управления областями  в 20-е годы. Но  между

совнархозами периода 1957-1964 годов и совнархозами 20-х  годов  существовали

принципиальные  различия. Совнархозы, созданные в 1957 году  управляли  всеми

предприятиями национального  значения, функционирующими  на  территории  АЭР. Совнархозы  20-х  голов  представляли  собой   экономические   подразделения областных   Советов    рабочих,    крестьянских,    солдатских    депутатов, функционально  подчинялись  ВСНХ.   Совнархозы   1957-1964   гг.   управляли промышленностью; сельское хозяйство и небольшая часть  предприятий  местного значения управлялась Совминами автономных республик  и  исполкомами  местных Советов.

      Управление  экономикой через СНХ имело  и положительные и  отрицательные

черты.

     Положительные черты

1.  Впервые   в  экономике  Советской   России  органы  управления  были

        максимально приближены к объектам  управления.  Между  Совнархозами

        как органами травления  и   предприятиями  в  этот  период  не  было

        промежуточных управленческих звеньев.  Благодаря  этому,  ускорялось

        движение управленческой информации, ускорялся процесс  согласования

        в различных вопросах, связанных  с новым строительством (размещением

        производительных сил).

     2. Появилась  возможность эффективно кооперировать  разные производства,

        относимые к разным отраслям  хозяйства, на территории одного  района

        в единое целое. Другими словами,  появилась  возможность  создать   в

        границах  района  цельные   системные  производственные  образования

        территориально-производственные системы

     3. Во  имя  кооперации  хозяйственных   объектов  разных  отраслей  СНХ

        занялись комплексированием производства.

     4. СНХ  вследствие своей близости к   предприятиям  района  могли   более

        эффективно решать вопросы их  снабжения  материальными   и  трудовыми

        ресурсами, подготовки новых кадров.[13]

      Недостатки

      В  системе управления экономикой  до 1957 года, то есть  при  управлении

посредством министерств, создавались  специальные  подразделения  отраслевой

специализации –  главные  научно-технические  управления  при  министерствах.

Главной  функцией  этих  подразделений  было  внедрение   научно-технических

разработок,  то  есть  поддержание  на  должном  уровне  научно-технического

прогресса отрасли. После ликвидации министерств  были  реформированы  и  эти

управления. Функция  поддержания НТП на высоком уровне автоматически  перешла к СНХ. Размещение  производительных  сил  страны  велось  до  1957  года  по определенной схеме. Предприятия одной отрасли не группировались  в границах какой-либо  одной  территории,  а  наоборот, более или менее   равномерно распределялись по регионам. Например, авиазаводы СССР были  построены:  один – в Литве, два – на Украине, два – в Москве, один  –  в  Казани,  один  –  в Ульяновске и т.д. После 1957 года каждый из этих заводов оказался  в  разных экономических  административных   районах.   Существовавший   прежде   обмен технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными  достижениями  был уже  невозможен.  В  ряде  крупных  СНХ  (например,  Центральном  и  Северо- Западном)  некоторые  возможности  для  грамотного  руководства  техническим прогрессом имелись, но в  большинстве  Совнархозов  это  стало  невозможным. Технический  прогресс,  темпы  его  развития   в   сравнении   с   развитыми экономическими странами стали отставать. Этот  фактор  стал  определяющим  и способствовал ликвидации Совнархозов в 1965 году.[13]

      Несмотря  на явные недостатки в  системе   управления  производительными

силами этого  периода, обнаружилась, в ряде случаев, любопытная  особенность:

в  тех  районах,  где  границы   экономического   административного   района

совпадали с границей  административной  (например,  с  границами  какой-либо

автономной  республики),  обнаружилась  способность  к  системному  развитию

производительных  сил.  В  этих  регионах  стали  формироваться  комплексно-

организованные   хозяйственные   системы,    действительно    «хозяйственные

комплексы». Такая  особенность вызвала  пристальный  интерес  специалистов  в

области районирования, размещения производительных  сил  и  экономгеографов.

Именно  в  это  время  впервые  в  мире  стала   формироваться   специальная

экономическая теория – теория ТПК.

 

      1964 –1991 годы

      В  1963 г. Госплан СССР  предложил   разделить  территорию  СССР  на  18

крупных  экономических  районов  с  учетом  их  природных  и   экономических

особенностей. В  РСФСР выделены  были  10  крупных  экономических  районов  –

Центральный,   Северо-западный,    Центрально-черноземный,    Волго-Вятский,

Поволжский,  Северо-Кавказский,  Уральский,   Западно-Сибирский,   Восточно-

Сибирский и Дальневосточный.

      В  1982 г. Северо-Западный район был  разделен на два района  –   Северо-

Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка  районов  СССР  включала

19 крупных экономических  районов, из них 11 –  на  территории  России.  [15]

 

      1991 – 2000 годы

      Развитие  российской экономики в условиях  реформ  перехода  к  рыночным

отношениям.

 

      После  2000 года

 

      В  2000  году  было  произведено   разделение   территории   Российской

Федерации на семь округов. Начало формирования районирования  по  федеральным

округам.

 

  1. Современное состояние, проблемы и перспективы экономического районирования России.

 

 

      Образование   экономических  районов  является  объективным  процессом,

выраженным развитием  территориального  разделения  труда.  В  основе  этого

Информация о работе Этапы экономического районирования РФ