Этапы экономического районирования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:29, контрольная работа

Описание

Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном
научном обеспечении экономических преобразований, создании единого
экономического пространства при рационализации межрегиональных связей,
формировании региональных рынков.

Содержание

Введение
Теоретические и методолгоические основы экономического районирования. Факторы влияющие на районообразование. 5

Исторические этапы экономического районирования России и СССР 11

Современное состояние, проблемы и перспективы экономического районирования России. 21

Заключение

Работа состоит из  1 файл

К.р.Э.г..docx

— 70.57 Кб (Скачать документ)

Любой макроэкономический и  региональный сценарий развития может  быть реализован лишь при правильном распределении задач между регионами  страны.

Вследствие наложения  друг на друга исторически сложившихся  диспропорций и факторов переходного  периода большая часть территории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно  отсталым) относятся регионы, которые  в силу ряда причин хронически отстают  от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.

Депрессивные регионы  характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся  регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.

В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение региона из экономической системы — выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др.

Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

Суть регионализации —  учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

Пространственная интеграция экономики России также включает ряд специальных мероприятий, среди  них:

-стабилизация интегрирующих  систем (магистральный транспорт,  связь, энергетическая и водные  системы);

-совершенствование механизма  вертикальных и горизонтальных  взаимодействий субъектов Федерации;

-проведение единой внешнеэкономической  политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.

 

  1. Исторические этапы экономического районирования России и СССР

 

      Экономическое   районирование  имеет  свою  историю.   Первые   попытки

экономического  районирования и первые публикации по  вопросам  районирования

давали начальную  ориентировку в  хозяйственных  различиях  отдельных  частей

страны.

      В  ходе исторического развития  можно выделить несколько этапов  развития

теории экономического районирования.

    1) 1840-1861 –  зарождение теории экономического  районирования;

    2) 1861-1917 –  эволюционное развитие;

    3) 1917-1920 - застой в развитии;

    4) 1920-1931 –   бурное  прогрессивное  развитие,  теория  районирования

       находилась под воздействием  НЭПовской реформы в России;

    5)  1931-1957   –   относительно   спокойное   эволюционное   развитие,

       районирование менялось благодаря  воздействию жестко централизованной

       системы управления экономикой  России;

    6)   1957-1964   –   революционные   изменения    (прогрессивные    или

       регрессивные), в 1957-1964 гг. экономика  развивалась с принципиально

       новым делением территорий на  экономические районы;

    7)  1964-1991  –  относительно  спокойное   эволюционное   развитие,   в

       экономике действовал принцип  жестко централизованного управления;

    8) 1991 –  2000 (революционные изменения прогрессивные  или регрессивные)

       [13]

    9) 2000 –  настоящее время (также революционные  изменения).

      После  1991 г. и по настоящее  время   имеются  новые  точки   зрения  на

территориальную структуру  народного хозяйства РФ.

      На  каждом из обозначенных этапов  теория районирования  находилась  под

воздействием одного  или  нескольких  системообразующих.  знаков.  В  состав

последующих обычно включают:

      o экономическую специализацию различных  частей страны;

      o характер экономических связей;

      o национальные особенности территории;

      o  географические  особенности  (ландшафт,   климат,   обеспеченность

        различными  ресурсами,  прежде  всего,  минеральными  и   водными).

        [13]

      Рассмотрим  некоторые этапы более подробно.

 

      1840-1917 годы

      Так  как хозяйственная жизнь России  в дореволюционные годы определялась

главным образом  сельским хозяйством, в основу  районирования  были  положены

климатические  и  другие  зональные  природные  условия.  Эти  первые  опыты

экономического  районирования были по преимуществу  районированием  природно-

хозяйственным или  сельскохозяйственным.  В  период  развития  капитализма  в

России с усилением  территориального разделения труда  и хозяйственных  связей

встали новые  задачи перед сельским хозяйством и  промышленностью России.  Это

потребовало  углубления  работ  на   базе   данных   статистики   населения,

промышленности, сельского  хозяйства, транспорта. Особенно выделяются  работы

по экономическому районированию  России  известного  статистика  и  географа

П. П. Семенова-Тян-Шанского.  Он  осуществил  в   середине   прошлого   века

районирование европейской  части России на  так  называемые  14  естественных

областей. Во внимание брались как природные,  так  и  экономические  условия

территорий.[14]

      Второе  районирование им было проведено  в конце XIX  в.,  в  результате

которого были выделены 12  районов  европейской  части  России.  Эти  районы

представлялись  как  компактные,   своеобразные   по   своим   природным   и

хозяйственным условиям территории.

      В   конце  XIX  и  начале  XX  в.  появляется  целый   ряд   работ   по

экономическому  районированию России.

      Однако  все опыты дореволюционного районирования  не имели  достаточного

практического  значения,  они  носили,   главным   образом,   познавательный

характер.  Вместе  с  тем   работы   таких   дореволюционных   ученых,   как

А. Н. Челинцева,    А. И. Скворцова,    П. П. Семенова-Тян-Шанского     были

использованы при  разработке госплановской сетки  районов.[15]

 

      1920-1931 годы

      Первый  перспективный план – план  ГОЭЛРО – был разработан и  утвержден в

1921  г.  по  8  крупным  экономическим  районам.  Выделение   экономических

районов, как  научное  сочетание  губерний  (группировки),  положило  начало

научного  районирования   и   территориального   планирования.   Объективная

необходимость разработки территориальных планов  возникла  вместе,  с  новым

общественным строем и планированном народного хозяйства  страны. [12]

      По  плану  ГОЭЛРО  выделялись   8   районов:   Северный,   Центрально-

Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский,  Кавказский,  Западно-Сибирский,

Туркестанский.   Важнейшим   условием   экономического    районирования    в

послереволюционный  период   явилось   соответствие   его   административно-

территориальному  устройству. Это был первый опыт  советского  экономического

районирования.[1]

      Особенностью   такого   районирования   было    несовпадение    границ

экономических районов  и административных образований (в  последующих  работах

Госплана по районированию  этот недостаток был устранен).

      Главный   системообразующий  признак,  использованный  в  районировании

Госпланом,   –   возможность   административных    единиц    самоуправляться

экономически.

      Это  следует из определения  экономического  района  Комиссии  ВЦИК  по

районированию.  «В  виде  района  должна  быть  выделена  своеобразная,   по

возможности   законченная   территория,   которая,   благодаря   комбинациям

природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени  и  населения

с его подготовкой  к производственной деятельности, представляла бы  одно  из

звеньев общей цепи народного хозяйства». [12] И далее:  «Этот  принцип

экономической законченности  дает  возможность  построить  далее  на  хорошо

подобранном комплексе  местных ресурсов, капитальных  ценностей,  принесенных

со стороны, новой  технике и общегосударственного плана  народного  хозяйства

проект хозяйственного  развития  района  на  базе  наилучшего  использования

возможностей при  наименьших затратах. При  этом  достигаются  другие  весьма

важные результаты:  районы  до  известной  степени  специализируются  в  тех

отраслях, которые  в них могут быть развиты наиболее  полно,  а  обмен  между

районами  ограничивается  строго   необходимым   количеством   целесообразно

направленных товаров». [12]

      Такая  возможность существовала вследствие  следующих факторов:

      . наличие единой минерально-сырьевой  базы района;

      . наличие сети железных и шоссейных  дорог,

      . относительная экономическая замкнутость  экономики района;

      .   наличие   профессиональной   подготовки   работников   с   учетом

        экономической специализации области.

      В  числе важнейших задач управления  крупными областями были:

      o таможенная политика;

      o денежное обращение и государственные  кредиты;

      o управление магистральной сетью  железных дорог;

      o морские перевозки и хозяйство  крупнейших портов;

      o есть электропередачи и государственных  районных электросетей;

      o владение недрами земли и выдача  лицензий на их разработку;

      o разработка законодательных документов.[13]

      Первый  пятилетний план (1928—1932) был составлен   по  24  районам.  Он

предусматривал  всемерное  углубление  специализации,  районов,  рациональное

географическое  разделение труда между ними,  а  также  комплексное  развитие

хозяйства районов.

      В   этом  плане  подчеркивалось,  что  планомерно  проводимая  политика

специализации хозяйственной  деятельности  районов  есть  необходимый  метод

ведения планового  хозяйства.  План  по  районам  страны  был  разработан  в

соответствии с  Директивами XV  съезда  партии  о  резком  подъеме  экономики

отсталых национальных районов и окраин.

      В  результате успешного выполнения  первой пятилетки была создана  вторая

Информация о работе Этапы экономического районирования РФ