Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:01, реферат

Описание

Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиат-ского субконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно на Урале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополи-тических интересов Севера и Юга (в их экономическом и политическом понимании).

Содержание

Общая характеристика УрФО. стр. 3
Краткие характеристики существующих отраслей УрФО. стр. 6
Проблематика региона. стр. 9
Перспективы развития региона. стр. 12
Основные цели при планировании развития
Методы их достижения
Заключение. стр. 16
Таблицы и диаграммы. стр. 18
Источники. стр. 23

Работа состоит из  1 файл

Урфо.docx

— 35.80 Кб (Скачать документ)

Непростая ситуация наблюдается и в демографии УрФО. Особенно остро вопрос стоит в северных районах, которые зачастую воспринимаются как источники дешевого сырья. Проблема обеспечения рабочей силой решается путем завоза (по оргнабору) временных работников, преимущественно молодых, мало-семейных, имеющих сравнительно низкую квалификацию. Профес-сиональную подготовку они получают на месте и в большинстве слу-чаев - в процессе работы путем индивидуального и бригадного обу-чения. Низкое благоустройство быта, труд на необжитой территории в суровых природных условиях в основном компенсируются высокой номинальной заработной платой трудящихся. Население является мобильной рабочей силой и временным жителем. Воспроиз-водство рабочей силы характеризуется высокой обновляемостью и текучестью, формирование постоянных кадров происходит медленно. Малоквалифицированное население, приехав на Север и получив необходимую профессию, трудовые навыки работы в экстремальных условиях, пройдя акклиматизацию, покидает эти районы. В итоге районы нового хозяйственного освоения, испытывающие дефицит в рабочей силе, начинают выступать поставщиками квалифицированных кадров для старообжитых районов страны.  

Перспективы развития региона. 
 

Цели. 
 

Необходимо активизировать усилия на-учной и производственной общественнос-ти, региональной и федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектами Федерации, их интеграции в единое экономическое пространство Рос-сии, формированию в территориальных об-разованиях рынков товаров и услуг, смягче-нию в них социальной напряженности, оз-доровлению финансового положения хо-зяйствующих субъектов.  

Наиболее приоритетными, видятся следующие цели: 

быстрый рост доходов  всех слоев на-селения и сглаживание резких различий в этой сфере по территории округа прежде всего через активизацию хозяйственных связей между входящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных усло-вий для активизации и стимулирования уча-стия населения на рынке финансовых услуг, расширения потребительского спроса, 

Муниципализация социальной по-литики. Направление ее в первую очередь на формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базо-вых социальных благ (медицинского об-служивания, общего образования). 

Обеспечение и  поддержание балан-са интересов работников и работодателей, содействие занятости населения депрес-сивных территорий и монопрофильных го-родов, в том числе на основе создания ус-ловий для роста их территориально-отрас-левой мобильности. 

Углубление и  активная диверсифи-кация сырьевой специализации экономики округа, поддержка создания межотрасле-вых и межсубъектных промышленных ком-плексов, содействие технической и техно-логической интеграции, ориентированных на углубленную переработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня за-грузки мощностей. 

Формирование  агропродовольственного рынка УрФО, организация индустрии реализации производимой сельскохозяйст-венной продукции, поддержка хозяйств на-селения. 

Техническое и  организационное об-новление транспортного комплекса округа, интенсивное развитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере. 

Оздоровление  экологической ситуа-ции с одновременным наращиванием природноресурсного потенциала, становление экологического страхования. 

Технологическое обновление жи-лищно-коммунальной сферы, формирова-ние рынка топливно-энергетических ресур-сов, стимулирование энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере. 

Укрепление финансово-экономиче-ской базы УрФО через создание разветвлен-ной финансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграцию кредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг, становление индустрии страхования. 

Консолидация  всех ветвей власти и управления на реализацию социально-эко-номических приоритетов, повышение ре-зультативности государственного регули-рования осуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, на-циональных, геополитических и других особенностей округа. 

При всей разноплановости сформули-рованных приоритетов общей для них является ориентация, с одной стороны, на по-вышение степени интегрированности тер-риторий в рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальное включение потенциального эффекта от раз-вития межрегиональных хозяйственных связей для решения социальных проблем округа и всей Федерации. 

Методы. 

Недостаток энергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообраз-но, как показывают исследования, воспол-нять за счет возможностей Ханты-Мансий-ского автономного округа. На его террито-рии размещена одна из самых «молодых» и технически совершенных групп энергопро-изводящих мощностей. Семь генерирую-щих станций имеют установленную мощ-ность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд. кВтч электроэнергии в год. Для энергосис-тем Урала, часть из которых дефицитна по генерирующим мощностям (например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»), соседст-во с таким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспе-чения, но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с «Тюменьэнерго». В первую очередь необходимы соединительные звенья в виде ЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнерго». Прокладка таких звеньев особенно ак-туальна для районов, где проходят «коридо-ры» нефте- и газопроводов и требуется по-стоянная подпитка компрессорных и пере-качивающих станций. Подобное сотрудни-чество субъектов Федерации, расположен-ных в федеральном округе, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и черной металлургии, электрохи-мии и других высокотехнологичных на-правлений. 

Значительный  эффект не только для УрФО, но и для страны в целом могли бы обеспечить активизация потоков машино-строительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Из-вестны достижения АО «Уралмаш» по про-движению своих буровых установок. «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) выпус-кает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующее мировым стандартам. В г. Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испы-тательным полигоном и одновременно «за-казчиком» на новую технику, технологии, научные исследования стратегического ха-рактера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет уси-ления взаимодействия названных автоном-ных округов с Челябинской и Курганской областями.  

Важным представляется формирование на базе академических, научно-исследова-тельских и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-тер-риториальных образований, ряда промыш-ленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукогра-дов, технопарков, «инкубаторов» иннова-ционного бизнеса, инновационно-техноло-гических центров. Это даст мощную под-держку укреплению экономики Уральского федерального округа. 

Естественно, что  крупные и крупнейшие города должны стать «локо-мотивами» экономического, социального и культурного развития всего региона. Между тем разделение на «полюса раз-вития» и «периферию» может и должно рассматриваться не только с точки зрения концентрации населения, хозяйства и т.д. Сейчас актуален как раз иной аспект: инно-вационная составляющая - научный, конст-рукторский и внедренческий потенциал. От его наличия и использования зависит воз-можность осуществления на практике структурной и технологической перестрой-ки производства, рост конкурентоспособ-ности экономики. В УрФО значительным в этом плане потенциалом обладают многие малые и средние уральские города. Как правило, это центры высокотехнологичных производств оборонного профиля - ЗАТО, «полузакрытые» города и поселки. Таких территорий в округе несколько десятков (Снежинск, Озерск, Новоуральск, Лесной, Заречный, Миасс и др.). 

С начала 90 х на базе научно-производственного потен-циала указанных городов происходит создание центров высоких технологий и инноваций. Первенцем таких образований в России стал технополис «За-речный» (на базе одноименного города при Белоярской АЭС). Его опыт на Урале сей-час активно тиражируется. Именно техно-полисы могут стать наиболее перспектив-ными для УрФО «полюсами развития». 

Разработка систем поляризованного развития не должно ограничивается только конверсионными технополисами. Уже реализуются программы создания тех-нопарков в ряде городов и поселков Свердловской области - Высокогорский (Ниж-ний Тагил), Академический и Уральский (Екатеринбург). Предложено сформировать экотехнопарки в поселках Сысерть и Ниж-ние Серьги. Предложен эксперимент по са-нации депрессивных территорий лесопро-мышленного (Тавдинский район) и горно-промышленного профиля (Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск, Асбест). 

В основе формировании населения северных районов должен лежать не принцип географической близости, а следующие требования: районы выхода должны быть трудоизбыточными и переселение из них должно вестись семьями, а не отдельными лицами, прибывающими на несколько лет; районы выхода должны иметь близкие хозяйственные условия с районами вселения с тем, чтобы обеспечить наименьшую смену профессий у переселенцев; климатические условия в районах выхода не должны резко отличаться от таковых в районах вселения. 

Необходимо применить  новые подходы к формированию населения и заселению северных территорий. Тезисно их можно представить в следующем виде:  

значительная  часть Северных территорий России при  научно обоснованной системе расселения и планировке городских поселений  может иметь постоянное или длительно  живущее население; прежде всего, это  относится к Среднему и Ближнему Северу; 

- государство  берет на себя затраты по  гарантиям и компенсациям населению,  связанные с особыми условиями  проживания, для всех жителей  Севера, независимо от того, в  какой сфере они работают, какой  формой собственности владеет  работодатель; 

- воспроизводство  населения северных районов должно  осуществляться в основном за  счет собственной демографической  базы. Миграции будут восполнять  выезд пенсионеров и обеспечивать при необходимости рост населения на отдельных территориях, в определенные периоды времени; 

- ограничение  добычи топливно-энергетических  и минерально-сырьевых ресурсов, при оптимизации демографической  и социально-профессиональной структур  населения, а также рост объемов  переработки ресурсов и расширение  заселенности территории должно  осуществляться, в основном, за счет  достижений НТП и внутренних  людских ресурсов. 

Заключение. 
 

Уральский федеральный  округ имеет огромный потенциал  развития вследствии своего местоположения, количества природных ресурсов, расположенных на его территории, наличия крупных промышленных предприятий и научно - технической базы.  

Для реализации этого потенциала необходимо прекратить воспринимать этот регион в качестве поставщика дешевого сырья для перерабатывающих предприятий на европейской части  страны и за ее пределами, с одной  стороны, и как рынок сбыта  для готовой продукции различных  отраслей, с другой. При условии  вложений значительных средств в развитие перерабатывающих мощностей, создании промышленных и социальных инфраструктур, ориентированных на потребности внутри УрФО и на получение максимальных прибылей при экспорте продукции за его пределы на территории округа можно создать новый индустриально-культурный центр, сопоставимый по уровню развития с центральными территориями страны. 

Это, безусловно, более затратный подход, который  вряд ли будет востребован частными структурами, заинтересованными в  скорейшей окупаемости инвестиций. Но социально-ответственному государству, в качестве долгосрочных вложений этот регион способен в дальнейшем будущем  принести огромные политические и экономические  дивиденды. 

Таблицы и диаграммы. 

таблица 1. 
 

таблица 2. 
 

Таблица 3. 
 

Таблица 4. 
 

Таблица 5. 
 

Поисково-разведочное  бурение по субъектам Уральского региона за период 1994-2001 гг. 
 

Источники. 
 

1. А.А. Головлев 

«Экономическая  география российской федерации» 

2. Т.Н. Успенская 

«Демографическое  развитие северных народов уральского федерального округа»» 

3. А.И. Татаркин, В.Ф.Басаргин, С.Ю.Юрпалов, С.Г. Важенин  

«Социально - экономические  проблемы региона» 

4. А.И. Татаркин 

«Приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа» 

5. Кулешов В.  

Экономика Сибири: этапы развития, современные проблемы и варианты будущего  

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа