Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:36, реферат

Описание

Современное экономическое районирование России включает три основных звена: крупные экономические районы; районы среднего звена – республики, края, области, автономные округа; низовые районы – административно-хозяйственные субъекты. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. К высшему звену районирования относят крупные экономические районы.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1.Природные условия и ресурсы..................................................................5
2.Население....................................................................................................7
3.Транспортная сеть.....................................................................................10
Заключение...................................................................................................15
Список литературы......................................................................................17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Экономической географии и регианолистике.docx

— 40.67 Кб (Скачать документ)

     Железнодорожный транспорт обеспечивает 4/5 грузооборота и 3/4 пассажирооборота Протяжённость сети железных дорог 5,9 тыс. км(1974),из их 2031 км электрифицированных . Конфигурацию железнодорожной сети определяют две пересекающиеся района. в Тихорецке магистрали: Миллерово — Ростов-на-Дону — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку и Волгоград — Сальск — Краснодар — Новороссийск, от которых отходят многочисленные линии на Украину, в Центральное Поволжье, Закавказье. Ж.-д. сеть района связана с ж.-д. сетью Крыма паромной переправой через Керченский пролив Большой Кавказ пересекают железнодорожной линии Армавир — Туапсе и строящаяся (1976) Краснодар — Туапсе. Протяжённость сети трубопроводов примерно вдвое превышает сеть железных дорог. Добываемая в районе нефть идёт на местные нефтеперерабатывающие заводы; по продуктопроводу Грозный — Трудовая транспортируются светлые нефтепродукты в район Донбасса. Для доставки сибирской и поволжской нефти в район и на экспорт сооружен нефтепровод Куйбышев — Тихорецк — Новороссийск. Сеть магистральных газопроводов связана с газопроводами Центра, Украины, Поволжья и Закавказья. Длина автодорог с твёрдым покрытием 40,3 тыс. км (1974). Главный, или Водораздельный, хребет пересекают Военно-Сухумская дорога (на высоте 2816 м), Военно-Осетинская дорога (на высоте 2829 м) и Военно-Грузинская дорога (на высоте 2388 м). Развит воздушный транспорт. Длина судоходных речных путей — 1,6 тыс. км. Важнейшее звено единой транспортной сети — Волго-Донской канал, для усиления которого ведутся работы по шлюзованию нижнего Дона, построен Николаевский комплексный гидроузел.5

     Территория Северо-Кавказского экономического района обслуживается Северо-Кавказской железной дорогой, которая обеспечивает как внутрирайонную связь, так и связь с другими регионами. Эксплутационная длина железнодорожных путей района составляет 6,3 тыс. км. (7,4% эксплутационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. кв. км. территории – 160 км. железнодорожных путей (средняя по РФ – 51 км). Северо-Кавказская железная дорога и район её тяготения полностью совпадает с границами района. 
 

Таблица № 1. Характеристика железнодорожного транспорта региона:     (данные 2006 года)

Субъект Федерации Длина ж/дороги (тыс. км.) Плотность ж/дороги (км/1000 кв.км.)
Адыгея  республика 148 194
Дагестан  республика 516 103
Ингушетия республика 39 178
Кабардино-Балкария республика 133 107
Карачаево-Черкессия республика 51 36
Краснодарский край 2174 286
Ростовская  область 1865 185
Северная  Осетия-Алания республика 144 180
Ставропольский  край 944 142
Чечня республика 304 178
И Т О Г О: 6318 1578
 

     Главной осью Северокавказской железной дороги, проходящей по территории Северного Кавказа, является магистраль (Лиски) – Лихая – Ростов – Тихорецкая – Кавказская – Армавир – Минеральные воды – Прохладная - Гудермес – Махачкала – Самур – (Баку), пересекающая район с северо-запада на юго-восток. К ней примыкает линия Армавир – Туапсе – Сочи – веселое, обеспечивая выход в западные районы Закавказья. С юго-запада на юго-восток проходит направление Новороссийск – Крым – Краснодар – Кавказская - Ставрополь – (Элиста). Выход с Северного Кавказа на Нижнюю Волгу и далее на восток обеспечивают два направления: Червленная – Узловая – Кизляр - Олейниково – (Астрахань) и Тихорецкая – Сальск – Котельниково – (Волгоград). Наиболее разветвленную сеть имеет северо-западная часть Северо-Кавказского района, которая обеспечивает взаимодействие с морским и речным транспортом, имея выходы к портам, а также осуществляя транспортно-экономические связи с ближним и дальним зарубежьем. В условиях сложной политической обстановки и военных действий в Чеченской республике, была построена обходная железнодорожная линия Кизляр – Карлан-Юрт, в обход Чечни через территорию Дагестана.6

     Три моря омывают территорию Северного Кавказа: с запада – Азовское и Черное, с востока – Каспийское. Морские порты расположенные на территории региона, хорошо оборудованы. На черноморском побережье Краснодарского края расположены глубоководные российские порты. Порт Новороссийск располагается в Цемесской Бухте, в его состав входят: Новороссийский морской торговый порт, Новороссийский лесной порт, рыбный порт. Туапсинский морской торговый порт, глубоководный и незамерзающий, в его составе два грузовых специализированных района: наливной и сухогрузный. Порты Азовского моря: в краснодарском крае: Ейск, Темрюк и Кавказ, в Ростовской области: Таганрог и Азов. На побережье Каспийского моря расположен морской торговый порт Махачкала.

     По территории Северного Кавказа проходят благоустроенные автомобильные магистрали, по которым осуществляются межрайонные и межобластные перевозки, есть автодороги местного значения, например в горах – это единственное быстрое и надежное средство передвижения грузов. Есть в регионе федеральные автомобильные дороги, имеющие международное значение и включенные в сеть международных дорог, такие как: (…Киев – Харьков) - Ростов-на-Дону – Волгоград – Астрахань и далее в Центральную Азию до границы с Китаем; Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Владикавказ и далее на Тбилиси и Ереван. Изменившаяся политическая обстановка на Северном Кавказе и нестабильное положение в регионе привели к закрытию сквозного движения автотранспорта по главной магистрали юга России «Кавказ», что обусловило необходимость пересмотра сети автомобильных дорог. 

    

  Таблица № 4. Характеристика автомобильного транспорта региона (данные 2006 года)

Субъект Федерации Длина авто/дороги (тыс. км.) Плотность авто/дороги (км/1000 кв.км.)
Адыгея  республика 1532 202
Дагестан  республика 7221 144
Ингушетия республика 777 199
Кабардино-Балкария республика 2881 230
Карачаево-Черкессия республика 1887 134
Краснодарский край 10253 135
Ростовская  область 10998 109
Северная  Осетия-Алания республика 2309 289
Ставропольский  край 7459 112
Чечня республика 3057 199
И Т О Г О: 48374 1753
 

  

     Широкое развитие получил на Северном Кавказе трубопроводный транспорт – нефтепроводов и газопроводов. По магистральным нефтепроводам АО «Черномортранснефть» нефть перекачивается от Тихорецка до Туапсе и Новороссийска. Из Предкавказья по системе магистральных газопроводов газ идет на Москву и Санкт-Петербург, обслуживая по пути предприятия и население Ростова, Воронежа и многих других населенных пунктов. Действует нефтепровод из Казахстана – от месторождения Тенгиз через Атырау, далее по трассе Астраханская – Комсомольская – Кропоткин – Новороссийск. В 2004 году вступил в строй магистральный газопровод «Голубой поток», по которому природный газ из Западной Сибири передается в Турцию через Новороссийск. Пройдя по территории Ростовской области и Краснодарского края, газопровод улучшил энергообеспеченность и региона, его трасса проходит по дну Черного моря.7

Заключение 

     В перспективе в экономике развития Северо-Кавказкого района ожидается уменьшение доли тяжелого машиностроения. Химии и нефтехимии. Вместе с тем получат развитие машиностроение и самолетостроение, производство оборудования для аграрного сектора, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, индустрии строительных материалов. Важнейшей задачей остается повышение эффективности работы АПК Северного Кавказа: увеличение урожайности всех культур, совершенствование сельскохозяйственной специализации каждой части района с учетом природных и экономических условий. Необходимо проводить постоянную работу по сохранению и восстановлению рыбных богатств Азовского и Каспийского морей.

     Нестабильность социально-политической обстановки последних лет привела к спаду развития рекреационной сферы, включая туризм и отдых. Учитывая уникальность природных ресурсов и их огромный потенциал, а также ту роль, которую играет рекреационное хозяйство в экономике района, необходимо сделать все возможное для его дальнейшего развития.

     В настоящее время Северо-Кавказский экономический район, так же как и другие районы России, испытывает жесточайший кризис, спад производства во всех сферах экономики, что отягощается национальными конфликтами, межэтническими проблемами, проявлениями терроризма. Поэтому главной задачей перспективного развития этого сложнейшего региона являются стабилизация политической и экономической обстановки, проведение экономических рыночных реформ, развитие многообразия всех форм собственности, предпринимательства и особенно первоочередное решение социальных проблем. В настоящее время в Северо-Кавказском экономическом районе выполняются целевые федеральные программы «Каспий» и «Горы», финансируемые из государственного бюджета. «Каспий» ставит целью улучшение рыбного поголовья ценных пород на Каспии, реконструкцию и строительство новых портов, освоение континентального шельфа для добычи нефти и газа. Программа «Горы» ставит задачей освоение земель предгорий под сельскохозяйственное производство за счет фермерских и личных подсобных хозяйств и развитие социальной инфраструктуры национальных районов Северного Кавказа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Б.М.Лапидус, Ф.С.Пехтерев, Н.П.Терешина / Регионалистика. УМК МПС России 2001 г.

=2. Экономическая и социальная география России под редакцией профессора А.Т.Хрущева / Москва. Дрофа. 2006г.

3. Учебник  / Регионоведение под редакцией профессора Т.Г.Морозовой / Москва. Банки и биржи. 1999 г.

4. Ю.И.Гладкий,  В.А. Доброскок, С.П.Семенов / Экономическая география России / Москва 1999 г.

5. Э.Н.Кузьбожев, И.А.Козьева, М.Г.Световцева / Экономическая география и регионалистика / Москва. Высшее образование. 2007 г.

6. А.Л.Чепалыга, Г.И.Чепалыга / Регионы России. Справочник / Москва. 2006 г.

=7.http://900igr.net/prezentatsii/geografija/Severo-Kavkazskij/Severo-Kavkazskij-ekonomicheskij-rajon.html

8.http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/130943/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского экономического района