Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание

Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Район богат земельными (пахотные земли составляют примерно 1/5 российских) и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.

Содержание

Административный состав Поволжского района. (с3-4).
Особенности экономико-географического положения .(с5-6).
Место района в хозяйственном комплексе страны. (с7-8).
Оценка природных ресурсов и условий района. (с9-10).
Характеристика населения и трудовых ресурсов района. (с11-12).
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района. (с13-17).
Отрасли дополняющую промышленную специализацию района, комплекс услуг (с18).
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района. (с19-21).
Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК). (с22-24).
Развитее внешних связей района. (с25-26)
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике. (с27)
Список литературы (с28).

Работа состоит из  1 файл

Поволжский экономический район.docx

— 958.90 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     На  выпуск иномарок сделала ставку и  группа «СОК» (представлена в рейтинге «Эксперт Волга-200» отдельными предприятиями), организовавшая на удмуртском «Иж-Авто»  производство KIA. Сейчас СОК ищет зарубежного  партнера для выпуска иномарок на площадях расположенной в Самарской  области «РосЛады».

     Черный  металл

     Рост  благосостояния населения Поволжья объясняет высокие результаты в  рейтинге «Эксперт Волга-200» парфюмерно-косметической  промышленности (47%), сектора строительства (прирост 44,7%) и завязанной на него промышленности строительных материалов (41,5%) по данным на 2009 год.

     Самый же высокий средний темп прироста объемов реализации (почти 50%) продемонстрировала черная металлургия, представленная тремя  фигурантами. Такому росту отрасль  обязана Кулебакскому металлургическому  заводу из Нижегородской области: реализовав в прошлом году продукции на 2,5 млрд. рублей, предприятие добилось по сравнению с 2008 годом прироста на 232,4%.

     А вот предприятия цветной металлургии  Поволжья, по сравнению с остальными секторами рейтинга, показали самые  скромные результаты. Средний прирост  трех компаний данной отрасли, вошедших в рейтинг, оказался отрицательным. Это произошло главным образом  из-за Самарского металлургического  завода (СМЗ), объем реализации которого в 2009 году составил 10 млрд. рублей, что  ниже предыдущего периода на 1,7 млрд. Более того, СМЗ получил чистый убыток 433,4 млн. рублей. Новому собственнику Самарского металлургического завода — алюминиевой корпорации Alcoa —  предстоит вложить не один десяток  миллионов долларов, чтобы поднять  предприятие.

     С убытком 400 тыс. рублей закончил прошлый  год еще один представитель цветной  металлургии Поволжья, вошедший в  рейтинг, — компания «Цветметсервис».

     Дальнейший  рост экономике Поволжья могут обеспечить нефтехимическая и химическая промышленности, стремительно растущий в последние  годы потребительский сектор, и, естественно, главный «козырь» макрорегиона —  машиностроение, прежде всего автопром. Уже сейчас в машиностроительном секторе идут активные процессы холдингостроения, реализуются новые инвестпроекты, на предприятия приходят люди и компании, близкие к государству, что позволит заводам получить сильного покровителя. Учитывая высокую капиталоемкость  машиностроения и изношенность основных фондов, быстрых результатов ждать  не стоит. Зато отрасль способна обеспечить стабильный рост экономики Поволжья в целом. 

     10. Развитие внешних  связей района. 

     В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный  и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси»  развиваются в широтном направлении  и обеспечивают доставку в район  сырья: нефти, газа, угля, металла.

     Из  шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные  районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское  направление – важное звено Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает  Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке  превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке  вторых путей на магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск – Ульяновск  – Сызрань – Саратов – Иловля, которая имеет выход на Волгоград  и Казань.

     По  развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране по данным на 2009 год. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный  путь. По Волго-Камскому пути и через  систему каналов район имеет  выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы  – зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и  камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди  массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.

     Из  общего объема перевозок грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть  сырья, проходящего через район  транзитом, остается в поволжских городах  и используется многими отраслями  их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и  др.

     В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов  добычи направляется во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск – Нижний Новгород –  Ярославль – Москва – Рязань; Самара – Новороссийск; Альметьевск  – Самара – Брянск – Мозырь и  далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  развития района в  условиях перехода к  рыночной экономике.

      Можно выделить ряд проблем тормозящих развитие района:

      экономический кризис, приведшей к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению  внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;

      истощение месторождений нефти и газа;

      малочисленность мелких перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий непосредственно  в местах производства сельскохозяйственной продукции;

      изношенность  основных фондов большинства предприятий, реконструкция которых требует  больших капитало-вложений;

     загрязнение окружающей среды и браконьерство  в рыбном хозяйстве.

     Для успешного развития в подрайоне  рыбного хозяйства необходимо оздоровление окружающей среды, усиление борьбы с  браконьерским ловом рыбы, а также  увеличение искусственного воспроизводства  наиболее ценных пород осетровых  рыб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. www.coolreferat.com

2. Экономическая  и социальная география России: учебник для вузов / под ред.  проф. Хрущева. – 3-е изд., перераб.  и доп. – М.: Дрофа. – 2006. –  607 с.

3. Официальный  сайт Госкомстата России. www.gks.ru

4. Регионы  России. Статистический сборник.  М., 2005.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района