Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание

Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Район богат земельными (пахотные земли составляют примерно 1/5 российских) и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.

Содержание

Административный состав Поволжского района. (с3-4).
Особенности экономико-географического положения .(с5-6).
Место района в хозяйственном комплексе страны. (с7-8).
Оценка природных ресурсов и условий района. (с9-10).
Характеристика населения и трудовых ресурсов района. (с11-12).
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района. (с13-17).
Отрасли дополняющую промышленную специализацию района, комплекс услуг (с18).
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района. (с19-21).
Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК). (с22-24).
Развитее внешних связей района. (с25-26)
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике. (с27)
Список литературы (с28).

Работа состоит из  1 файл

Поволжский экономический район.docx

— 958.90 Кб (Скачать документ)

          КамАЗ – крупнейшее в стране  предприятие по производству  грузовых автомобилей большой  грузоподъемности. В его составе  семь заводов: автомобильный,  двигателей, прессово-рамный, кузнечный,  литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. Автомобильный завод спроектирован  на выпуск в год 150 тыс. машин  различных модификаций грузоподъемностью  8 т. В настоящее время производство  автомобилей сократилось до 20,2 тыс.  штук. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников,  обеспечивающих поставки необходимых  комплектующих изделий.

           Ульяновский автозавод возник  в 1941 г. на базе эвакуированного  московского ЗИЛа. Здесь создана  серия автомобилей УАЗ высокой  проходимости грузоподъемностью  0,8 т, предназначенных для перевозки  мелких партий грузов по дорогам  не только с твердым покрытием,  но также по грунтовым и  проселочным. В г. Сердобске  (Пензенская обл.) организован филиал  ЗИЛа, а в Балашове – завод,  выпускающий автомобильные прицепы. 100% российского производства троллейбусов  дает завод в г. Энгельсе.

         Традиционная отрасль Поволжья  – речное судостроение. Крупнейший  центр судостроения и судоремонта  – г. Астрахань.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7. Отрасли, дополняющие  промышленную специализацию  района, комплекс  услуг.

      Легкая  промышленность в районе получила повсеместное развитие. На ее долю в целом по району в 1995 г. приходилось 2,2% от общего объема промышленного производства (по России — 2,5%). Однако эта отрасль размещена по территории неравномерно. В Астраханской области на ее долю приходится 4,8%, в Ульяновской - 5,8%, Пензенской — 4,8%, Волгоградской — 2,0%, а в Самарской — всего 0,6% и т. д.

      В районе сосредоточена текстильная  промышленность, представленная производством  шерстяных, суконных и хлопчатобумажных тканей. По их выпуску район находится  на одном из первых мест среди экономических  районов Российской Федерации. Шерстяная  промышленность возникла исторически  на базе крепостных мануфактур в Барыше, Языкове, Сурске и др., а хлопчатобумажная — в послевоенные годы, когда  в Камышине (Волгоградская область) был построен крупный хлопчатобумажный комбинат. В Балашове (Саратовской  области) выпускают синтетические  ткани из капрона.

      Другой  важной отраслью легкой промышленности является производство мехов (крупнейший меховой комбинат размещен в Казани), сырье для этой отрасли поступает  из других районов страны.

      Развитию  промышленности строительных материалов в районе способствуют достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10 — 12% от общероссийского его производства), которое быстро росло в связи с большими потребностями в вяжущих материалах (строительство ГЭС, промышленных предприятий, жилого фонда и др.). Оно сосредоточено на нескольких заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки. Также выпускаются бетонные и железобетонные изделия, асбоцементные трубы, рубероид, силикатный кирпич. Важную роль играют мощные строительные организации, возникшие на базе гидростроительства (например, «Куйбышев-гидрострой») и участвовавшие в сооружении крупных машиностроительных и нефтехимических комплексов.

      В районе имеется несколько металлургических заводов. Черная металлургия, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена следующими заводами: передельный металлургический завод «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод, производящий легкие сплавы. В Волжске построен трубный завод, выпускающий электросварные трубы большого диаметра для нефтяной и газовой промышленности. 

     8. Специализация, уровень  развития сельского  хозяйства района.

     Агропромышленный  комплекс Поволжья представлен развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью межрайонного значения. Район издавна был одним из важнейших земледельческих в  стране. В настоящее время он занимает первое место в России по площади  сельскохозяйственных угодий (18,7%). Из 25,5 млн. га посевной площади примерно 18–19 млн. га заняты зерновыми культурами. На район приходится 18,4% российского  производства зерна. По этому показателю он уступает лишь Северо-Кавказскому. Особое место в зерновом хозяйстве  занимает производство яровых высокобелковых и твердых сильных пшениц. Посевы озимой пшеницы расположены в  основном на Правобережье, в Саратовской  и Волгоградской областях, где  зима значительно мягче, чем в  Заволжье.

     Поволжье  выделяется среди других районов  и выращиванием крупяных культур. В  хорошо увлажненных его частях выращивают гречиху, а в более засушливых – просо. В Астраханской обл. выращивают рис.

     Технические культуры занимают существенно меньшие  посевные площади. Преобладают в  их посевах масличные: подсолнечник, горчица. Подсолнечника особенно много  в Саратовской обл. Горчицу выращивают в Волгоградской и Саратовской  областях. По производству горчицы  Поволжье занимает первое место в  стране.

     Из  других культур стоит отметить коноплю (Пензенская и Ульяновская обл.), лен-долгунец (Татарстан, Ульяновская  обл.), кориандр и мак (Самарская и  Саратовская области).

     Отрасли специализации сельского хозяйства  Поволжья – овощеводство и бахчеводство. Основной ареал их выращивания –  Волго-Ахтубинская долина Астраханской обл. Широко известны астраханские помидоры и высокосахаристые арбузы.

     Развито животноводство молочно-мясного и  мясошерстного направления. Район  дает 14,1% общероссийского производства мяса и 13,7% молока.

     В полупустынной зоне развито овцеводство. В Калмыкии большое значение имеют  коневодство и производство кумыса.

     Важнейшая проблема развития сельского хозяйства  района – необходимость проведения работ по орошению земель, обводнению пастбищ. Острозасушливая зона Поволжья охватывает территории Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, Республики Калмыкия. Периодически повторяющиеся  здесь засухи резко снижают урожайность  зерновых (в Саратовской обл., например, с 25 до 5 ц/га), особенно (в 10—15 раз и  более) в левобережных районах зоны сухих степей.

     В районе действует несколько оросительных систем: Саратовский оросительно-обводнительный канал, Палласовский оросительный канал, Тажинская, Тольяттинская и Приволжская  оросительные системы. Основным принципом  ирригационного строительства становится создание не отдельных каналов, орошающих  сравнительно небольшие площади, а  крупных инженерных систем регулярного  действия и закрытого типа. На территории района можно выделить три основные зоны орошения: Поволжскую возвышенность, Заволжские сырты и Прикаспийскую  низменность. В Волго-Ахтубинской  пойме, где удачно сочетаются жаркий климат, большие площади плодородных  земель, обилие воды для орошения, хорошо произрастают бахчевые культуры, капуста, лук, баклажаны, кабачки, особенно помидоры. На долю Волго-Ахтубы приходится около  1/з помидоров и более 3/4 арбузов, выращиваемых в России. Однако спрос на астраханские помидоры и арбузы не удовлетворяется. Резко увеличить их производство можно только на поливных землях. Средняя урожайность овощей на поливных землях 100—120 ц/га, но она может быть увеличена до 400–500 ц/га.

     Важная  часть агропромышленного комплекса  – пищевая промышленность. Условия  для ее развития исключительно благоприятны: обеспеченность сельскохозяйственным сырьем, значительные производственные мощности, потребности населения  Поволжья и других районов страны.

     Кроме обычных для любого экономического района отраслей, обеспечивающих местное  население продуктами питания (мясом, маслом, молоком, хлебом), пищевая промышленность Поволжья имеет несколько производств  общероссийского значения. Старейшая  отрасль его пищевой индустрии  – мукомольная – развита в  Саратовской, Самарской и Ульяновской  областях. Район самый крупный  в России по вывозу муки. Переработкой соли выделяются предприятия Волгограда и Волгоградской обл. В Астраханской обл. сконцентрированы рыбные заводы, выпускающие различную продукцию, особенно из осетровых рыб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     9. Территориальная  структура хозяйства  района (крупнейшие  промышленные узлы, подрайоны, ТПК)

     В районе сложилось несколько крупных  нефтехимических узлов. Сочетания  нефтехимических производств в  наиболее законченном виде возникли в пределах Самарской Луки: в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Тольятти. Новокуйбышевский нефтехимический комбинат – крупнейший производитель синтетического спирта, полиэтилена высокого и низкого  давления. В Тольятти находятся заводы по производству синтетического каучука, минеральных удобрений. В Нижнекамске  создан крупнейший в мире универсальный  комплекс нефтехимических производств, выпускающий синтетический каучук, стирол, полиэтилен; построен шинный завод. На Нижнекамском нефтехимическом комбинате  работают самые мощные в стране установки  по переработке широкой фракции  углеводородов. В Казани построен завод  органического синтеза по выпуску  полиэтилена высокого и низкого  давления. Частично используя нефтехимическое  сырье Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, работают химические предприятия  в городах Волгограде и Волжском. Волжский химический комбинат выпускает  синтетический каучук, спирт, искусственное  волокно; организовано производство шин  и резинотехнических изделий. На Волгоградском химическом комбинате  на базе переработки соли и природного газа создано производство соды, каустика, хлора, ядохимикатов, ацетилена, удобрений, хлорорганических продуктов, полихлорвиниловых  и эпоксидных смол. Меньшее по объему сочетание химических производств  есть в Саратове (синтетический спирт, искусственные волокна), Энгельсе и  Балакове (искусственные волокна). На базе Астраханского газоконденсатного  месторождения работает Астраханский газовый комплекс, включающий газопромыслы и газоперерабатывающий завод. Комплекс специализирован на выпуске технической  газовой серы, автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, пропанобутановой фракции.

     Основные  нефтепромыслы Поволжья расположены  в Республике Татарстан, Самарской, Волгоградской и Саратовской  областях.

     Добычу  и переработку нефти ведут  несколько нефтяных компаний. Большую  часть добычи (66%) осуществляет нефтедобывающее  объединение АО «Татнефть» с объемом  добычи 25 млн. т.

     Наиболее  крупные ТЭС – Заинская КЭС (2,4 млн. кВт), Нижнекамская, Новокуйбышевская, Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт  каждая) и Балаковская ТЭЦ (200 тыс. кВт). 

     Автопром

     Доля  машиностроительной отрасли в общем  объеме реализации компаний, огромна  — более 30% по данным на 2009 год. Но по прибыльности оно серьезно уступает, например, транспортной сфере: 14 имеющихся  транспортных компаний в общей сложности  сумели получить в 2009 году более 14 млрд. рублей чистой прибыли, в то время  как машиностроительные предприятия  — 10,8 млрд. рублей. Низкая доходность отрасли  объясняется ее высокой капиталоемкостью, высокой изношенностью основных фондов.

     Тем не менее, именно представитель машиностроительной отрасли, точнее — автопрома, стал победителем  рейтинга «Эксперт Волга-200»: выручка  АвтоВАЗа в 2009 году составила 160,5 млрд. рублей. С близким результатом  сумела завершить год лишь «Татнефть» — 150,8 млрд. рублей.

     Прошлый год стал в какой-то степени переломным для внутренних продаж АвтоВАЗа. С  одной стороны, предприятием было реализовано  больше автомобилей, чем в 2007−м или 2008 годах. В то же время именно в 2009 году четко обозначилась тенденция  к снижению спроса на отечественные  авто, прежде всего из-за роста популярности новых иномарок (продажи подержанных  импортных машин — основных конкурентов  ВАЗа — снижаются, начиная с 2007 года). В прошлом году в России было продано 407 тыс. новых иномарок, в этом продажи  ожидаются на уровне 600 тыс. машин.

     Горьковский автозавод, занявший третье место в  нашем рейтинге, демонстрирует в 2009 году 12% рост продаж, но только в сегменте микроавтобусов и грузовиков. Возможно, ситуация изменится, когда на предприятии  будет организовано производство иномарок. Сейчас Горьковский автозавод заинтересован  в сотрудничестве с индийской  компанией Mahindra&Mahindra. Уже собрана  пробная партия внедорожников модели Scorpio, которые ГАЗ продвигает под  брэндом Marshal. Машины поступили к  дилерам для проведения маркетинговых  исследований рынка.

<

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района