Экономика Китайской Национальной Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 08:48, контрольная работа

Описание

Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом. В 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

Работа состоит из  1 файл

КР по ИЭ.docx

— 43.94 Кб (Скачать документ)

      В 1966 году в Китае началась «культурная  революция», продолжалась 10 лет до 1976 года и явилась сдерживающим фактором для экономического роста. Страна потеряла 500 млрд. юаней. Особенностью экономической  системы являлась сверх централизация. Роль государства была абсолютной в экономике и других сферах жизни общества. Промышленные предприятия не могли эффективно распоряжаться своими человеческими, финансовыми, материальными ресурсами, производством, снабжением, сбытом товаров, поскольку все деловые операции производились в соответствии с указами сверху. Государство снабжало предприятия средствами производства и закупало всю произведенную продукцию по ценам, установленным самим государством. Доходы производства изымались государством, а расходы покрывались. Произвол государственных чиновников порождал бюрократизацию общества. Товарный дефицит вошёл в норму. Принцип уравнительности вошёл во все сферы жизни, заработная плата выдавалась без учёта личного вклада работника и была минимальной. Жизненный уровень населения был крайне низок. Продукты распределялись посредством карточной системы. Возник «чёрный рынок», спекуляция.

      В период десятилетнего хаоса 1966-1976 годы хозяйственная система Китая  подверглась широким по сфере  охвата изменениям. Они заключались  в следующем. Массовое осуществление  «перехода в условиях бедности», обрубание «хвостов капитализма». Вновь  было решено переходить от мелких коллективов  к крупным, от коллективной экономики  к общенародной. Ограничить и ликвидировать  индивидуальную экономику. Также происходила  слепая передача прав низам, несообразное расширение различных полномочий мест. В 1969-1970 годах была осуществлена передача в управление провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, 2600 предприятий и организаций  центрального подчинения. Материальное стимулирование подвергалось критике, упрощалась система налогов, кредита, труда и заработной платы, ограничивалась регулирующая роль  экономических  рычагов, поощрялась «уравниловка». В  целом в период десятилетнего  хаоса крупномасштабные изменения  в хозяйственной системе привели  не к преодолению, а напротив, к  развитию прежних недостатков левацких ошибок периода «большого скачка». Они ещё более усугубили состояние  анархии в хозяйственной жизни, серьёзно повлияли на развитие народного  хозяйства страны.

      3. Современный этап социально – экономического развития Китая. 

      На 1 сессии ВСНП (Всекитайское собрание народных представителей) 4-го созыва в 1978 году при рассмотрении 10-летнего плана развития народного хозяйства КНР была выдвинута грандиозная, но трудновыполнимая экономическая программа. В 1978 году, пытаясь выполнить этот план, была фактически предпринята новая попытка «большого скачка». Результат – обострение социально-экономических проблем. От 10-летки пришлось отказаться. С мая 1978 года развернулась острая полемика между сторонниками и противниками экономических методов управления экономикой. Эта дискуссия подготовила предпосылки для решений III пленума ЦК КПК в декабре 1978 года, которые были восприняты как «поворотный пункт» в социально-экономическом развитии страны. Был положен конец «культурной революции» и с этого времени начинается отсчёт периода нынешней реформы в КНР. Особое внимание реформы было уделено сельскому хозяйству. Были намечены общие меры по повышение её продуктивности и вовлечению крестьян в осуществление программы. Так в 1979 году началась широкомасштабная хозяйственная реформа, с внедрением различных форм подрядной ответственности, подворного подряда. Главные принятые меры:

  • Восстановление и расширение прав самостоятельности хозяйственной системы,
  • Восстановление приусадебного и семейного подсобного хозяйства и рыночной торговли,
  • Повышение закупочных цен на зерно и часть другой сельскохозяйственной продукции,
  • Постепенное осуществление различных форм системы производственной активности.

      Эти меты привели к постепенному восстановлению и развитию сельского хозяйства, деревня вышла из застоя. В 1979 году был получен невиданный урожай зерновых. Далее рост зерновых возрастал, несмотря на стихийные бедствия. Значительные успехи в производстве хлопка, масличных культур, чайного листа, сахароносов и мяса. Соответственно увеличились и доходы крестьянства. Расцвет экономики деревни явился основой улучшения китайской экономики.

            В промышленности реформа  начала проводиться в качестве эксперимента. С конца 1978 года в провинции Сычуань  на шести промышленных объектах ввели  экспериментальные методы хозяйствования. Масштаб эксперимента увеличивался, вовлекая другие районы Китая. Анализируя опыт эксперимента китайские специалисты  разрабатывали хозяйственное законодательство. Перед китайскими экономистами стояли три задачи:

  • Научная несостоятельность левацких методов хозяйствования, нанёсших урон всему хозяйству Китая,
  • Ограниченность традиционных представлений о социализме,
  • Новые пути строительства социализма.

      На  XII съезде КПК в сентябре 1982 года Дэн Сяопином поставлена цель за 20 лет увеличить производство промышленной  и сельскохозяйственной продукции в четыре раза. Предполагалось, что ВНП составит 1 триллион долларов. В декабре 1982 года на пятой сессии ВСНП был утверждён пятилетний план экономического и социального развития КНР на 1981 – 1985 гг. В ходе выполнения этого плана произошли положительные сдвиги в экономике страны. Успехи были достигнуты как в области сельского хозяйства, так и в производстве валовой промышленной продукции. Среднегодовые темпы прироста 8,1% и 10,7% соответственно. Темпы роста экономики превысили задания пятилетки. Повысился уровень жизни трудящихся. Среднегодовой рост их доходов составил 13% (при росте цен 9,3%). Доходы крестьян удвоились. Розничный товарооборот удвоился. Были отменены карточки на большинство товаров. Уменьшилось число безработных с 5,9% до 2%. Были сделаны существенные успехи в науке и технике. Успешно развивающаяся реформа сельского хозяйства с начала 1985 года переносится и в город. К середине 1987 года реформой было охвачено 72 города. Активизировалась внешнеэкономическая деятельность. Объём внешней торговли в 1987 году был в четыре раза больше, чем в 1978 году. За 1979 – 1987 гг. КНР привлекла 58,7 млрд. долларов зарубежных средств в форме займов и кредитов, и 23,7 млрд. долларов прямых инвестиций. К середине 1989 года было утверждено создание более 19 тысяч совместных предприятий. Но возникли и новые трудности. В связи с недостаточно обоснованным планированием появились элементы стихийности в экономике. В погоне за сверхвысокими темпами капиталовложения в основные фонды и фонды потребления слишком резко возросли, эмиссия денег чрезмерно увеличилась, в итоге появилась нестабильность. Проблемой оставался растущий бюджетный дефицит. Поощрение индивидуального предпринимательства, рыночной деятельности привело к распространению духа стяжательства, росту экономических преступлений. Основной задачей промышленной реформы было решение проблемы диспропорции в соотношении тяжёлой и лёгкой промышленности, развитие производства предметов потребления. Было упорядочено обслуживающее направление тяжёлой индустрии, совершён переход от обслуживания роста производства в данной отрасли к обслуживанию сельского хозяйства и лёгкой промышленности путём поставок исходного сырья и оснастки к обслуживанию технического оснащения народного хозяйства страны. Было упорядочено соотношение между накоплением и потреблением, сужены чрезмерные масштабы капитального строительства в общем объёме строительства. Эти меры улучшили пропорции между различными отраслями народного хозяйства, улучшило жизнь людей. Произошёл значительный рост ряда товаров потребления, повысилось их качество, разнообразие.

            В начале 1984 года правительство  выступило с призывом осуществить  реформу в торговле, а также  реформы «каналов обращения». Наряду с сохранением руководящей роли государственной торговли в товарообороте  требовалось активное развитие коллективной и индивидуальной торговли. Требовалась реформа закупок сельскохозяйственной продукции государством. Необходимо было создание системы товарооборота, обладающей многими каналами, небольшим числом промежуточных звеньев и применяющей открытые формы, чтобы дать возможность товарам находить пути реализации.

            На очередной сессии ВСНП в апреле 1986 года утвердили 7-летний план экономического и социального  развития на 1986-1990 гг. Планировалось  обеспечить рост валовой промышленности и сельскохозяйственной продукции  на 38%, и валового национального продукта на 44%. Реформу разбили на два этапа: 1986-1987 гг. комплексный характер реформ, затем расширение сферы и углубление характера реформ. Намечалось осуществление  системы планирования с использованием трёх форм планового управления:

  • В отношении небольшого числа ключевых отраслей и предприятий, связанных с выпуском важнейшей дефицитной продукции в рамках национальной экономики. Это производство осуществляется на основе директивных планов,
  • Производство и выпуск на мелких предприятиях второстепенных видов продукции с учётом рыночной конъюнктуры,
  • Направляющее планирование в отношении предприятий и видов продукции, находящиеся между двумя вышеуказанными категориями. Закону стоимости будет отводиться значительно большая роль. Одновременно равными темпами будут осуществляться реформы цен, налоговой и финансовой систем.

      Наряду  с успехами были и проблемы. Темпы  развития экономики превысили рационально  допустимые, результат – дисбаланс  отраслей народного хозяйства. Низкий уровень жизни из-за инфляции. Осенью 1988 года китайское руководство объявило о начале нового периода политики урегулирования, направленной на оздоровление экономической среды и наведение  экономического порядка путём углубления экономической реформы. Основные задачи на ближайшие 3-4 года были преодоление  перегрева экономики, создание эффективной производственной структуры, обуздание инфляции, создание системы контроля за развитием экономики.

            С 1995 года реформы  экономической системы Китая  вступили в новый этап, прорывы  наблюдались во всех областях экономики. Во время выполнения Восьмого пятилетнего  плана развития народного хозяйства  Китая (1991-1995 гг.) были достигнуты впечатляющие результаты. Ежегодно ВВП страны увеличивался в среднем на 12% и достиг 5773 млрд. юаней (почти в пять раз больше, чем в 1978 году). Среднегодовой прирост  продукции сельского хозяйства  составил 4,1%, средний прирост промышленного  производства более 10% в год.

            Новый этап реформ предполагает два решительных поворота:

  • От планового регулирования перейти к рыночным отношением,
  • От экстенсивных форм развития производства перейти к интенсивным.

      К 2000 году планировалось увеличить  среднедушевой ВВП в четыре раза по сравнению с 1980 годом. Смысл реформ в том, чтобы улучшалась жизнь  народа, повышался уровень материального  благосостояния. Первоочередные цели: модернизация сельского хозяйства  и реформирование государственных  промышленных предприятий. Результат  – вхождение в систему рыночных механизмов. Аграрно-продовольственная  проблема становится всё более острой. Площадь обрабатываемых земель в Китае с каждым годом сокращается, а под объекты промышленного и дорожного строительства отводятся высокоплодородные земли. Китайские руководители видят выход в укрупнении мелких хозяйств, в создании аграрно-промышленно-торговых комплексов, которые будут не только выращивать сельскохозяйственную продукцию, но и заниматься их переработкой и реализацией. Внедрение достижений современной агрономической науки и техники, укрупнение мелких хозяйств позволят ускорить механизацию сельского хозяйства, поднять уровень жизни крестьян. Система управления государственными предприятиями так же требует перестройки. Реформирование крупных государственных предприятий – важная государственная задача. Государственные фабрики и заводы составляют основу национальной промышленности, однако они убыточны, требуют больших государственных дотаций и не могут конкурировать с частными и иностранными предприятиями. Некоторые китайские экономисты считают, что государственные предприятия нужно приватизировать, но руководство страны не согласно с такой позицией.

            Усиление руководящей  роли КПК важно для обеспечения  реализации всех программ. Предполагалось провести социалистическую модернизацию в три этапа: к 2000 году планировалось  увеличить в четыре раза валовую  продукцию и добиться средних  показателей жизни народа; к 2021 году в честь 100-летия КПК – поднять  Китай до уровня среднеразвитой страны; к 2049 году к 100-летию КНР – превратить Китай в современную высокоразвитую державу.

            В настоящее время  экономические преобразования в  Китае продолжаются. Частный сектор находится под строгим налоговым  и инспекционным контролем, важнейшим  фактором экономического развития остаётся государственный сектор. На 2010 год экономика КНР занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Бурные  процессы обновлений охватили в 1980-е  годы весь социалистический мир. Ярко проявились они и в Китайской Народной Республике, где основой преобразований во всех сферах общественной жизни стала широкая и радикальная реформа хозяйственной системы. Было достигнуто известное продвижение во всех трёх главных направлениях реформы – перестройке, работе предприятий и превращений их в относительно независимых товаропроизводителей, формировании единой рыночной системы, замене прямого экономического контроля косвенным, опирающимся главным образом на экономические и правовые рычаги. Началось формирование рыночных механизмов. Инициаторам реформ в Китайской Народной Республике свойственна решительность, настойчивость в деле перестройки хозяйственной системы. Экономика Китайской Национальной Республики располагает огромным потенциалом оздоровления и развития.

Информация о работе Экономика Китайской Национальной Республики