Экономическая география и регионалитика Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание

Красноярский край богат природными ресурсами. Руда и уголь, графит и мрамор, лес и пушнина - по этим и другим их видам край занимает заметное место не только в стране, но и в мире. К числу главных богатств относятся и водные ресурсы.

Вода — особый природный ресурс. Она ничем не заменима, не исчезает при использовании, находится в постоянном круговороте. Без воды невозможно развитие всех отраслей хозяйства, невозможна и сама жизнь. В водные ресурсы входят вода, рек, озер, водохранилищ, прудов, каналов, подземные воды и ледники, а также моря.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1.История изучения рек Красноярского края……………………………8
2.История названий рек Красноярского края……………………………..17
3.Живой мир рек …………………………………………………………..21
4.Реки, как важный природный ресурс края……………………………23
5.Электроэнергетика……………………………………………………….25
6.Транспортные перевозки………………………………………………..27
7.Рыбная ловля…………………………………………………………….28
Выводы………………………………………………………………………….33

Список используемой литературы……………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

эконом география.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

     В Красноярском крае развиты все виды использования воды. Их доля в общем, использовании видна на схеме.  

 
 
 
 
 
 
 

Электроэнергетика

     Профилирующей отраслью специализации края в масштабах  страны является энергетика с наиболее прогрессивным ее звеном производством  электроэнергии.

     В структуре промышленного производства энергетические отрасли хотя и занимают относительно скромное место (17,0%) однако доля электроэнергетики в краевой промышленности (9,0%) боле чем вдвое выше средне российского показателя. Электроэнергетика края уже сегодня занимает лидирующие позиции в энергетике России, и ее роль продолжает возрастать.

     В крае положено начало созданию крупнейшей в стране электроэнергетической  базы. Нарастающий рост значимости Красноярского края в общероссийском производстве энергоресурсов обусловлен тремя обстоятельствами:

     Во-первых, увеличиваются энергозатраты на единицу готовой продукции. Это общемировая тенденция, являющаяся результатом внедрения в производство основных направлений НТР - электрификации комплексной механизации, автоматизации, электронизации и т.д.

     Во-вторых, неуклонно нарастает дефицит топливно-энергетических ресурсов в Западной экономической зоне, обусловленный огромными масштабами производства и истощением и без того ограниченных запасов топлива. Перспективное энергообеспечение Западной зоны немыслимо без форсирования энергетики Восточных районов.

     В-третьих, Красноярский край располагает самыми крупными в стране, имеющими глобальное значение запасами гидроэнергии и твердого топлива с исключительно благоприятными условиями их эксплуатации.

     С электроэнергетикой края связаны как  наибольшие успехи в развитии его экономики, так и самые яркие в последнем тридцатилетии эпизоды в "электрической биографии страны".

     На  основе использования самых эффективных  в стране гидроэнергоресурсов и  запасов твердого топлива построены  гигантские Красноярская ГЭС (6,108 млн. кВт), Березовская ГРЭС-1 (6,4 млн. кВт), функционирует самая северная в мире Усть-Хантайская ГЭС. Нуждами энергетического строительства в восточных районах края порождено крупнейшее в мире энергомашиностроение. На Петербургских заводах "Электросила" и Металлическом поочередно создавались гидроагрегаты в 509-640, а теперь возможно и более тыс. кВт единичной мощности.

     Производство  электроэнергии в 1994 г. составило 46,3 млрд кВт/час. Казалось бы, удельный вес Красноярской электроэнергии в стране невелик — 47%, однако по масштабам производства электричества край занимает второе место в России, уступая лишь Иркутской области.

     Установленная мощность электростанций достигла 16 млн. кВт в 1994 г. Достаточно напомнить, что эта величина двенадцатикратно превосходит наметки знаменитого плана ГОЭЛРО и равна энергетическому потенциалу, которым располагала страна в 1950 г. Красноярский край вышел на второе место в стране по душевому производству электроэнергии (15,4 тыс. кВт/час), более чем вдвое превышая средне российский показатель (6,7 тыс. кВт/час). В крае одна из самых высоких в стране электровооруженность труда, в 2,5 раза превосходящая средне российский показатель (25 и 13 тыс. кВт/часов, соответственно, на одного работающего, что является одним из "индикаторов" высокого уровня развития производительных сил. Красноярцы могут с гордостью сказать, что дальновиднейшая программа электрификации стран, особенно успешно решается у нас, в Приенисейской Сибири.

     Особенность Красноярской энергетики — повышенная доля электроэнергии, производимой гидростанциями — 45,4% при 17,0% в России в целом. Это и понятно — гидропотенциал края, не имеющий равных в стране как по величине, так и по эффективности, составляет пятую часть общероссийских гидроресурсов. Исполинский водный поток Енисея с его притоками может обеспечить выработку до 420 млрд. кВт/ час самой дешевой в стране энергии на современного типа электростанциях (гиганты-электростанции ни с экономической, ни с социальной точек зрения не эффективны).

     Крупнейшими производителями электроэнергии являются Красноярская ГЭС - около. 18-20 млрд. кВт/час, Красноярская ГРЭС-2 (г. Зеленогорск) — 7-8 млрд. кВт/ час, Назаровская ГРЭС — 4-5 млрд. кВт/час, Красноярские ТЭЦ 1 и 2, Березовская ГРЭС-1 (г. Шарыпово), каскад Таймырских ГЭС, Сосновоборская, Норильская, Талнахская, Минусинская ТЭЦ. 

Транспортные  перевозки в крае

     Использование рек края как водных путей началось издавна. Собственно говоря, с первых плаваний землепроходцев по Енисею и  его притокам началась история освоения восточносибирских просторов. Роль водных дорог в хозяйственном развитии края поистине огромна, ведь до конца прошлого столетия судоходство здесь было ведущим видом транспорта. Движение по рекам енисейского бассейна совершалось на легких лодках, плотах, баркасах, на крупных дощаниках-илимках. Сам Енисей в течение трех столетий был единственным транспортным путем между севером и югом тогдашней Енисейской губернии. С верховьев на плотах и барках сплавляли лес, скот, хлеб, бытовые товары. Вверх по реке баржи с пушниной и рыбой тянулись конской и людской тягой. Первый пароход совершил рейс из Енисейска в низовья реки в 1863 году.

     И поныне водный транспорт сохранил одно из ведущих мест в крае. Длина  внутренних судоходных путей составляет около 10 тысяч километров. Это вдвое  меньше длины автодорог с твердым  покрытием, но в 3,5 раза больше длины  железнодорожных путей. Водные просторы края бороздят более двух тысяч крупных судов. Большинство из них принадлежит Енисейскому речному пароходству. Свои грузовые суда имеют и многие ведомства.

     Перевозка грузов — главная забота водного  транспорта. Он весьма удобен для перевозки  массовых грузов — леса, топлива, хлеба, удобрений, стройматериалов — на большие расстояния. Стоимость перевозки по сравнению с другими видами транспорта является наименьшей. К тому же на севере края, где в большинстве районов отсутствуют железные и шоссейные дороги, речные пути вообще вне конкуренции. Ежегодно водным транспортом перевозятся свыше 20 миллионов тонн грузов, что почти в полтора раза больше, чем в 1965 году.

     Нижний  Енисей - это и морские ворота Арктики. Морским путем перевозится  более двух миллионов тонн грузов ежегодно. Это в 3,5 раза больше, чем двадцать лет назад. Такой быстрый рост объясняется, прежде всего, продлением навигации на реке и в арктических морях благодаря использованию мощных ледоколов.

     Водный  транспорт занимает видное место  и в пассажироперевозках. Ежегодно в крае перевозится почти два миллиона пассажиров. Пассажирский флот края весьма разнообразен. Основной объем и грузо- и пассажироперевозок приходится, конечно, на Енисей. Судоходно и большинство крупных притоков, правда, не на всех участках и не все время. Иные даже крупные реки, например, Тунгуски, судоходны только в «большую воду». Понятно, что судоходный— навигационный — период ограничивается для сибирских рек временем без ледостава и ледовых явлений. Продолжительный зимний период — главное препятствие для увеличения объема перевозок.

Рыбная  ловля.

     Енисей, Хатанга и другие речные, а также  связанные с ними озерные системы  всегда привлекали людей значительными  рыбными богатствами. Рыболовство  началось здесь одновременно с образованием первых поселений. Но долгое время рыба добывалась лишь для собственных нужд немногочисленного населения, и только во второй половине XIX века она стала товарной продукцией: годовые уловы составляли до 10 тысяч центнеров. А уже к 1914 году, когда на Енисее установилось регулярное пароходство, в Красноярск привозили ежегодно 25—30 тысяч центнеров рыбы, причем в основном самой ценной — осетровых и лососевых. Больше всего рыбы в Енисее добывалось в конце Великой Отечественной войны, когда промысел был нерегулированным и правила рыболовства не выполнялись — добывали до 56 центнеров в год. Естественно, затем уловы снизились до 40—45 тысяч центнеров, а в настоящее время в Енисее в год вылавливают 35—40 тысяч центнеров.

     Так сколько же рыбы в Енисее и других реках края — много или мало? А это как посмотреть. Если сравнивать, например, с реками Обь-Иртышского бассейна, то там рыбы чуть ли не в 10 раз больше. Главная причина — низкая биологическая продукция в Енисее и других восточносибирских реках планктона и бентоса — первичной основы корма рыб. Это же в свою очередь вызвано большими скоростями течения рек, каменистостью русл, малым количеством органического вещества, недостаточным развитием поймы, суровым термическим и ледовым режимом северных рек.

     В то же время для рыбного промысла на Енисее характерен большой удельный вес самых ценных видов речных рыб — осетровых и лососевых — стерляди, нельмы, омуля, муксуна, сига и других. Они составляют 35— 45 процентов улова, на Нижнем Енисее свыше 80 процентов. Промысел осетра с 1971 года запрещен. На Верхнем Енисее и на его притоках важное место в промысле занимает хариус. Около 100 центнеров вылавливается корюшки. Повсеместно ловятся щуки, налимы, язи, мелкие частиковые рыбы. Всего на Енисее встречается 42 вида и подвида рыб, принадлежащих к 12 семействам, и 30 из них служат объектом промысла.

     Чтобы удачным был промысел, необходимо знать основные биологические черты  енисейских рыб. Большинство рыб  становятся половозрелыми в 4—8 годовалом  возрасте. Очень медленно созревает  осетр — на 17—22 году. По темпу весового роста на первом месте стоят нельма и таймень, наращивающие до наступления половой зрелости в среднем за год 400—600 граммов. На втором месте - чир, щука, налим, стерлядь, наращивающие 125—280 граммов. Остальные рыбы растут еще медленнее. Плодовитость большинства рыб — 10—100 тысяч икринок. Рыбы, основу корма которых составляет бентос, составляют около 43 процентов, а у которых планктон — 18 процентов. К хищникам принадлежит около 20 процентов, остальные рыбы имеют смешанное питание.

     Интересно узнать, как долго живут енисейские рыбы, «Долгожители» — осетр и  таймень, их предельный возраст свыше 60 лет. Этот возраст у стерляди, нельмы, муксуна — свыше 20 лет, у омуля, чира, пеляди, сига — свыше 10 лет, у  ряпушки — до 9 лет и у тугуна — 6 лет.

     Круглый год по реке идет процесс размножения  рыб. Больше всего рыб нерестятся весной и летом — осетр, таймень, хариус, корюшка, карась, язь, щука, окунь  и другие. Осенью нерестятся нельма, омуль, ряпушка, муксун, чир, пелядь, сиг, тугун. Наконец, зима - время нереста налима.

     Ихтиологи — специалисты по изучению рыб - отмечают, что многие енисейские лососевые  рыбы, особенно обитающие севернее Полярного круга, большую часть  года находятся в среде с температурой ниже 1°. Несмотря на это, у них вырабатывается такой тип обмена веществ, что они растут не хуже, а даже лучше некоторых рыб, живущих значительно южнее.

     Енисей, конечно, важнейшее, но не единственное хранилище рыбных богатств. Большой  интерес для промышленного рыболовства  представляют другие северные реки — Пясина, Таймыра, Хатанга. Причем более 90 процентов улова здесь составляют ценные рыбы — чир, сиг, муксун, ряпушка и т. д. Так, в бассейне Пясины вылавливают в среднем около 1600 центнеров в год, в бассейне Таймыра (вместе с озером Таймыр) — около 3500— 4000 центнеров в год. Промысел здесь ведут совхозы Норильского рыбозавода.

     Особенно  богата рыбой Хатанга. Из живущих  здесь 35 видов рыб 14 видов являются объектом промысла. Общий улов ценных рыб составляет здесь свыше 12 тысяч  центнеров в год. Лов производят в основном совхозы Хатангского рыбозавода.

     Но  нечасто жителям края доводится  отведать вкусной рыбки. Скудеют  реки, сокращаются уловы. Причин такого положения много.

     На  ряде ценных видов еще теперь сказывается  «эхо» сильного перелова времен войны, когда неконтролируемый лов молоди подорвал рыбное стадо. Все еще, особенно на севере, продолжают бесчинствовать браконьеры, так гневно осужденные Виктором Петровичем Астафьевым в знаменитой «Царь-рыбе». Но основной урон рекам и их рыбным богатствам наносит негативное вмешательство человека в результате его хозяйственной деятельности.

     Живой мир рек - самое уязвимое звено  речной системы. Плотины загораживают рыбам пути их привычной миграции, губят рыбу в гидроагрегатах, меняют обычные условия температурного и ледового режима. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия загрязняют воду выбросами недостаточно очищенных сточных вод, смываемыми с полей пестицидами и удобрениями. Лишь некоторые ирригационные системы имеют рыбозащитные устройства. Засоряют реку бревна при молевом сплаве, все еще перепахивают дно Ангары полутонные цепи-волокуши при проводке плотов, уничтожая выметанную икру. Не мудрено, что все более теряет свое рыбопромысловое значение Нижняя Ангара, в которой ранее только стерляди добывалось свыше 800 центнеров в год, а хариуса, тайменя, ленка - десятки тонн. Лишь старожилы помнят теперь, какая вкусная рыба водилась раньше в Чулыме. Полностью утратила свое рыбохозяйственное значение река Тасеево, хотя еще недавно, когда леса сплавлялось меньше, за 5 — 10 дней здесь отлавливали 200—250 центнеров рыбы. С каждым годом сокращается численность ценной рыбы, особенно чуткой к загрязнениям реке Пясина. Рыбные богатства северных рек вообще особенно быстро истощаются из-за бедности кормовой базы и более медленного восстановления рыбного стада. Да и в Енисее видовая структура и численность рыб изменились в сторону увеличения малоценных видов.

Информация о работе Экономическая география и регионалитика Красноярского края