Характеристика Северо-Кавказского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:22, реферат

Описание

Северо-Кавказский экономический район (СКЭР) расположен на юге европейской части Российской Федерации. Его территория простирается от Нижнего Дона до Большого Кавказского хребта. Данный район имеет выход в Каспийскому, Черному и Азовскому морям, что позволяет удобно перевозить грузы, как в страны СНГ, так и за их пределы. Новороссийск является главным нефтеналивным портом России. Река Дон позволяет с помощью речного транспорта доставлять грузы по Волге через Волго-Донские каналы в районы Центральной России.

Содержание

Введение 2
Природные условия и ресурсы 3
Население 6
Особенности хозяйства 8
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Анисимова Юля.Характеристика СКЭР.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

     укрепления  кормовой базы животноводства путем  расширения посевов сои и других бобовых культур и создания высокобелковых концентратов на основе растительного  и синтетического белка;

     проведения  земельной реформы и государственной  поддержки новых форм хозяйствования, способных существенно повысить товарность животноводства в районе.

     Северный  Кавказ характеризуется высоким  уровнем транспортной освоенности  территории. Ведущее место в грузоперевозках  принадлежит железнодорожному транспорту. Протяженность железнодорожной сети — 6,3 тыс. км, более 50% электрифицировано. Однако в настоящее время резервы пропускных и провозных способностей железнодорожной магистрали Центр — Кавказ полностью исчерпаны, что затрудняет развитие межрайонных связей. Главными транспортными магистралями СКЭР являются Миллерово — Ростов-на-Дону - Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку и Волгоград — Сальск — Краснодар — Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в Поволжье, Закавказье, на Украину. Имеется еще ряд электрифицированных линий, соединяющих внутренние районы Северного Кавказа с портами Черного моря.

     Основную  массу (85%) внутрирайонных перевозок  грузов и пассажиров выполняет автомобильный  транспорт. Протяженность автодорог  с твердым покрытием - свыше 28 тыс. км. Наиболее густая автотранспортная сеть в Причерноморье, на Кубани и в западных районах Ростовской области. Связи с Закавказьем осуществляются по Военно-Грузинской дороге, а также по автомагистрали Краснодар — Новороссийск — Туапсе — Сочи — Сухуми. Однако современная сеть автомобильных дорог не полностью удовлетворяет потребности в перевозках, особенно в глубинных районах Северного Кавказа.

     Велико  значение водного транспорта. Протяженность  речных судоходных путей составляет 1,6 тыс. км. В СКЭР протекает 12 крупных рек, из которых Дон, Северский Донец, Кубань, Западный Маныч - судоходны. Период навигации длится от 230 до 245 дней в году. Большую работу по транспортировке грузов выполняют порт в Ростове-на-Дону и Волго-Донской канал.

     Морские пути по Черному, Азовскому и Каспийскому морям обеспечивают не только внутрирайонные, но и внешнеторговые связи СКЭР.

     Важную  роль в развитии специализации хозяйственного комплекса района и его связей с другими районами страны играет трубопроводный транспорт.

     Для района характерно преобладание вывоза над ввозом. Вывозятся уголь, нефть, газ, зерно, овощи, фрукты, продукция консервной к винодельческой промышленности, машиностроения, строительные материалы. В период перехода к рынку возросла зависимость района от ввоза проката черных металлов, древесины и пиломатериалов, автомобилей и строительно-дорожных машин, минеральных удобрений, продукции легкой промышленности. В этих условиях необходима структурная перестройка экономики, обеспечивающая более полное использование природных условий и ресурсов для развития в первую очередь АПК и комплекса по производству товаров народного потребления, а также производственной и социальной сферы, курортно-рекреационного комплекса.

     Северо-Кавказский район чрезвычайно богат рекреационными ресурсами в самом оптимальном сочетании. Дома отдыха, санатории и курорты самого различного профиля, из которых наиболее известны Минеральные Воды, Ессентуки, Кисловодск, Сочи и др., центры альпинизма и горнолыжного спорта - Домбай, Приэльбрусье; богатые охотничьи угодья и необыкновенная красота равнинной растительности и альпийских лугов позволяют сделать рекреационные ресурсы в ценностном отношении доминирующими в экономике региона.

Заключение

 

     У СКЭР наблюдается тенденция к  снижению объемов производства в некоторых отраслях хозяйства. Данное положение усугубляется внешнеэкономической обстановкой. Решающую роль в падении производства сыграли внеэкономические факторы. Война в Чечне, межнациональные конфликты в республиках привели к полной остановке значительного количества предприятий, что в свою очередь через межрегиональные связи стимулировало спад производства на соседних территориях Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области  Чрезвычайно важно добиться скорейшего решения всех спорных вопросов мирными методами, прекратить конфронтацию между населяющими район народами, установить мир и стабильность в регионе. У района имеется большой потенциал к повышению эффективности производства, но для этого также необходимо применение новых технологий. Только в этом случае Северный Кавказ сможет внести достойный вклад в экономическое возрождение России.

Список  литературы

 

1.Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2000. — 533 с. — (Серия «Высшее образование»).

2.http://www.rau.su/observer/N4-6_93/4-6_17.HTM 
 
 
 

Информация о работе Характеристика Северо-Кавказского экономического района