Государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение понятий бюджетного дефицита и государственного долга, а также исследование бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь и их состояния на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетный дефицит и государственный долг…..…………5
1.1. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения….5
1.2. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь…................. 10
2. Государственный долг…………………………………...…………..16
2.1. Понятие государственного долга, его виды…………………………….…16
2.2. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь……………..………..22
3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА………………...........….25
Заключение…………………………………………………………………….....31
Список использованных источников……………………………………….…..33

Работа состоит из  1 файл

gosdolg(1).docx

— 51.26 Кб (Скачать документ)

3) расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, побуждать предприятия к повышению производительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства — основы увеличения доходов бюджета;

4) развитие территориально-регионального  хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;

5) оптимизацию объема и  реструктуризацию расходов государственного  бюджета в целом, и в первую очередь — направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

6) обоснованное принятие  новых социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

7) составление бюджета  на многовариантной основе с  целью формирования оптимальной  структуры доходов и расходов;

8) развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит  финансировать расходы государства  без увеличения денежной массы в обороте;

9) принятие мер, направленных  на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет. 
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита, перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Таким образом, разработка и  последовательная реализация мер, направленных, на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с  другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики. Выбор эффективных путей сокращения дефицита бюджета является важнейшей  из задач, стоящих перед институтами, осуществляющими комплексную работу по установлению пределов роста отрицательного сальдо и его снижения.

 

Заключение

 
В результате изучения данной темы и связанных с ней вопросов, можно сделать следующие выводы. Бюджетный дефицит имеет место тогда, когда расходы превышают доходы. Различают активный и пассивный бюджетный дефицит. Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов. Второй - вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства. Различают также общий дефицит бюджета и первичный. 
Важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация, реализация правительством крупных государственных программ, милитаризация экономики, стихийные бедствия, значительный всплеск инфляции, увеличение трансфертных выплат и периоды депрессии производства. Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения.

Бюджет Республики Беларусь является социально ориентированным, поэтому большое количество средств  направляется на финансирование социальных программ. Основным источником доходной части бюджета Республики Беларусь являются налоговые поступления. Государственный долг – это общая денежная ценность правительственных облигаций, принадлежащих обществу или общая сумма всех дефицитов и положительных сальдо бюджета, накопленная за всю историю страны. 
Государственный долг бывает внешним и внутренним. Он возникает в результате войн, экономических спадов, снижения налогов и недостатка политической воли. Что касается структуры долгам с точки зрения его временных характеристик (средне- и долгосрочные против краткосрочных обязательств) и субъектов заимствования, то задолженность государства, являющаяся по большей части долго- или среднесрочной, образует приблизительно 40% величины совокупного долга; остальные 60% приходятся на обязательства резидентов Республики Беларусь, относящиеся, в основном, к краткосрочным. В структуре внутреннего государственного долга доля кредитов, предоставленных в предыдущие годы Нацбанком Беларуси на финансирование дефицита республиканского бюджета, составляет примерно 37%, долговые ценные бумаги правительства – 47%. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Экономическая теория: Учебник. / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, А.  В. Бондарь и др. ; Под ред.  Н.И. Базылев, С.П. Гурко. Мн: БГЭУ, 1997. 550с.

2. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая тория. Часть 3): Учеб. пособие. Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. 576 с.

3. Макроэкономика: Учеб. пособие  / М. И.Плотницкий, Э. И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред.  М. И.Плотницкого. М.: Новое знание, 2002. 462с.

4. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и  др.; Под ред. Э.А. Лутохина. Мн.: Тесей, 2003. 320 с.

5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб, 1994

6. Сорокина Т. В. Государственный  бюджет: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2004. 289 с.

7. Калиновская Т. Бюджет-2004. // Белорусский рынок. 27.06.2005 №24

8. 0,1% профицита. // Белорусский рынок. 21.02.2005. №7

9. Статистический ежегодник  Республики Беларусь, 2004 (Стат. сб.) Минстат  Республики Беларусь – Минск, 2004. 611 с.

10. Бюджет-2004. // Национальная  экономическая газета. 24.06.2005. №46

11. Макконелл К. Р., Брю  С. Л. Экономикс: принципы, проблемы  и политика. М.: ИНФРА-М, 2004. – XXXVI, 972 с.

12. Яковлева Е. Б. Макроэкономика. СПб.: Поиск, 1997. 380с.

13. Внешний долг сократился, а внутренний увеличился. // Национальная  экономическая газета. 14.01.2005. №2

14. К. Астапов. Управление  внешним и внутренним долгом // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №2.

15. М. Красс, С. Цвирко. Модель управления динамикой  государственного долга. // Мировая  экономика и международные отношения. 2002. №4.

16. Бюджет Беларуси: генезис  и развитие. // Белорусский экономический журнал. 2000. №4.

17. Глазьев К. Жукова  С. Бюджет-2004: все тот же вопрос  социально-экономической политики. // Российский экономический журнал. 2003. №8.

18. Взаимные долги развитых  и развивающихся стран. // Вопросы экономики. 2003.№7.

19.. Экономическая политика: Учебное пособие / М. К. Бункина,  А. М. Семенов; Под общ. ред.  Бункиной М.К. М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.

20. Пансков К. Формирование  доходов федерального бюджета  от внешнеэкономической деятельности. // Российский экономический журнал. 2003. №1.

21. Афанасьев Мст. Бюджетирование, ориентированное на результат  (новые тенденции). // Вопросы экономики. 2005. №9 с.130

22. Дадаян В.С. Макроэкономика  для всех / Дубна: Феникс, 1996. 298 с.

23 . Колпакова Г.М. Финансы.  Денежное обращение. Кредит: Учеб. / Г. М. Колпакова. М.: Финансы и статистика, 2001. 367 с.

24. Ивашковский С. Н.  Макроэкономика: Учеб. М.: Дело, 2000. 472 с.

25. Селищев А. С. Макроэкономика. СПб: Питер, 2001. 448с.

26. Курс экономической  теории: Учебник / Под общ. ред.  М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой; МГИМО  МИДРФ. Киров: АСА, 1997. 624 с.

27. Вышегородцев М.М. Управление  бюджетом. М.: Дело и Сервис, 2002.160 с. 28. В.К.Фальцман. Проблемы трансформации  и перехода к регулироемой  рыночной экономике. М.: ТЕИС, 1999. 77с.

29. Сакс Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. 847 с.

30. Саркисянц А.Г. Система  международных долгов. М.: ДеКа, 1999. 716с. 
 

 


Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь