Геополитическое положение России

Автор работы: m*************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 15:29, реферат

Описание

Актуальность темы заключается в том, что геополитика понимается как инструмент, который используется при разработке внешней политики России и позволяет учесть географический, демографический, экологический и некоторые другие факторы. Такой инструмент также весьма полезен при построении иерархии целей и приоритетов внешней политики, при определении стратегического потенциала, а также глобальных, региональных и национальных интересов России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Геополитическое положение России…………………………………….4
Стратегические альтернативы России…………………………………...8
Роль и место России в современном мире……………………………...12
Экспорт и импорт в России………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

регионолистика.docx

— 175.77 Кб (Скачать документ)

     На  протяжении всей своей истории геополитические  контуры России характеризовались  исключительно высокой подвижностью. Россия испытывала постоянные территориальные  приобретения и потери, но постепенно более или менее ясно вырисовывалась главная тенденция — неуклонное расширение ее геополитического пространства, будь то мирными или силовыми средствами. К концу Х1Х-началу XX в. границы России приобрели, возможно за некоторыми исключениями, свои естественные очертания.»

     Россия  всё время была буфером между  Западом и Востоком и её социальное, политическое и экономическое развитие зависело от отношения с этими  цивилизациями. История диалога  России с Западом знала периоды  сближения и длительные этапы  конфронтации. Но она всегда оглядывалась на Запад и стремилась к созданию того, что сейчас бы мы назвали "единым экономическим пространством". Здесь  можно провести аналогию с США, которые, преодолев громадные расстояния от атлантического побережья до Тихого океана, к концу XIX в. приняли нынешние свои контуры. Сложившийся геополитический расклад открывал перед Россией благоприятные перспективы как для социально-экономического и политического развития, так и для общения в мировом сообществе. Она стала одновременно европейской, азиатской и азиатско-тихоокеанской, континентальной и океанической державой. Поэтому ключевым направлением в политической стратегии России стала установка на стабилизацию геополитического статус-кво, сохранение и закрепление сложившегося баланса мировых сил. И сейчас при всех понесенных потерях Россия остается одновременно европейской, азиатской и азиатско-тихоокеанской, континентальной и океанической державой. «В Европе Россия стала страной, по своему весу и влиянию равной Великобритании или Франции. В Восточной Азии она занимает, во всяком случае в военно-политическом отношении, место, эквивалентное тому, которое занимает, скажем, Китай. При всех очевидных модификациях ситуации и возможных оговорках нельзя забывать, что в современном мире еще никто не отменял роли силы и соответственно военной мощи. С этой точки зрения Россия, стоящая на втором месте в мире по ядерной мощи, способна при необходимости бросить вызов любому противнику как на Востоке, так и на Западе, как на Юге, так и на Севере. На нынешнем этапе в военно-политическом плане только Россия способна противостоять США, претендующим на роль единственной глобальной державы. Со значительной долей уверенности можно сказать, что в большинстве ведущих регионов Москва пока что остается военно-стратегическим тяжеловесом, а с выходом из экономического кризиса этот статус неизбежно укрепится.»

     Необходимо  также отметить, что величие государства  определяется не только наличием в  каждый данный момент сугубо материальных стандартов жизни. Великодержавие того или иного государства «определяется не размером территории и не числом жителей, но способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и творчески справляться с этими задачами. Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устрояющую правовую идею во весь сонм народов, во весь «концерт» народов и держав.

     С данной точки зрения немаловажное значение имеет целый комплекс других параметров, таких как интеллектуальный, духовный, научный, технологический и т.д. вклад  страны в мировое развитие, а также  ее собственный потенциал и творческие возможности в этих сферах. Перспективы  России во всех этих аспектах не столь  проблематичны, как этого хотелось бы противникам (как зарубежным, так  и отечественным) ее великодержавности. При этом нельзя упускать из виду, что  любые крупномасштабные события  и преобразования в России неизменно  оказывали и продолжают оказывать существенное влияние на положение дел во всемирном масштабе.

     Это определяется, прежде всего, тем, что  Россия занимает особое, уникальное положение  в геополитической структуре  современного мира. Достаточно взглянуть  на политическую карту, чтобы убедиться  в том, что уже сам геополитический размах России прямо-таки обрекает ее на статус мировой державы. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя политика России приобретает стратегическое измерение. Особую важность геополитическое положение России в нынешних реальностях приобретает в силу ее близости к некоторым из наиболее опасных очагов и эпицентров национально-территориальных конфликтов. 
 

  1. Роль  и место России в современном  мире

     Говоря  об экономическом потенциале, следует  констатировать, что роль российской экономики в мировой экономике  не очень нелика. Она не сравнима не только с ролью США, Западной Европы, Японии и Китая, но уступает (или приблизительно равна) роли таких стран, как Бразилия, Индия, Индонезия и ряда других. Так, падение курса рубля (как и его рост) почти не влияет на курсы ведущих мировых валют; котировка акций крупнейших российских компаний мало отражается на состоянии мирового рынка, как на него в сколько-нибудь ощутимой мере не влияет разорение российских банков и предприятий. Вообще положение в России, его ухудшение или улучшение объективно мало затрагивают мировое сообщество. Главное, что способно вызвать озабоченность мирового сообщества с точки зрения воздействия на мир в целом - наличие у России ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения (прежде всего, химического), а точнее - возможность утраты контроля над ним. Мировое сообщество не может не проявлять беспокойства относительно возможности такого положения, когда ядерные арсеналы и средства доставки окажутся в руках политических авантюристов, радикалов или международных террористов. Если же исключить ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения, то в целом военная роль России в мире также невелика. Падению военного влияния способствовало неумелое проведение военной реформы, упадок воинского духа в ряде частей и подразделений, ослабление технического, финансового обеспечения армии и флота, падение престижа военной профессии. Политическое значение России находится в тесной зависимости от экономического и других названных выше аспектов.

     Таким образом, относительно незначительная объективная роль России в мире конца 90-х годов XX в. - начала первого десятилетия XXI в. не позволяет уповать на то, что по причине ее особого положения весь мир будет помогать ей.

     Действительно, нельзя отрицать того, что определенная помощь со стороны как правительственных, так и неправительственных организаций  ряда западных стран была оказана. Однако она диктовалась соображениями  стратегической безопасности, главным  образом, в смысле контроля над российским оружием массового уничтожения, а также гуманитарными мотивами. Что же касается финансовых займов со стороны международных финансовых организаций и правительств богатых  стран, то они строились и продолжают строиться на чисто коммерческой основе.

     После распада Советского Союза произошло  изменение международного положения  качественного характера. Фактически мир вступил в принципиально  новую полосу истории. Распад Советского Союза означал конец противоборства двух противоположных общественных систем - "капиталистической" и "социалистической". Это противоборство определяло основные черты международного климата на протяжении нескольких десятилетий. Мир  существовал в двухполюсном измерении. Одни полюс был представлен Советским  Союзом и странами-сателлитами, другой - Соединенными Штатами Америки и  их союзниками. Противоборство двух полюсов (двух противоположных общественно-политических систем) накладывало отпечаток на все стороны международных отношений, определяло взаимные отношения всех стран, заставляя их делать выбор между двумя системами.

     Крушение  двухполюсной системы породило надежды  на создание принципиально новой  системы международных отношений, в которой определяющими должны были стать принципы равноправия, сотрудничества, взаимопомощи. Стала популярной идея много-полюсного (или многополярного) мира. Эта идея предусматривает реальный плюрализм в сфере международных отношений, то есть наличие на мировой арене множества самостоятельных центров влияния. Одним из таких центров могла бы стать развитая в экономическом, научно-техническом и иных отношениях Россия. Однако, при всей привлекательности идеи многополюсности, на сегодняшний день она далека от практического осуществления. Следует признать, что сегодня мир все более становится однополюсным. Наиболее мощным центром международного влияния стали Соединенные Штаты Америки. Эта страна с полным основанием может считаться единственной сверхдержавой современного мира. И Япония, и Китай, и даже объединенная Западная Европа уступают США по уровню финансового, промышленного, научно-технического, военного потенциала. Этот потенциал в конечном итоге и определяет колоссальную международную роль Америки, ее влияние на все стороны международных отношений. Под контролем США находятся все крупнейшие международные организации, а в 90-е годы через посредство НАТО США стали вытеснять и такую прежде влиятельную организацию, как ООН.

     Современные отечественные специалисты - политологи и геополитики - единодушны, считая, что сложившийся после распада  СССР мир стал монополярным. Однако они расходятся в том, каким он будет или должен быть в перспективе. Относительно перспектив мирового сообщества имеется несколько точек зрения. Одна из них предполагает, что в недалеком будущем мир все же станет как минимум трехполюсным. Это США, Европейский Союз и Япония. С точки зрения экономического потенциала Япония не так далеко отстает от Америки, а преодоление валютно-экономической разобщенности внутри ЕС также сделает его важным противовесом США.

     Другая  точка зрения наиболее отчетливо  представлена в книге "Основы геополитики" Александра Дугина. Дугин считает, что  в предстоящей перспективе мир  должен вновь стать двухполюсным, обрести новую биполярность. С  позиций, отстаиваемых этим автором, только образование нового полюса во главе  с Россией создаст условия  для действительного противодействия  США и их наиболее верной союзнице Великобритании.

     Из  сложившегося положения вытекают два  важнейших вывода, которые разделяют  многие российские политики и политологи. Во-первых, Россия (как и большинство  стран современного мира) должна стремиться к налаживанию и поддержанию  нормальных, не конфронтационных отношений  с США и без ущерба для своих  национальных интересов по возможности  расширять сотрудничество и взаимодействие в самых разнообразных сферах. Во-вторых, совместно с другими  странами Россия призвана ограничивать всевластие Америки, не допустить того, чтобы решение важнейших международных  вопросов превратились в монопольное  право США и ограниченного  круга их союзников.

     Задача  восстановления России в качестве одного из центров современного мира диктуется  не государственным и национальным честолюбием, не притязаниями на исключительную мировую роль. Это задача жизненной  необходимости, задача самосохранения. Для страны с такими геополитическими характеристиками, какими обладает Россия, вопрос всегда стоял и продолжает стоять так: либо быть одним из центров  мировой цивилизации, либо быть расчлененной на несколько частей и, следовательно, сойти с карты мира в качестве самостоятельного и целостного государства. Одним из оснований для постановки вопроса по принципу "либо - либо" является фактор огромности российской территории. Для того чтобы сохранить  такую территорию в целостности  и неприкосновенности, страна должна быть достаточно могущественной в международном плане. Россия не может себе позволить того, что вполне допустимо для территориально небольших стран, таких, как большинство стран Европы (за исключением Великобритании, Франции и Германии). Перед Россией стоит альтернатива: либо продолжать отстаивать значительность своей мировой роли, следовательно, стремиться сохранить свою территориальную целостность, либо быть расчлененной на несколько самостоятельных государств, образованных, например, на территориях нынешних Дальнего Востока, Сибири и европейской части России. Первый вариант оставлял бы для России возможность постепенного выхода из современного кризисного состояния. Второй же однозначно и навсегда обрек бы "осколки" прежней России на полную зависимость от крупнейших центров современного мира: США, Западной Европы, Японии, Китая. Следовательно, для "осколочных государств", если бы таковые возникли взамен современной России, оставался бы единственный путь - путь вечно зависимого существования, который означал бы нищету и вымирание населения. Подчеркнем, что при неумелой политике руководства подобный путь не заказан и для целостной России. Однако сохранение целостности и соответствующей мировой роли оставляет стране принципиальный шанс для будущего процветания.

     Еще один фактор постановки вопроса о  самосохранении в альтернативной плоскости  определяется для России численностью населения и другими демографическими показателями, такими, как возрастной состав, здоровье, уровень образования  и др. По численности населения  Россия остается одной из крупнейших стран современного мира, значительно  уступая только Китаю, Индии, США. Сохранение и приумножение народонаселения, улучшение  его качественного состава напрямую определяются целостностью российского  государства и прочностью его  положения на международной арене. Прочность международного положения  для России означает укрепление своего статуса великой державы, своего положения в качестве одного из самостоятельных  мировых центров. Это связано, в частности, с тем, что Россия окружена целым рядом государств, страдающих от перенаселения. К ним относятся такие страны, как Япония и Китай, отчасти южные республики бывшего Советского Союза. Противостоять демографическому давлению со стороны перенаселенных стран-соседей может только могущественное государство, способное самостоятельно, без посторонней помощи постоять за себя.

     Наконец, борьба за сохранения и укрепление Россией статуса одной из великих  держав, одного из важнейших центров  мирового развития равнозначна борьбе за сохранение собственных цивилизованных основ. Задача сохранения и поддержания  цивилизованных основ, с одной стороны, резюмирует все факторы, определяющие для России необходимость быть одной  из великих держав, одним из самостоятельных  центров мирового развития. С другой стороны, она добавляет к этим факторам весьма существенное новое  содержание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экспорт и импорт в России
 

     По  данным таможенной статистики в 2010 году  внешнеторговый  оборот России составил 625,4 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 534,1 млрд.долларов США (рост на 33,4%), со странами СНГ – 91,3 млрд.долларов США (рост на 33,0%).

     Сальдо  торгового баланса сложилось положительное в размере 167,5 млрд.долларов США, что на 33,2 млрд. долларов США больше, чем 2009 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 139,4 млрд.долларов США (рост на 30,1 млрд.долларов США), со странами СНГ – 28,1 млрд. долл. США (рост на 3,1 млрд.долларов США). 

Информация о работе Геополитическое положение России