Геополитическое положение России

Автор работы: m*************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 15:29, реферат

Описание

Актуальность темы заключается в том, что геополитика понимается как инструмент, который используется при разработке внешней политики России и позволяет учесть географический, демографический, экологический и некоторые другие факторы. Такой инструмент также весьма полезен при построении иерархии целей и приоритетов внешней политики, при определении стратегического потенциала, а также глобальных, региональных и национальных интересов России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Геополитическое положение России…………………………………….4
Стратегические альтернативы России…………………………………...8
Роль и место России в современном мире……………………………...12
Экспорт и импорт в России………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

регионолистика.docx

— 175.77 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирский  государственный Индустриальный Университет» 
 

Кафедра экономики и управления горным производством 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Геополитическое  положение России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка гр. ЭУГ-102

Янина Л.А. 
 

Проверила:

Черникова Оксана Петровна,

к.э.н., доцент. 
 
 
 
 
 

Новокузнецк 2011 г.

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………3

  1. Геополитическое положение России…………………………………….4                              
  2. Стратегические альтернативы России…………………………………...8
  3. Роль и место России в современном мире……………………………...12
    1. Экспорт и импорт в России………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………………23

Литература……………………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Распад  в конце 1991 года самого крупного по территории государства в мире способствовал  образованию "черной дыры" в самом  центре Евразии. Это было похоже на то, как если бы центральную и  важную в геополитическом смысле часть суши стерли с карты земли. Для Америки эта новая и  ставящая в тупик геополитическая  ситуация представляет серьезный вызов. Понятно, что незамедлительная ответная задача заключалась в уменьшении возможности возникновения политической анархии либо возрождения враждебной диктатуры в распадающемся государстве, все ещё обладающем мощным ядерным  арсеналом.  

     Крах  Советского Союза стал заключительным этапом постепенного распада мощного  китайско-советского коммунистического  блока, который за короткий промежуток времени сравнялся, а в некоторых  зонах даже превзошел границы  владений Чингисхана. Однако в геополитическом плане ещё более значительным событием явился развал многовековой, с центром правления в Москве, великой Российской державы. Распад этой империи был ускорен общим социально-экономическим и политическим крахом советской системы, хотя большая часть ее болезней оставалась затушеванной почти до самого конца благодаря системе секретности и самоизоляции. Поэтому мир был ошеломлен кажущейся быстротой саморазрушения Советского Союза.

     Актуальность  темы заключается в том, что геополитика  понимается как инструмент, который  используется при разработке внешней  политики России и позволяет учесть географический, демографический, экологический  и некоторые другие факторы. Такой  инструмент также весьма полезен  при построении иерархии целей и приоритетов внешней политики, при определении стратегического потенциала, а также глобальных, региональных и национальных интересов России.

     Одной из главных проблем геополитики  является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров просто не может остаться в стороне от международных отношений. 
 

  1. Геополитическое положение России
 

     Вся история Российского государства  связана с изменениями ее территории и административно-территориального устройства. С начала XVII в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. Петр I в 1708 г. учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало. В начале XX в. Россия уже была разделена 97 губерний и областей, которые с свою очередь делились на уезды и волости.

     С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в  состав СССР как одна из союзных  республик и имела в своем  составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа.

     В настоящее время России  включает 89 регионов – субъектов федерации.  Среди них республики, края, области, автономные округа одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый  правовой статус субъекта РФ.

     Каждый  регион делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное  деление включает города, городские  районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. в России было:

    • 21 республика;
    • 6 краев;
    • 49 областей;
    • 2 города федерального значения;
    • 1 автономная область;
    • 10 автономных округов;
    • 1867 районов;
    • 1091 город;
    • 329 городских районов (округов);
    • 1922 поселка городского типа;
    • 24 444 сельские администрации
 

     В  мае 2000 г. на территории России образовано сем федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента РФ. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, явление формой укрепления вертикали государственной власти.

     На  геополитическое положение современной  России оказывает внутриполитический и внешний кризис и изменение  отношений на мировой арене. Большое значение имеет распад Советского Союза и системы социализма. Время, прошедшее с момента фактического развала СССР, по меркам истории слишком мало. Поэтому границы России нельзя пока считать окончательно определившимися. Геополитическое положение РФ еще неопределеннее: политическая система, характер международных отношений, положение в геополитическом пространстве бывшего СССР ее очень зыбки.

     Крах  Российской империи создал вакуум силы в самом центре Евразии. Слабость и замешательство были присущи не только новым, получившим независимость  государствам, но и самой России: потрясение породило серьезный кризис всей системы, особенно когда политический переворот дополнился попыткой разрушить старую социально-экономическую модель советского общества. Травма нации усугубилась военным вмешательством России в Таджикистане, обусловленным опасениями захвата мусульманами этого нового независимого государства, но в ещё большей степени она была обострена трагическим, кровавым, невероятно дорогим как в политическом, так и в экономическом плане вторжением России в Чечню. Самым болезненным в этой ситуации является осознание того, что авторитет России на международной арене в значительной степени подорван; прежде одна из двух ведущих мировых сверхдержав в настоящее время в политических кругах многими оценивается просто как региональная держава "третьего мира", хотя по-прежнему и обладающая значительным, но все более и более устаревающим ядерным арсеналом. 
 
 
 

       

     Не  только кризис внутри страны и потеря международного статуса мучительно тревожат Россию, особенно представителей русской политической элиты, но и  геополитическое положение России, также оказавшееся неблагоприятным. На Западе вследствие процесса распада Советского Союза границы России существенно изменились в неблагоприятную для нее сторону, а сфера ее геополитического влияния серьезно сократилась (см. карту XIV). Прибалтийские государства находились под контролем России с 1700-х годов, и потеря таких портов, как Рига и Таллинн, сделала доступ России к Балтийскому морю более ограниченным, причем в зонах, где оно зимой замерзает. Хотя Москва и сумела сохранить политическое главенствующее положение в новой, получившей официальный статус независимости, но в высшей степени русифицированной Беларуси, однако ещё далеко не ясно, не одержит ли в конечном счете и здесь верх националистическая инфекция. А за границами бывшего Советского Союза крах Организации Варшавского договора означал, что бывшие сателлиты Центральной Европы, среди которых на первое место выдвинулась Польша, быстрыми темпами склоняются в сторону НАТО и Европейского Союза.

     Короче  говоря, Россия, являвшаяся до недавнего  времени созидателем великой  территориальной державы и лидером  идеологического блока государств-сателлитов, территория которых простиралась до самого центра Европы и даже одно время  до Южно-Китайского моря, превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического  доступа к внешнему миру и потенциально уязвимое перед лицом ослабляющих  его конфликтов с соседями на западном, южном и восточном флангах. Только непригодные для жизни и недосягаемые северные просторы, почти постоянно скованные льдом и покрытые снегом, представляются безопасными в геополитическом плане.

     На  пороге ХХI века Россия, если она хочет отвечать минимальным условиям цивилизованности, геополитика должна являться неотъемлемой частью общей политики. После распада СССР, Россия потеряла большинство своих союзников, которые считали СССР «большим братом», они разочаровались и не знали, что делать и большинство из них нашли тепло и поддержку в лице Соединенных Штатов, которые не упустят возможности по больнее ударить пока слабую, но гордую Россию. 
 

  1. Стратегические  альтернативы России
 

     В стратегической перспективе важна  интеграция сил. Перспективы успешной интеграции стран постсоветского пространства во многом зависят и от уровня контактов  между Россией и Казахстаном. Лидеры Украины хорошо понимают, что  с созданием связей Москва — Минск, Москва — Астана она окажется изолированной: на Западе не нужна, а среди своих — чужая. Поэтому они постоянно ищут контакты с первыми лицами Казахстана. Заставляют их идти на это, прежде всего, поиски энергоносителей. Киев ищет в Казахстане нефть и полигоны. Да и исторически экономики этих двух республик были взаимодополняемы. В последние годы специалисты этих стран активно разрабатывали альтернативные, в обход России, пути транспортировки нефти с Тенгизского и Карачаганакского месторождений в Западном Казахстане к Черному морю через Баку и Грузию (порт Супса), а от него — к одесским нефтяным терминалам. Обе стороны видят свои республики в недалеком будущем космическими державами.

     С другой стороны, в казахстанской  нефти заинтересованы не только Украина, но и Запад в целом. Еще в 1997 г. в США была подписана серия соглашений в области нефтедобычи, которые официальная печать Казахстана назвала самыми выгодными соглашениями в области добычи нефти. Казахстанская дипломатия активно действует не только в США, но и в Китае. С ним тоже заключено соглашение о разработке того же Карачаганакского месторождения американо-английскими концернами с транспортировкой нефти в Синьцзянь. Стоимость строительства этого нефтепровода оценивается почти в 10 млрд. долл. Осложняет отношения России и Казахстана и то, что 90% крупнейших уникальных производственных мощностей своей страны лидеры Казахстана продали или передали зарубежным фирмам. Значит, для налаживания сотрудничества в экономической сфере России надо иметь дело... с американскими, английскими, германскими и другими предпринимателями, но не с казахскими. Следующий негативный момент — положение русских в Казахстане. Лидеры России и Казахстана, декларируя о геополитическом сближении, не торопятся претворить его на практике. Вектор развития СНГ был задан в другую сторону. Российское руководство упустило шанс стать центром, ядром, естественным стержнем Содружества.

     Должна  произойти переоценка ценностей, а  не о выбор либо восточного, либо западного пути развития. Проблема России состоит в том, что ей приходится решать еще не дореализованные аспекты модернизации (создания гражданского общества и правового государства, полноценного и самоосознанного гражданина, среднего класса и т.д.) в условиях приспособления к реальностям перехода развитой зоны современного мира на рельсы постмодернистского развития.

     Необходимо  в перспективе концентрировать внимание на поисках собственного пути с национальным обликом в условиях окончания современности и наступления постмодерна, когда западо-центристское понимание и соответственно развитие современного мира уже нельзя считать единственно возможными и единственно состоятельными.

     «Если в начале реформ для России курс на модернизацию означал ориентацию однозначно на «вхождение в Европу», то осознание революционных изменений  в области информационной и телекоммуникационной технологии, полицентричности современного мира, наличия в нем не одного, а многих центров, располагающих необходимыми нам знаниями, технологиями и финансовыми ресурсами, открывает гораздо более широкие возможности приобщения к передовому опыту и интеграции в мировое хозяйство, причем с учетом национальных интересов.

Информация о работе Геополитическое положение России