Формирование и развитие рынков в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание

Целями курсовой работы являются:
1) изучение процесса формирования и развития рынков в регионе;
2) рассмотрение регионального потребительского рынка как составляющей системы региональных рынков;
3) изучение потребительского рынка региона на примере Калининградской области и предложения по дальнейшему развитию потребительского рынка нашего региона.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКОВ В РЕГИОНЕ………………... 5
2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЕГО РОЛЬ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕГИОНА…………... 8
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ …... 14
3.1 Общее состояние потребительского рынка Калининградской области ... 14
3.2 Общая оценка социально-экономической ситуации в сфере потребительского рынка Калининградской области в январе-декабре 2010 года …………………………………………………………………...…………. 21
3.2.1 Оптовая торговля ………………………………………………………… 21
3.2.2 Розничная торговля ……………………………………………………… 21
3.2.3 Платные услуги населению ………………………………………….... 22
3.3 Предложения по развитию потребительского рынка Калининградской области ………………………………………………...………………………... 23
Заключение ………………………………………………………………….….. 26
Список использованной литературы ……………………

Работа состоит из  1 файл

Региональная экономика и управление - Формирование и развитие рынков в регионе.docx

— 53.76 Кб (Скачать документ)

     Организационно  региональный потребительский рынок  представлен сетью магазинов  розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы  услуг региона. Выходят на потребительский  рынок в качестве продавцов и  предприниматели без образования  юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъективная определенность регионального  потребительского рынка.

     Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с  тем, что регион – это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся  экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок  имеет соответствующую территориальную  определенность. В России в качестве региональных правомерно выделять следующие потребительские рынки:

     - экономического района, в РФ в  настоящее время их, как известно, одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северокавказский, Уральский, Западносибирский, Восточносибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматривается Калининградская область);

     - края, области, республики, округа (или  их группы);

     - города;

     - района;

     - отдельных населенных пунктов,  входящих в состав района.

     Методические  подходы к изучению регионального  потребительского рынка предполагают исследование его с учетом выявления  общего объема спроса населения на отдельные группы и виды товаров  и объема их предложений; определения  розничного товарооборота, объемов  продаж потребительских товаров, а  также соотношения на потребительском  рынке отечественных и импортных  товаров; анализа качества товаров, поступающих на потребительской рынок; составления характеристик торговой розничной сети региона; изучения системы платных услуг и т.д.

     Первым  этапом исследования регионального  потребительского рынка является выявление  спроса населения региона на соответствующие  товары.

     Изучение  спроса должно давать информацию, позволяющую  прогнозировать емкость и структуру  рынка, а также предполагаемые сдвиги в изменении географии производства и потребления товаров и услуг.

     Как известно, платежеспособный спрос населения  региона характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может  направить на приобретение товаров  и потребление платных услуг. Следовательно, структура платежеспособного  спроса находится в прямой зависимости  от источников формирования доходов  населения, в частности тех, которые  принимают денежную форму (заработная плата, денежные пособия, выплаты, дивиденды  и др.).

     Продолжающийся  кризис в российской экономике приводит к нестабильности, перепадам в доходах и потреблении, их дифференциации в различных сферах и по различным социальным группам, что снижает стимулы к эффективному труду, нарушает равновесие между спросом и предложением.

     Региональные  регулирующие органы используют следующие  методы для воздействия на потребительский  рынок:

     - прямое директивное централизованное  установление цен и тарифов  на продукцию и услуги общероссийских  монополистов;

     - установление федеральными и  региональными органами предельных  посреднических наценок вне зависимости  от числа посредников;

     - снятие любого вида преград  для конкретного ценообразования  в немонополизированных секторах  экономики и т.д.

     Таким образом, региональный потребительский  рынок – это сложная система  институтов в сфере обращения, характеризующаяся  большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и  свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.

     Субъектами  спроса на региональном потребительском  рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного  потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских  товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.

     Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области  сбыта товаров дополняется стимулированием  торгово-сбытовой деятельности, техническим  обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка  в целом.

     Ситуация  на региональных потребительских рынках России определяется общими проблемами развития экономики, диспропорциями макроэкономического  характера, связанными с переходом  к рыночным отношениям.

     Состояние потребительского рынка – это  совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий  воспроизводственного процесса, которые  в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения  товаров и услуг, а также тенденции  развития этого соотношения в  зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры  ввозимой продукции. Состояние рынка рассматривается как многомерное явление, аккумулирующее воздействие множества факторов. Наиболее существенное значение для анализа и оценки регионального потребительского рынка имеют: доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги; уровень платежеспособности; динамика производства товаров массового потребления в регионе; объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа; характер и качество предоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика; методы и системы сбыта товаров, сервисное обслуживание и так далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 

     3.1 Общее состояние потребительского рынка Калининградской области 

     Потребительский рынок, являясь крупной составной  частью экономики Калининградской  области, призван обеспечивать условия  для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечения качества и безопасности их предоставления, доступность товаров  и услуг на всей территории Калининградской  области, в том числе с учетом развития конкуренции на потребительском  рынке.

     Потребительский рынок Калининградской области  состоит из следующих элементов: оптовая торговля; розничная торговля; бытовые  услуги населению; общественное питание.

     Потребительский рынок является главной площадкой  расходования денежных средств населения и поэтому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнение бюджета Калининградской области.

     Кроме того, нельзя недооценивать и социальную значимость потребительского рынка, в сфере которого занято не менее 22% от всего трудоспособного населения области.

     Удельный  вес потребительского рынка в  ВРП области составляет около 20%.

     По  данным статистики в оптовой и  розничной торговле и услугах  по ремонту автотранспортных средств Калининградской области сосредоточено 20 тыс. 254 предприятия (без микро предприятий): 16985 объектов торговли, включая 23 розничных рынка, 1269 объектов общественного питания и 2000 объектов бытового обслуживания.

     Как и в других регионах на розничном  рынке продовольственных и промышленных товаров Калининградской области  отмечается рост числа и расширение деятельности крупных предприятий  розничной торговли, применяющих  современную сетевую технологию («розничных сетей»). При этом в последние  годы региональные сети приобретают  мультиформатный характер, то есть развивают свою деятельность как в формате крупных торговых точек – универсамов и супермаркетов, так и в формате небольших магазинов «шаговой» доступности, реализующих продовольственные товары повседневного спроса. Изменения структуры рынка имеют целый ряд следствий с точки зрения возможностей, способов и форм покупки продовольственных товаров населением, соотношения различных форм организации бизнеса в торговле.

     Современная система оптовой и розничной  торговли начала формироваться в 1992 году.

     Тенденция развития торговых сетей характерна для розничной сети промышленных и продовольственных товаров  Калининградской области. На территории г. Калининграда в настоящее время имеются торговые точки семи розничных сетей, операторами которых являются пять компаний:

     1) ООО «Калининградрозторг» - владеет сетью магазинов товаров повседневного спроса под вывеской «Дешево» с торговой площадью от 130 до 400 кв.м и ассортиментом около 3000 наименований и сетью универсамов под вывеской «Квартал» торговой площадью от 450 кв. метров и ассортиментом более 4000 наименований; торговые точки расположены в 12 городах Калининградской области, в том числе, в г. Калининграде;

     2) ООО «Виктория – Балтия» - имеет  сеть супермаркетов на территории  Калининграда торговой площадью  от 1800 до 7000 кв.м с ассортиментом от 2800 до 25000 наименований;

     3) ООО «Торговый дом Вестер» (владеет сетью «магазинов у дома», продающих товары повседневного спроса под вывеской «Сосед», с торговой площадью от 60 до 460 кв.м и ассортиментом от 1500 до 4000 наименований и сетью универсамов и супермаркетов под вывеской «Вестер» торговой площадью от 420 кв. метров до 3000 кв.м и ассортиментом до 10000 наименований; торговые точки расположены в 6 городах Калининградской области, в том числе, в г. Калининграде;

     4) ООО «Седьмой континент – СЗ»  - имеет сеть универсамов на  территории г. Калининграда торговой площадью до 1900 кв.м.

     5) ООО «КалининградАгроТорг» и ООО «Торговая сеть Копилка» владеют на территории Калининграда сетями магазинов товаров повседневного спроса и универсамов, работающих под вывесками «Семья», «Копилка», «Экспресс 7», «Экспресс Маркет» с торговыми площадями от 140 до 520 кв.м. и ассортиментом от 4000 до 9000 позиций. Работа под одними торговыми марками и некоторые другие признаки позволяют рассматривать данных участников рынка как группу лиц.

     Операторы двух сетей - ООО «Виктория - Балтия»  и ООО «Калининградрозторг» - образуют группу лиц, то есть при анализе рынка должны рассматриваться как один хозяйствующий субъект.

     ООО «Виктория Балтия» и ООО «Калининградрозторг» входят в группу лиц с ОАО "Группа компаний "Виктория", основанной в 1993 году и в настоящее время работающей на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда в форматах супермаркет, магазин у дома («Квартал»), дискаунтер (магазины «Дешево») и специализирующейся на розничной торговле продовольственными товарами. Под торговой маркой «Виктория» налажен выпуск питьевой воды. При супермаркетах имеются производственные цеха по выпуску хлебобулочных и кулинарных изделий, их продукция ежедневно поступает в торговые залы. В группу «Виктория» входит также ООО «Виктория Кэш К», которому принадлежит магазин оптово-розничной торговли – «Кэш», работающий в формате магазина – склада.

     ООО «Торговый дом «Вестер» относится к группе компаний «Вестер».  В группу входят розничные компании, торгующие не только продовольственными товарами, но и книгами, бытовой техникой и электроникой, парфюмерией и косметикой, фармацевтикой (в том числе работающие под вывесками — "Вестер Супермаркет", "Сосед", "Максимус", "Техновыгода", "Вестер Инфо", "Книги и книжечки", "Алло!", "Монте Кристо", "Напитки мира", "Ля Франсе", "Авиценна"). Группа компаний основана в 1990 г. в Калининграде и, в соответствии с информацией, опубликованной в Интернет, группа в 2011 году была представлена в 13 городах России и Республики Беларусь. Общая торговая площадь магазинов превышает 100 тыс. кв.м. В сети трудится около 7 000 человек, и ежедневно магазины ФС «Вестер» обслуживают 140 тысяч покупателей.

     ОАО "Седьмой континент" основано в 1994 в Москве и на конец декабря 2007 года 127 магазинов  сети были расположены  в Москве и Московской области, Калининграде и Калининградской области, Перми, Санкт-Петербурге, Рязани, Челябинске, Минске (Республика Беларусь), в форматах супермаркет, магазин у дома, гипермаркет. Компания активно привлекает капитал  путем осуществления дополнительных эмиссий акций. Торговый оператор «Седьмой Континент» вошел на калининградский  рынок через покупку местной  сети «Алтын», а затем выкупил  права аренды на все магазины московской сети «Самохвал».

Информация о работе Формирование и развитие рынков в регионе