Демографическая Политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание

Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но на протяжении уже нескольких десятилетий демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Во второй половине первого десятилетия ХХI века произошло некоторое улучшение демографической ситуации в России по основным демографическим показателям.

Содержание

Введение
I.Теоретические основы разработки и реализации демографической политики.

1.1 Сущность и содержание демографической политики

1.2 Цели, задачи и методы реализации демографической политики

II. Анализ реализации демографической политики в РФ

2.1 Основные тенденции в сфере демографической политики

2.2 Анализ основных демографических показателей

III. Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики РФ. Меры по улучшению демографической ситуации в стране.

3.1 Концепция демографической политики РФ.

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 76.13 Кб (Скачать документ)

     Особое  внимание обращается на развитие реабилитационных услуг, которые направлены на повышение  уровня самостоятельности людей  с недостатками здоровья, их вовлечённости  в общественную жизнь и содействие трудовой деятельности или трудоустройству  людей трудоспособного возраста. В целях повышения уровня самостоятельности  в повседневной жизни, социальные пособия  для людей с недостатками здоровья всё чаще связывают с реабилитацией. Целью реабилитации людей с недостатками здоровья является преподавание человеку навыков максимально самостоятельной жизнедеятельности в изменившейся ситуации.

     За  оказание прочих услуг социального  обеспечения, предназначенных для  людей с недостатками здоровья, отвечает, в первую очередь, местное самоуправление, которое назначает услуги и пособия, исходя из оценённой потребности  лица в такой помощи.

       В конце 3 квартала 2009 года число браков составило 918 тыс., что составляет 101,8 от результата прошлого года. Число разводов же сократилось с 525,5 тыс. до 519 тыс. (Приложение 1Таблица 7)

     Традиционный  институт брака не создает предпосылок  для увеличения рождаемости. Ведь отсутствие у женщин социальной активности уже  не способствует укреплению семьи», - уверен французский историк и демограф Ален Блум. Он считает, что современная  женщина готова рожать детей, только если она уверена, что не потеряет своей роли в обществе, если знает, что сможет в любой момент вернуться  на работу. Поэтому самыми эффективными мерами по улучшению демографической  ситуации ученый считает не столько  материальные пособия, сколько открытие большого количества детских садов  и яслей, а также предоставление родителям - не только матерям, но и  отцам - гибких отпусков по уходу за ребенком. Такие меры считаются вполне оправданными и своевременными. Но, по мнению некоторых ученых, безнадежно устарела не только модель семьи, в  которой муж зарабатывает деньги, а жена заботится о детях. Устарел  сам институт брака. По словам французского демографа  Блума, попытка властей укреплять традиционные семейные ценности, обычно не приводит к всплеску рождаемости. Подтверждением тому может служить пример Франции, где государство никогда не стремилось каким-то образом ограничить количество разводов среди супружеских пар. 

Миграционный  и естественный приросты населения 

     Согласно  опубликованному в 2002 г. докладу ООН, Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн. чел. — 9 % населения. Зам. директора Федеральной миграционной службы В. Поставнин заявил в январе 2006, что в России находится от 5 до 14 млн. нелегальных иммигрантов.  В 2007 году количество легально прибывших в Россию оказалось в шесть раз больше количества выехавших. По данным ФМС иммиграция покрыла 71 % естественной убыли населения РФ.

     В 2006 принят закон, значительно упрощающий трудовую миграцию из государств, граждане которых въезжают в Россию без  виз. В частности, для приёма такого иностранного гражданина на работу работодатель не должен получать предварительное  согласие Федеральной миграционной службы.

     Одним из факторов, ухудшающих демографическую  ситуацию, является торговля людьми, которая  затрагивает главным образом  молодых женщин детородного возраста. По оценкам, за рубеж путем обмана вывезены сотни тысяч женщин, однако государство практически не ведет  борьбы с данным явлением (этим не занимаются ни правоохранительные органы, ни посольства за рубежом).

     Имеется две противоположных точки зрения на привлечение иммигрантов.

     Привлечение мигрантов повысит конкурентоспособность  российской экономики за счет более  качественной и более дешёвой  рабочей силы. Для поддержания  численности населения на одном  уровне необходимо привлекать не менее 700 тыс. иммигрантов в год, а для  сохранения численности трудоспособного  населения (что важно для экономики) — не менее миллиона в год. Для  того чтобы удержать экономический  рост и рост благосостояния населения, Россия до середины века должна принять  как минимум 20 миллионов иммигрантов.

     Привлечение неквалифицированных мигрантов  не способствует увеличению ВВП на душу населения. Экономический рост в долгосрочной перспективе может  происходить только за счёт повышения  производительности труда — то есть за счёт роста квалификации, повышения  уровня оплаты труда и покупательной  способности населения, а не их снижения. Отмечается, что для России до сих  пор характерен высокий уровень  скрытой безработицы — работа в организациях с заведомо низким уровнем оплаты труда, но обеспечивающая  занятость и не предъявляющая больших требований к квалификации сотрудников.

     На  графике представлены общие итоги  миграции населения по данным Росстата.

      

                 

                 Рис.3

       В августе 2009 года в России впервые за последние 15 лет был зарегистрирован естественный прирост населения: за август 2009 года родилось 151,7 тыс. детей, а умерло при этом 150,7 тыс. человек. Однако, в целом сохраняется отрицательная тенденция.

Рис.4

Естественная  убыль населения в 2010г. уменьшилась  по сравнению с 2009г. на 7,4 тыс. человек. Миграционный прирост на 65,5% компенсировал численные потери населения (в 2009г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 4,2%).

 

III. Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики в РФ. Меры по улучшению демографической ситуации в стране 

     В условиях демографического кризиса, когда  нарушен нормальный режим замещения  поколений и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена  сконцентрироваться на цели демографической  политики. А поскольку демографический  кризис обычно является проявлением  общего социально-экономического кризиса, для реализаций практических мер  политики народонаселения за пределами  целей восстановления простого воспроизводства  населения общество не в состоянии  выделить значимых ресурсов. В разработке демографической политики можно  выделить следующие основные этапы:

     Первый  этап — определение текущего состояния  объекта управления, то есть современной  демографической ситуации, и ее характеристик;

     Второй  этап — определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

     Третий  этап — разработка методов воздействия  на демографические процессы, то есть инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к  желательному режиму;

     Четвертый этап — разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

     Как отмечено в документе ООН «Рекомендации  для последующего Всемирного плана  действий в области народонаселения», главным направлением демографической  политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого  числа детей на основе сознательного  материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей профессиональной деятельности. Поэтому семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики.

     Государственная помощь, семьям с детьми, поддержка  института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают приоритетными  направлениями демографической  политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления права  человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих детей  и о частоте их рождения. Свобода  человека и семьи в формировании своей репродуктивной ориентации —  главное ограничение в демографической  политике.

     Как известно в Российской Федерации  наблюдалась тенденция к резкому  снижению рождаемости, и естественно, что данная проблема не могла остаться без внимания высшего руководства  страны, которая побудило принять  ряд мер по развитию уровня рождаемости  в Российской Федерации, а именно:

     – федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», принятый 12.10.2006 года Государственной думой, согласно которому на индивидуальные счета женщин, родивших с 1 января 2007 года второго ребенка, будет начисляться сумма в размере 250 тысяч рублей. Ежегодно эта сумма  индексируется из расчета набежавшей инфляции. Размер материнского капитала на данный момент составляет 365,7 тыс. руб., с 1 января 2011 года размер выплаты вырастет на 22,3 тыс. руб. Эти деньги можно будет потратить на приобретение жилья или оплату образования ребенка. Неизрасходованные суммы направляются в Пенсионный фонд РФ и приплюсовываются к будущим пенсиям матерей. Данное новшество побудит многие семьи завести второго ребенка, и тем самым удовлетворить не только свои собственные интересы, но и обеспечить прирост населения государства;

     – подпрограмма «Обеспечение жильем молодых  семей» федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.

     Основная идея программы и ее обоснование заключается в том, что с 2002 года в период рождения первого ребенка вступало поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом, согласно результатам статистического наблюдения, 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

     По  данным государственного статистического  наблюдения, в Российской Федерации  молодежь в возрасте от 20 до 30 лет  составляет 20,7 млн. человек.

     Действующей системой государственного статистического  наблюдения не установлено понятие  молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в  настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа  семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается  в улучшении жилищных условий.

     В современных условиях, когда большинство  молодых семей не имеет возможности  решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной  поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в  свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

     Для решения данной проблемы требуется  участие и взаимодействие органов  государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает  необходимость применения программных  методов.

     Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, осуществляться путем: предоставления субсидий молодым  малообеспеченным семьям на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство  жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного  строительства (в первую очередь  в сельской местности); предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам. Решение жилищных проблем будет оставаться одним из основных социально значимых приоритетов. Обеспечение жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите граждан в Российской Федерации" будет осуществляться в объемах, которые возможно учесть в федеральном бюджете исходя из задач оптимизации. Продолжится реализация ФЦП "Жилище" на 2002-2012 годы, разрабатывается проект соответствующей долгосрочной целевой программы на период до 2015 года. Предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение постоянным и служебным жильем военнослужащих. Планируется восстановление средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году.

     – федеральный закон «О повышении  пенсий и детских пособий», согласно данного закона, с 1 января 2008 года изменились социальные выплаты для многодетных семей, – пособия получают все многодетные семьи вне зависимости от своего материального положения. Пособие начисляется с учетом возраста детей. В 2010 году пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет рассчитывалось исходя из среднего заработка женщины за последние 12 месяцев. С 2011 года пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, а также пособие по беременности и родам будет начисляться исходя из среднего заработка за последние два года, предшествующие отпуску по уходу за ребенком до 1.5 лет. Ежемесячное минимальное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2011 году на первого ребенка составляет – 2 194,33 рублей. Ежемесячное минимальное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2011 году на второго ребенка и последующих детей составляет – 4 388,67 рублей.

Информация о работе Демографическая Политика России