Демографическая политика и показатели её эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:41, контрольная работа

Описание

Значение демографической политики неодинаково для различных подсистем и стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.
Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие. Это достигается экономическими, ад­министративно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойст­венна значительная инерционность, определяемая устойчиво­стью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на дина­мику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через поведение человека.

Содержание

Введение
1 Основные понятия демографической политики
1.1 Типы и особенности демографической политики
1.2 Сущность и эффективность демографической политики
2 Демографическая политика России от зачатков к современному этапу
2.1 Статистические данные
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

демография.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

Существует двоякое определение структуры социальных процессов и соответственно с ним – разное понимание взаимоотношения социальной и демографической политики.

В широком смысле социальное – это все то, что, так или иначе, связано с жизнедеятельностью человека. В этом смысле экономическая деятельность, миграционные перемещения, образовательные процессы, финансовые потоки, занятость населения и т.д. – все это, так или иначе, относится к социальному в широком понимании этого слова.

К узкому пониманию относят лишь то, что связано с изменениями качественных характеристик самого населения, его занятости, а также уровня и качества жизни. В частности, социальное движение –  это профессиональное, образовательное, межотраслевое, межсекториальное и т.д. движение населения. Оно включает изменения сфер занятости, рода занятий, квалификации, уровня жизни и многое другое.

Несколько основополагающих моментов. Во-первых, для любой политики необходима точно сформулированная цель, ради достижения которой должна функционировать вся система управления демографическими процессами. Во-вторых, помимо совокупности идей (в данном случае – идеологии, соответствующей стратегии функционирования государства) политика включает набор концептуально (идейно) объединенных мер по достижению поставленной цели. В-третьих, политика призвана базироваться на общепринятых мировым сообществом нормах, которые должны быть адаптированы к условиям страны и дополнены, соответствующими её менталитету принципами, определяющими рамки функционирования демографической политики. В-четвертых, субъектами проведения демографической политики в демократическом обществе выступает не только государство, но и другие социальные, в данном случае общественные, институты (конфессии, объединения граждан и т.д.).

 

 

2         Демографическая политика России  от зачатков к современному этапу

     

Вся территория России, а это около 17 075 400 км², практически заселена, за исключением некоторых арктических районов, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения - 8,7 человек на 1 км². Средняя плотность населения Европейской части РФ составляет 26 чел. на км², а в азиатской — 1,9 жителя на 1 км² (средняя по РФ — 8,3). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в азиатской части России проживало 25,55 млн чел. Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку.

              Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры общества и демографической ситуации.

              Росстат на сайте перепись 2010 опубликовал предварительные данные по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. Согласно этим официальным данным население России составило 142 905 200 человек[1].

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2010 г. составила 141,8 млн.человек и с начала года уменьшилась на 81,6 тыс.человек, или на 0,06 % (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности населения на 3,2 тыс.человек, или на 0,002 %).

Естественная убыль населения в январе-ноябре 2010 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 2,4 тыс.человек. Миграционный прирост на 64,0 % компенсировал численные потери населения (в январе-ноябре 2009 г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4 %).

В январе-ноябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 48 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 54 субъектах).

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе-ноябре 2009 г. — 1,1 раза, в 23 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.

Естественный прирост населения в январе-ноябре 2010 г. зафиксирован в 24 субъектах Российской Федерации (в январе-ноябре 2009 г. — в 25 субъектах). [2]

Росстат на сайте перепись 2010 опубликовал предварительные данные по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. Согласно этим официальным данным население России составило 142 905 200 человек[20].

За январь-апрель 2011 г. зафиксировано снижение рождаемости в России по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 14.1 %). Смертность тоже снизилась на 20.6 %.

За январь и февраль 2012 года родились 294 334 человек, против 266 547 за тот же период 2011 года. Число смертей немного снизилось: 324 181 смертей, против 325.550 в 2011 года. Население сократилось на 29 847 человек, против снижения на 59 003 человек в 2011 года. Как следствие при текущих положительных тенденциях Россия может выйти на естественный прирост населения уже в 2013 году.

Хотя для современного этапа демографического развития  России характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших городах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7. Министерство здравоохранения и социального развития России 1 ноября 2011 года со ссылкой на средний прогноз Росстата сообщил, что к 2020 году ожидаемая средняя продолжительность жизни в России составит 71,8 года, в том числе у женщин - 77,3 года, у мужчин - 66,2 года.

Коэффициент естественной убыли населения за последнее десятилетие имеет положительную тенденцию к снижению с —5,8 в 2000 году до —0,5 в 2009 году. В среднем по России данный показатель упал с —6,6 человека на 1 тыс. населения в 2000 году до 1,8 в 2010 году. По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы, способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь молодым семьям.

В 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половое воспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части...

Ежегодно в России 40 тысяч девушек-подростков делают аборты, в среднем 190 тысяч женщин ежегодно прерывают первую беременность, 15% из них остаются бесплодными.

Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году возникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи".

Первый фактически должен был стать конституцией в области репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.

Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивы.               Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.

А 2 февраля 1998 года в Госдуме  "Планирование семьи" была исключена из бюджета абсолютным большинством голосов.

Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.

Президент Путин назвал снижение численности населения самой острой  проблемой России. Действительно, при уровне рождаемости в России 1,3 ребенка на женщину (который и дальше будет падать, так как в Гонкоге, например он уже 1 ребенок на женщину) страна уже через 100 лет из 140-миллионной станет 33-миллионной, а через 200 лет- 8- миллионной. Но еще до этого, в 2050 году у нас будет жить 100 миллионов одних только китайцев благодаря внешней миграции в Россию. [3]

Но какова истинная цель руководства страны, объявившей демографическую проблему важнейшей? На самом ли деле наша элита объявила борьбу вымиранию России, или она возглавила борьбу с демографическим кризисом лишь для того, чтобы увести людей по ложному пути, и, в конечном счете, помочь Западу окончательно разделаться с нашей Родиной без риска для своего населения и ненужных расходов на танки и  ядерные ракеты?

Что делается руководством страны для увеличения рождаемости в России?

В 2001 году председатель правительства России Касьянов подписал Концепцию демографического развития России, в которой упор делается на привлечение  мигрантов, обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. О путях увеличения рождаемости коренного населения нет ни слова, одна декларация. Есть раздел о мерах по снижению смертности в России и увеличении продолжительности жизни, однако они увеличили бы естественный прирост населения в России, если бы старики жили вечно или могли бы рожать.

Демографическая программа станет самым дорогим нацпроектом – на него выделено 160 миллиардов рублей. 

Увеличивается размер пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет до 1500 рублей за первого ребенка (в 2010 году 2060,41 руб.), за второго и последующих - до 3000 рублей (в 2010 г. 4120,82 руб). Все эти суммы укладываются в 32 млрд рублей.  Остальные расходы планируются по статье «материнский капитал». Все семейные пособия в 1995 году составляли 0,8% ВВП и 1,3% денежных доходов населения. В 2008 году эти цифры уменьшились соответственно до 0,4% и 0,7%.[4]

В России семья получает единовременные денежные пособия и льготы по рождению ребенка. Сюда входит федеральное единовременное пособие по рождению ребенка в 8000 рублей (с 2010 года 10988 руб.), а также московские городские выплаты – 4500 рублей пособия по рождению первого ребенка и 12250 рублей при рождении последующих детей. При рождении тройни Москва выплачивает 25000 рублей, молодым семьям в качестве пособия при рождении первого ребенка выплачивается пятикратная, при рождении второго – семикратная, третьего и следующих – десятикратная минимальная величина прожиточного минимума (правда, рожая третьего ребенка и последующих, семья может перестать быть молодой). Семья, родившая второго и последующих детей, через 3 года может рассчитывать на 300000 рублей (в 2010 году 343378,8 рубля), которые во избежание инфляции она может израсходовать только на улучшение жилищных условий, накопительную пенсию матери и получение образования детьми. Предоставляет в виде льготы по рождению ребенка право на покупку жилья из городского фонда, если семья нуждается в улучшении жилищных условий и имеет ребенка до 5 лет. Если учесть, что содержание ребенка обходится минимум в 40000 рублей в год (явно заниженная оценка), и воспитывать ребенка приходится до 18, а то и до 25 лет (если после института он поступит в аспирантуру), то становится очевидным, что ни эти пособия и льготы по рождению ребенка, ни вся Демографическая программа никак не скажутся на демографической ситуации в России, поскольку они не затрагивают главной причины депопуляции России – отсутствия мотивации многодетности.  Выплаты из-за их мизерности не могут стать стимулом для рождения новых, незапланированных, детей и не приведут к увеличению рождаемости в России. По крайней мере, к заметному увеличению. Люмпенизированные слои населения откликаются и на такие малые доходы от детей. Например, в Приморье наркоманки и алкоголички в 2008 году добавили в «копилку» аж 1 дополнительный процент детей, которые, из-за плохого здоровья матерей, увеличили статистику детской смертности в России.

Пытаясь найти выход из демографического кризиса, руководство страны идет по пути, уже показавшем свою неэффективность в Западной Европе. Скандинавские страны расходовали на пособия и льготы по рождению ребенка  гораздо большие суммы, но никакого эффекта это не дало.

Здесь всё дело в сумме. Например, в маленькой Исландии  правительство платит абсолютно фантастические для нас 25 тысяч евро за первого ребенка, 50 - за второго и 75 - за третьего. Эта страна удерживает лидерство по рождаемости в Европе.  Там население растет из года в год. Правда, рождаемость там 1,84 ребенка на женщину, и наполовину рост населения обеспечивается мигрантами.

Наибольший успех в материальном поощрении рождаемости был достигнут в ГДР, где за рождение второго ребенка семья стимулировалась квартирой. Подобный эксперимент дал увеличение рождаемости и в нашем г. Тольятти. Конечно, единовременные выплаты плохи тем, что дети, выполнив свою роль, становятся ненужными и часто увеличивают статистику детской беспризорности в России.

Тем не менее, нет сомнений, что из-за квартиры, цена на которую в Москве достигает едва ли не миллиона долларов, семья родит и второго, и третьего ребенка (если давать квартиру за третьего). Но на такие расходы могло пойти только социалистическое государство, у которого даже кооперативная квартира стоила 5000 рублей. Впрочем, Собянин так же, как предшественник Лужков, продолжает давать 50%-ную скидку на ипотечные кредиты трехдетным семьям.

Решение демографической проблемы лежит на пути создания мотивации многодетности. Такая мотивация существовала в прошлом, когда дети были работниками у родителей в зрелые годы и опорой («живой пенсией») в старости. Надо просто провести пенсионную реформу, заменить государственную пенсию, которую придумали для того, чтобы грабить население, на эту самую «живую пенсию», восстановить старую традицию – родители содержат маленьких детей, взрослые дети содержат старых родителей. Эта система сделала Китай миллиардным, она же сделает миллиардной нашу Россию.

Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики, безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод о продолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.

 

2.1             Статистические данные

 

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2010 г. составила 141,8 млн.человек и с начала года уменьшилась на 81,6 тыс.человек, или на 0,06 % (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности населения на 3,2 тыс.человек, или на 0,002 %).[5]

Информация о работе Демографическая политика и показатели её эффективности