Античная цивилизация: разные модели государственного устройства и хозяйство, древнегреческий полис и его хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание

Эпоха античности занимает особое место в истории Европы. То было время, когда закладывались основы всего ее дальнейшего развития, когда формировавшаяся в наиболее развитых регионах Европы цивилизация оказывала все большее влияние на прилегающие к Средиземному морю и на гораздо более удаленные области Азии и Африки.
В сфере экономики античный мир, основой которого был город, городская община, возникавшая из объединения родовых и сельских общин - сел, позволяет проследить процесс выделения индивидуальной собственности из коллективной, последовательное углубление разделения труда между отдельными районами и внутри них, а также внутри отдельных отраслей производства, развитие товарного производства и денежного обращения в степени значительно более высокой, чем в предшествовавших и непосредственно следовавших за античностью обществах, развитие производительных сил, а также выявить соотношение этих факторов с натуральной основой хозяйства, разлагающее влияние товарно-денежных отношений на основную отрасль производства - сельское хозяйство, что вело к концентрации земельной собственности и в конце концов обусловило полное изменение экономики.

Содержание

Социальная структура античной цивилизации
Хозяйство античной цивилизации
Военная организация античной цивилизации
Картина мира античной цивилизации
Кризис античных полисов
Древнегреческий полис и его хозяйство
Пути развития Древнегреческого полиса
Кризис полиса
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

экономическая история кр.docx

— 56.82 Кб (Скачать документ)

Жизнь человека была неразрывно связана с  полисом. Поэтому каждый ощущал себя, прежде всего гражданином, а уже потом просто человеком. Отсюда проистекал культ гражданской доблести, уважение к законам своего города-государства. Личностное начало было неразвито. Это не мешало активности, но своей неповторимой уникальности античный человек не ощущал.

1.4 Картина мира античной цивилизации

Картина мира отражала сочетание высшей стабильности с непрерывными переменами. Мир представлялся  вечным (его никто не создал). Он мыслился состоящим из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Эти элементы могли соединяться в гармоническое целое, тогда возникало мироздание таким, каким его видят люди. Но затем элементы разъединялись и наступал хаос. Идея сменяющих друг друга циклов преобладала в античном восприятии мира. То же самое и в общественной жизни. Государства могли возникать и гибнуть, сменять друг друга на исторической арене, но это тоже были повторяющиеся циклы, только с разными участниками. Идея прогресса была чужда античности. Сочетание стабильности и движения порождает гармонию. А она невозможна без такого понятия как мера. Идея меры играла важную роль к античной картине мира, так как с ней было связано представление о высшей справедливости: за нарушение меры в чём бы то ни было, как в хорошем, так и в плохом неизбежно покарают боги. А боги - это воплощение высших космических законов, которые неотвратимы. Поэтому античному человеку был свойственен фатализм, который, однако, также не препятствовал активности.

Высшее  освящение  полисным порядкам с их системой ценностей и картине мира античного человека давала языческая религия. Олимпийские боги, как две капли воды похожие на людей, имевшие все человеческие достоинства и недостатки, непрерывно пировали на небесном Олимпе, решали собственные  проблемы, а если вмешивались в дела людей, то самым произвольным образом, считаясь, по преимуществу, лишь со своими желаниями. Здесь, то же самое сочетание вечной неизменности и непрерывных беспорядочных изменений, которое в целом образует гармонию.[6]

1.5 Кризис античных полисов

Античный  полис обеспечивал существование  и развитие греко-латинской цивилизации  лишь на определённом этапе истории. Наступил момент, когда интересы дальнейшего  развития требовали преодоления  полиса как типа государства, подводили  к необходимости образования  значительно более крупных и  иначе устроенных государств. В Древней Греции кризис полиса начинается в конце V в. до н.э. и в какой-то мере разрешается в середине IV в., когда греческие города-государства оказались под властью Македонии и тем самым насильственно объединились. В древнем Риме кризис полиса сложнее локализовать во времени. Здесь это значительно длительный процесс, протекавший со времени превращения Рима в Средиземноморскую державу и до падения Западной Римской империи. Экономический аспект кризиса полиса заключался в развитии товарно-денежных отношений, которые нарушали экономическую замкнутость и самодостаточность города-государства. В социальной сфере происходило размывание основы полиса-слоя мелких и средних землевладельцев-общинников, ремесленников и торговцев, живущих результатами собственного труда. Резкая имущественная дифференциация внутри этого слоя была следствием развития товарно-денежных отношений, а также широкого использования труда рабов в крупных хозяйствах. Под воздействием развития товарно-денежных отношений мелкие и средние собственники разорялись, а те, кто богател, захватывал или скупал землю у бедных, создавал ремесленные мастерские, в которых трудились рабы. Как следствие этих процессов пришло в упадок народное ополчение.  Для Греции это привело к подчинению Македонии, а для Рима - к замене народного ополчения профессиональной армией, а в результате к падению республики и утверждению империи. Греческие полисы сохраняли автономию под властью Македонии, а затем Рима. На территории Римской империи продолжали существовать италийские города - государства, а в тех провинциях, где раньше не было полисов, в период римского владычества они возникли.  Постепенная утрата римлянами своей исключительности в результате всё более широкого представления римского гражданства населению провинций и введение нивелирующей  системы управления империей не меняло внутреннюю структуру государства, состоящего как бы из множества автономных образований государственного типа. В условиях общего кризиса III в. н.э. в результате натурализации хозяйства и свёртывания товарно-денежных отношений (следствие резкого сокращения притока рабов в связи  с прекращением войн) города стали приходить в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни постепенно стали крупные поместья. Империя распалась на Восточную и Западную, усилились центробежные тенденции в провинциях. Попытки римских императоров остановить этот процесс путём усиления бюрократического аппарата и тотальной слежки за администрацией провинций не могли принести успех. По мере переноса центра тяжести общественной жизни из города в поместье, складывания новой социальной структуры (духовенство, крупные землевладельцы, зависимые земледельцы, владевшие участком земли), распространения христианства в Западной Римской империи складывались предпосылки перехода к средневековью.

II. Древнегреческий полис и его хозяйство

    Появлению множества полисов способствовали географические факторы Античной Греции. Греция - страна, иссеченная Балканскими горными хребтами, затрудняющими соединение разных частей государства. Что пресекало всякие возможности для политического объединения и определило отсутствие централизованного управления. Так что естественные условия предопределили возникновение и развития многочисленных, небольших изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полис представлял собой закрытое государство со своими священными для жителей формами политического устройства, традициями обычаями, правом. Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению полисной системы организации государства. «Возникновение полиса считается с того момента, когда верховная власть переходит в руки коллектива – общего собрания полиса».

    Гибель дворцов и цитаделей  в конце XIII - начале XII в. сопровождалась распадом группировавшихся вокруг них больших ахейских государств. Отдельные общины освобождались от своей прежней зависимости от дворца и переходили на путь совершенно самостоятельного экономического  и политического развития.

    Гомеровский полис был в одно  и то же время и городом  и деревней, так как никаких  других соперничающих с ним  поселений на подвластной ему  территории не существовало. И  все же полис гомеровской эпохи  трудно признать настоящим городом  из-за того, что основную массу  его населения составляют крестьяне-земледельцы  и скотоводы. Как правило, владения  отдельной общины не простирались  слишком далеко. Чаще всего они  были ограничены или небольшой  горной долиной, или маленьким  островком в водах Эгейского  или Ионического моря. «Государственной» границей служил обычно ближайший горный кряж, господствующий над полисом и его окрестностями. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. Обычным явлением были ожесточенные распри и пограничные конфликты между соседними общинами, нередко перераставшие в кровопролитные затяжные войны.

    Типичная гомеровская  община ведет совершенно обособленное  существование, почти не вступая  в соприкосновение даже с ближайшими  к ней другими такими же  общинами. Хозяйство общины носило  по преимуществу натуральный  характер. Торговля и ремесло  играют в нем второстепенную  роль.

        В  общественной жизни гомеровского  полиса немалую роль играют  все еще сильные традиции родового  строя. Объединения родов –  филы и фратрии – составляют  основу всей политической и  военной организации общины. Человек,  не принадлежащий ни к какой  фратрии, стоит вне общества. Гражданами  полиса являлись главы входящих  в него патриархальных семей.  Каждая семья представляла экономически  самостоятельную единицу, что  определяло и их политическое  равенство. Полис-община выполняла  две важные функции: защита  земли и населения от притязаний  соседей и регулирование внутриобщинных  отношений. 

    «Независимые  общины вследствие общих интересов  объединялись не в прежние  племенные организации, а в  небольшие группы соседских деревень. Такая группа и становилась  примитивным полисом. По словам  Аристотеля «содружество нескольких  деревень образует полноценный  полис, который уже настолько  велик, что обладает практически  полной самодостаточностью».

      Гомеровский  период занимает особое место  в греческой истории. На смену  централизованному государству  микенской эпохи пришла небольшая  самоуправляющаяся община свободных  земледельцев. Со временем  из  таких общин выросли первые  города-государства, или полисы. В недрах греческого общества  происходит в этот период упорная  борьба нового со старым, идет  ломка традиционных норм и  обычаев родового строя и не  менее интенсивный процесс образования  классов и государства. Все  эти важные сдвиги подготовили  переход греческих полисов на  совершенно новый путь исторического  развития.

    В истории Греции  VIII-VI вв. до н.э. называют архаическим периодом. Это время формирования социально-расчлененного общества и государства в виде полисного строя.  Происходит интенсивное развитие античного общества. Расширяется добыча рудных ископаемых, железа и меди, совершенствуется обработка металла и изготовляемые из него орудия труда, значительный прогресс наблюдается и в земледелии, ремесле, строительстве, кораблестроении.[8]

    Почти все греческие города, за  исключением колоний, выросли  из укрепленных поселков гомеровской  эпохи — полисов, сохранив  за собой это древнее название. Между гомеровским полисом и  сменившим его полисом архаическим  имелось весьма существенное  различие. Архаический полис, представлял  собой столицу карликового государства,  в состав которого кроме него  самого входили также деревни  (комы), располагавшиеся по окраинам  территории полиса и политически  от него зависевшие. В сравнении  с гомеровским временем греческие  полисы архаического периода  стали крупнее. Это укрупнение  происходило как за счет естественного  прироста населения, так и за  счет искусственного слияния  нескольких поселков деревенского  типа в один новый город.  К этой мере, называвшейся по-гречески  синойкизм, т.е. «совместное поселение», прибегали многие общины для  того, чтобы укрепить свою обороноспособность  перед лицом враждебных соседей.  Но больших городов в современном  понимании этого слова в Греции  еще не было. Полисы с населением  в несколько тысяч человек  были исключением: в большинстве  городов численность жителей  не превышала, по-видимому, и тысячи  человек. Пример архаического  полиса — древняя Смирна, территорию  которой можно обойти из конца  в конец за один день, с небольшим  числом жителей, с одним центром,  где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых  богов, ремесленные мастерские, проживало  основное население. Городской  центр полиса окружен кольцом  оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство.

   У каждого полиса  был свой особый покровитель  или покровительница. Храм бога - «градодержателя» находился обычно в городской цитадели, которую греки называли акрополем, т. е. «верхним городом». Здесь хранилась государственная казна полиса. Сюда поступали Штрафы, взимавшиеся за различные преступления, и все другие виды доходов государства.

    Среди множества  греческих городов-государств выделяются  два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли  и ремесел, большой долей труда  зависимых работников и, как  правило, господством олигархии  (Лакедемон, Спарта). Другой тип представлял собой общество и государство с большой долей ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением труда рабов в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством (Афины).[4]

    Архаическая эпоха  отмечена таким важнейшим достижением,  как Великая греческая колонизация. 

   Греческий полис  стал такой формой античного  общества и государства, в рамках  которого были созданы благоприятные  условия для развития экономики,  общественных отношений, политических  учреждений, культуры.

    Классический  период в истории Древней Греции  ( рубеж VI-V вв. до 338 г. до н.э.) время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства социально-экономической и политической организации общества, как полис.

   Основной экономический  принцип полиса – идея автаркии, т.е. самообеспеченности. Автаркия  выступала в качестве экономической  основы свободы. В полисе создавалась  особая система идеалов: свободные  граждане верили, что благополучие  каждого из них зависит, прежде  всего, от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание  полиса во многом зависело  от его граждан. Они почитали  древние традиции. Но главное  – ощущали себя полноправными  и свободными людьми. [5]

2.1 Пути развития Древнегреческого полиса

На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения  полисов возникли во время войн с  Персией. Их возглавили два самых  могущественных полиса – Афины и  Спарта и каждый из них развивался особым путем. Под знаком  антагонизма  этих двух полисов развертывалась вся  последующая история государственности  Древней Греции. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним  гражданским войнам.

   Общим у этих  двух государств было существовании  так называемой демократии для  избранных, так как в этих  государствах демократия существовала  при наличии рабовладельческой  формы общественного устройства. Вместе с тем существовали  определенные различия. Спартанскую  демократию, говоря современным  языком, можно назвать аристократической  демократией, правлением верхушки  общества, тогда   как   в    Афинах   сложилась   форма   правления    наиболее    близкая к современным демократическим  государствам.

   История Афин в  архаическую эпоху – это история  становления демократического полиса. Афины были главным городом  Аттики. Население постепенно объединялось  вокруг Афин. Эта область была  богата полезными ископаемыми,  но земледелием можно было  заниматься  лишь в небольших  и немногочисленных долинах. Главным  источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Афиняне активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

   Рождение полисного  строя в Аттике проходило через  постепенную трансформацию родовых  учреждений путем внутреннего  развития. Этот процесс завершился  возникновением самой развитой  социально-политической формы греческого  полиса, афинской демократии с  относительно сплоченным гражданским  коллективом.

   Первым шагом к  созданию афинской демократии  были реформы Солона. Окончательно  афинская демократия сложилась  к середине V в. до н.э., когда Клисфен усовершенствовал законы Солона: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления. Кроме граждан, в афинском обществе были метеки, многочисленные рабы. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

   Народное собрание  стало верховным органом власти  и получило широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы  о войне и мире, заключало или  расторгало договоры с другими  полисами. Большую роль в системе  государственных органов имел  Совет 500 и Совет Ареопага. Городское  управление осуществлялось с  помощью выборных магистратур:  коллегии архонтов и стратегов.  Одним их важнейших органов  афинской демократии был Суд  присяжных – гелиея. В Афинах, как и в любом другом демократическом полисе, опасались чрезмерного усиления власти отдельного магистрата. Соответственно подчеркивалась основополагающая роль таких принципов организации управления в Афинах, как коллегиальность, выборность (в большинстве случаев путем жеребьевки), подотчетность Совету и Народному собранию, кратковременность нахождения в должности (обычно, как правило, в течение года).

Информация о работе Античная цивилизация: разные модели государственного устройства и хозяйство, древнегреческий полис и его хозяйство