Античная цивилизация: разные модели государственного устройства и хозяйство, древнегреческий полис и его хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание

Эпоха античности занимает особое место в истории Европы. То было время, когда закладывались основы всего ее дальнейшего развития, когда формировавшаяся в наиболее развитых регионах Европы цивилизация оказывала все большее влияние на прилегающие к Средиземному морю и на гораздо более удаленные области Азии и Африки.
В сфере экономики античный мир, основой которого был город, городская община, возникавшая из объединения родовых и сельских общин - сел, позволяет проследить процесс выделения индивидуальной собственности из коллективной, последовательное углубление разделения труда между отдельными районами и внутри них, а также внутри отдельных отраслей производства, развитие товарного производства и денежного обращения в степени значительно более высокой, чем в предшествовавших и непосредственно следовавших за античностью обществах, развитие производительных сил, а также выявить соотношение этих факторов с натуральной основой хозяйства, разлагающее влияние товарно-денежных отношений на основную отрасль производства - сельское хозяйство, что вело к концентрации земельной собственности и в конце концов обусловило полное изменение экономики.

Содержание

Социальная структура античной цивилизации
Хозяйство античной цивилизации
Военная организация античной цивилизации
Картина мира античной цивилизации
Кризис античных полисов
Древнегреческий полис и его хозяйство
Пути развития Древнегреческого полиса
Кризис полиса
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

экономическая история кр.docx

— 56.82 Кб (Скачать документ)

Негосударственная  образовательная  автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования      

«Самарский институт бизнеса  и управления»

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Менеджмент»

Специальность «Менеджмент  организации»

 

 

Контрольная работа

 

 По Дисциплине: Экономическая история

Тема: Античная цивилизация: разные модели государственного устройства и хозяйство. Древнегреческий полис и его хозяйство.

 

 

Выполнила

Студентка группы БМЗ 111-4

Шпак Е.С.

Проверила

преподаватель: Козлова Т.Н.

Дата сдачи:____________

Дата проверки:_________

Оценка:_______________

 

 

 

Самара 2012

 

Содержание

 

Ведение

3

I

Античная цивилизация: разные модели государственного устройства и хозяйство.

 

5

1.1

Социальная структура  античной цивилизации

6

1.2

Хозяйство античной цивилизации

7

1.3

Военная организация античной цивилизации

7

1.4

Картина мира античной цивилизации

8

1.5

Кризис античных полисов

9

II

Древнегреческий полис и  его хозяйство

10

2.1

Пути развития Древнегреческого полиса

13

2.2

Кризис полиса

16

 

Заключение

18

 

Список используемых источников

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха античности занимает особое место в истории Европы. То было время, когда закладывались основы всего ее дальнейшего развития, когда формировавшаяся в наиболее развитых регионах Европы цивилизация оказывала все большее влияние на прилегающие к Средиземному морю и на гораздо более удаленные области Азии и Африки.

В сфере экономики античный мир, основой которого был город, городская община, возникавшая из объединения родовых и сельских общин - сел, позволяет проследить процесс  выделения индивидуальной собственности  из коллективной, последовательное углубление разделения труда между отдельными районами и внутри них, а также  внутри отдельных отраслей производства, развитие товарного производства и  денежного обращения в степени  значительно более высокой, чем  в предшествовавших и непосредственно  следовавших за античностью обществах, развитие производительных сил, а также выявить соотношение этих факторов с натуральной основой хозяйства, разлагающее влияние товарно-денежных отношений на основную отрасль производства - сельское хозяйство, что вело к концентрации земельной собственности и в конце концов обусловило полное изменение экономики. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал К. Маркс, античная экономика дает возможность установить различие между простым товарным производством, нацеленным на накопительство, а не на расширенное воспроизводство и ускорение оборачиваемости капитала, почему денежный и торговый капитал не участвуют в процессе производства, хотя могут его разлагать или стимулировать, и производством капиталистическим. Основным было производство не меновых, а потребительных стоимостей, так что и труд наемных работников, создававший потребительные стоимости, покупался как потребительная стоимость, что и отличало наемных работников античности от пролетариата

В области социальных отношений  изучение античности дает возможность  проследить влияние на них экономики. Первоначально разделение труда как в хозяйственной, так и в военно-политической сферах вело к образованию сословий. Затем, с углублением этих процессов, с ростом имущественной дифференциации формируются, в первую очередь в ведущей отрасли экономики - сельском хозяйстве, классы, которые, как и в других докапиталистических обществах, были не только классами (как при капитализме), а классами-сословиями. На этом же этапе особое значение приобретает класс-сословие рабов, занимавших особое место по сравнению с эксплуатируемыми классами других формаций, поскольку он во всех отношениях стоял вне гражданского общества.

В области политики античные городские общины являли собою особые формы взаимозависимости социально-экономического и политического строя. Политика оказывала мощное обратное влияние на экономику: распоряжение граждан их земельной собственностью всегда так или иначе контролировалось, так как в интересах воспроизводства общин требовалась наилучшая обработка всего земельного фонда; значительную часть прибавочного продукта состоятельные граждане были обязаны тратить на нужды гражданского коллектива, что в значительной мере определяло формы распределения и со временем стало одним из факторов, препятствовавших расширенному воспроизводству. Социально-экономические отношения обусловливали развитие политических форм. Пока имущественная и социальная дифференциация равноправных граждан была слаба, пока рабство еще не овладело производством, носило патриархальный характер, оставаясь в рамках семьи, где ее глава обладал абсолютной властью над рабами, армия представляла собой ополчение граждан, аппарат принуждения, стоящий над обществом, был слаб. С эволюцией политического строя была тесно связана разработка права, своей кульминации достигшая в Римской империи, где юристов интересовали все возможные виды сделок между собственниками, землевладельцами и арендаторами, работодателями и работниками, отношения между рабами и господами, права и обязанности членов военно-бюрократического аппарата и городского управления, виды исков, процедура судопроизводства.

 С точки зрения культуры, история античного мира дает богатый материал для изучения взаимовлияния базиса и надстройки, формирования идеологии граждан античной городской общины, а затем подданных античных монархий, - идеологии, составлявшей основу греческой и римской политической и философской мысли, тесно связанных с различными отраслями науки, с литературой, включавшей и историографию, с религией, искусством. Эволюция социально- экономического и политического строя обусловливала и идеологию и культуру.

Протест рабов и свободных  эксплуатируемых трудящихся против попыток подчинить их не только материально, но и духовно, ускорял упадок античного  мира, подрывалась власть господствующих классов и монархов, вера в их божественность, незыблемость, вечность их власти и существующего строя.

   Античная наука  развивалась свободно, не испытывая  стеснения со стороны какой-либо  религиозной догмы, она достигла  известных результатов, впоследствии  послуживших основой для движения  вперед науки нового времени.  В первую очередь это относится  к математике и астрономии, по  мнению некоторых современных  историков, испытавших сильное  влияние Египта и Вавилона, но, очевидно, дополненных и развитых  античными учеными. Немаловажна была и роль античной математики и античной философии.[1]

 

 

 

 

I.  Античная цивилизация: разные модели государственного устройства

 и хозяйство.

Античная  цивилизация или античный мир - обобщающее название, употребляемое для характеристики Древней Греции (этим понятием объединяются греческие города-государства, расположенные  в материковой Греции, на полуострове  Пелопоннес, в приморской полосе Малой  Азии, а также на многочисленных островах восточного Средиземноморья) и Древнего Рима, постепенно превратившегося  в крупнейшую средиземноморскую  державу. И Древняя Греция и Древний  Рим имели свою историю. Собственное  неповторимое историческое развитие было характерно для каждого древнегреческого города-государства, для каждой римской  провинции. Тем не менее, античная цивилизация  имела некоторые основные черты, позволяющие охарактеризовать её как  единое целое.[2]

Специфика античного мира заключается в  безраздельном господстве полиса (города-государства) как гражданской общины, сплотившейся против внешних врагов и неграждан для обеспечения своим членам экономических (владение землёй на территории полиса), социальных (материальная обеспеченность) и политических (участие в политической жизни города-государства) прав. Экономическую основу полиса составляло натуральное хозяйство, дополняемое более или менее  (в разных полисах по-разному) развитой системой товарно-денежных отношений. Своеобразие формы собственности заключалась в том, что частная собственность  граждан была обусловлена верховной государственной собственностью на землю.  По характеру преобладающей хозяйственной деятельности полисы могли быть сельскохозяйственными и торгово-ремесленными, причём первый тип преобладал. Социальную основу полиса составляли свободные землевладельцы-общинники, которые обеспечивали своё существование собственным трудом и трудом членов своей семьи. В качестве вспомогательной рабочей силы использовались рабы. Политические формы полиса могли быть разными: демократическая или аристократическая республика, монархия (тирания). Но наиболее адекватной античному полису была демократическая форма государственного устройства. Это проявилось в широкой распространённости демократической модели города-государства в античном мире, а также в том, что народное собрание являлось непременным элементом государственного устройства и аристократических полисов.

Становление античного города-государства включало ряд этапов. Большинство полисов (в том числе, Афины, Рим, отчасти  Спарта) образовались путём синойкизма (слияния) нескольких первоначальных гражданских  общин, что было связано с переселением жителей в центр городского типа. При этом в состав полиса входила  вся территория, на которой располагались  первоначальные общины, поэтому получалось, что граждане, проживая в городе в собственном смысле слова, владели землёй, находившейся в сельской местности. Если полис со временем становился торгово-ремесленным (Афины, Коринф), или, если на земельных участках граждан работало зависимое население типа илотов (Спарта), то подавляющее большинство граждан жило в городе. Если это был обычный сельскохозяйственный полис, то, часть собственников участков могла жить в сельской округе (это зависело от её размеров).[2]

Каждый  полис проходил в своём становлении  следующие этапы: ограничение власти родовой знати, отмена долгового  рабства, замена родового деления территориальным, установление имущественного ценза как основы государственного и военного устройства, запись обычного (существовавшего до этого в устной традиции) права. Последовательность этих этапов могла быть разной , некоторые из них иногда совпадали во времени. Но все эти мероприятия были необходимы, чтобы обеспечить существование социальной основы полиса - достаточно многочисленного слоя свободных землевладельцев-общинников.

1.1 Социальная структура античной цивилизации. 

Социальная  структура полиса была довольно сложной. В каждом городе-государстве было три основных сословия (то есть слоя населения с юридически фиксированными правами и обязанностями). Это  были граждане, свободные чужеземцы  и рабы. Поскольку рабы никаких  юридически оформленных прав не имели, свободные не считали их сословием, хотя объективно дело состояло именно так. Внутри сословия граждан выделялась не забывшая своих корней родовая  знать, которая обычно представляла собой слой крупных землевладельцев, хотя эти категории населения  совпадали не полностью. Другой слой граждан составляла торгово-ремесленная  верхушка (в Древнем Риме эти слои имели названия: сенаторское сословие и всадники). Все остальные граждане (мелкие и средние землевладельцы, хозяева небольших ремесленных  мастерских, мелкие торговцы) образовывали третий слой (в Древнем Риме он назывался  городской и сельский плебс). К  последней категории относился  и люмпен-пролетариат (безработные  и не имевшие собственности граждане), но многочисленной эта категория  населения стала только в Древнем  Риме. Свободные чужеземцы, не имевшие  гражданских прав, включали уроженцев  других полисов, добровольно поменявших место жительства, и вольноотпущенников. В Риме вольноотпущенники представляли собой особое сословие, так как  сохраняли некоторые обязательства  по отношению к своим хозяевам, за несоблюдение которых они могли  быть снова обращены в рабство. В  принципе и чужеземцы-свободные и вольноотпущенники могли получить гражданство. В Афинах это было сложно: требовались особые заслуги перед государством. В Риме - относительно легко (правда гражданские права не могли быть представлены рабам, побывавшим в оковах). Свободные чужеземцы и вольноотпущенники занимались в основном ремеслом и торговлей, а также умственным трудом. Рабы подразделялись на государственных и частновладельческих. Первые занимали не престижные должности при государственных органах, являясь полицейскими, тюремщиками, палачами (не только в Риме, но и в Греции). Частновладельческие рабы могли быть городскими и сельскими, а также работать в рудниках. Наиболее тяжёлым было положение последней категории и сельских рабов. Правда, условия жизни сельских рабов в Древней Греции, а также в Римской республике до начала II в. до н.э. были существенно лучше, чем в Древнем Риме II в. до н .э. - III в. н .э., где они подвергались “классической” эксплуатации. В греческих полисах городские рабы были представлены в основном домашними слугами и мелкими ремесленниками. Категория “рабской интеллигенции” была характерна главным образом для Рима, хотя образованные рабы были и в Греции (пленные граждане покорённых греческих государств). Классов как таковых в античным мире не было также, как и на Древнем Востоке.[7]

1.2 Хозяйство античной цивилизации   

 Основой  производства в Античном мире  был труд свободных. В сельском  хозяйстве это был труд землевладельцев-общинников, которые использовали рабов на  вспомогательных работах. В городе - труд граждан - ремесленников  и торговцев, а также свободных  чужеземцев, которые, не имея земли,  тоже занимались в основном  ремеслом и торговлей. И тем  и другим могли помогать рабы. Второе по значению место в  античной системе производства  занимало зависимое население  типа илотов (в Спарте, в Фессалии, на Крите). Эти люди, скорее всего, потомки покорённого населения завоёванных областей, обрабатывали землю, принадлежавшую гражданам полиса, собственными орудиями труда, брали себе часть дохода и не могли быть ни согнаны с обрабатываемой земли, где имели дом, ни проданы за пределы полиса. На последнем месте находился труд рабов.   Самостоятельное значение он имел на рудниках - и в Греции и в Риме на рудниках работали только рабы , - в сельском хозяйстве Древнего Рима со II в. до н.э. по III в. н.э., а также в тех немногочисленных ремесленных мастерских, где основные работы выполнялись рабами. Кризис античной цивилизации III в. н.э., вызванный в значительной степени широким использованием труда рабов, подтверждает тот факт, что рабовладельческий способ производства не был основой античности.

1.3 Военная организация античной цивилизации

Военная организация полиса представляла собой  народное ополчение граждан. Служба в войске считалась не только обязанностью, но и честью. Свободные чужеземцы, как правило не допускались в вооружённые силы города-государства. Иное решение этого вопроса свидетельствует о кризисе полиса как гражданской общины, сплочённой против внешних врагов и не граждан. Исключение  представляла Спарта, где илоты входили в состав войска на правах легковооружённых слуг. Рабов как таковых в армии не было.

Античный  полис выработал определённую идеологию  и социальную психологию, которые    освящали существующий порядок на разных уровнях сознания, начиная с чувства комфортности, которое давало членство в гражданской общине, через систему гражданских добродетелей и уважение к полисным законам, и кончая мировоззренческой системой античного человека, высшее санкционирование которой давала олимпийская религия.

Принадлежность  к гражданской общине порождала  ощущение защищённости и стремление воспроизводить существующий порядок. Но в жизни античного человека изменения происходили очень  быстро. На протяжении одной жизни  могла измениться форма правления, могущество родного полиса смениться  упадком, происходили многочисленные войны, часто существенно менявшие материальное положение граждан. Производство, рассчитанное на рынок и особенно занятие торговлей показывали античному человеку, что всё очень изменчиво в мире. Эта обстановка способствовала развитию активности, направленной на обеспечение процветания полиса и личный жизненный успех, а и то и другое предполагало постоянные изменения окружающего мира.  То есть ради общей стабильности жизни нужны были частные изменения.

Информация о работе Античная цивилизация: разные модели государственного устройства и хозяйство, древнегреческий полис и его хозяйство