Значение системы экологического менеджмента для современного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 06:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Изучение мероприятий по подготовки, повышению компетенции и осведомленности персонала ОАО «Изумруд» в рамках системы экологического менеджмента (далее СЭМ).
Задачи, поставленные для достижения цели.
1. Рассмотреть значения СЭМ для современного предприятия.
2. Ознакомиться с требованиями стандарта в области компетентности, подготовки и осведомленности персонала в рамках СЭМ.
3. Описать основную деятельности предприятия, а так же деятельность в области охраны окружающей среды.
4. Изучить программу экологического воспитания и образования.
5. Предложить мероприятия, которые могут проводиться на предприятии для обеспечения соответствия требованиям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Значение системы экологического менеджмента для
современного предприятия…………………………………………………...5
1.1. Требования стандарта ИСО 14001 к компетентности, подготовке
и осведомленности персонала………………………………………………..9
1.2 Программа экологического воспитания и образования…………..10
2.Краткая характеристика предприятия……………………………………18
2.1.Мероприятия, которые могут проводиться на предприятии для
обеспечения соответствия требованиям………………………………….....20
Заключение…………………………………………………………………....27
Библиография………………………………………………………………....28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Глазова123.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

      Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры обеспечения информированности людей, работающих для нее или по ее поручению,

     a) о важности соответствия экологической  политике, процедурам и требованиям  системы экологического менеджмента;

     b) о значимых экологических аспектах и связанных с ними существующих или потенциальных воздействиях на окружающую среду, связанных с их деятельностью и пользе для окружающей среды вследствие повышения личной результативности;

     c) о своих функциональных обязанностях  и ответственности в деле достижения  соответствия требованиям системы экологического менеджмента;

     d) о потенциальных последствиях отступлений от установленных процедур [6].

     Предприятию необходимо обеспечить компетентность лиц выполняющих работы, которые могут оказывать значимое воздействие на окружающую среду. Требуемая компетентность достигается соответствующим образованием, подготовкой или практическим опытом. Следовательно, предприятие должно организовать подготовку персонала или предпринять другие действия по повышению его компетентности и сохранять соответствующие записи о проведении необходимой подготовки.

 

      1.2 Программа экологического воспитания и образования

 

      Одной из важнейших проблем современности, без сомнения, является остро стоящая  проблема экологии. Даже люди, далеко находящиеся  от структур власти, уже не могут не обращать внимания на проблемы в данной области.

      Ученые-исследователи  разных областей науки, давно уже  бьют во все колокола, пытаясь донести  до политических деятелей и людей, принимающих  решения на государственном уровне, важность и необходимость неотлагательного решения экологического вопроса. К сожалению, все еще так мало чиновников понимают о том, что промедление в данной области невозможно, так как ситуация на сегодняшний момент такова, что даже одно неправильно принято правильное решение государственного деятеля, не понимающего всю важность данной проблемы, может повлечь за собой неотвратимые последствия, которое приведет в конце концов к экологическому коллапсу. Приходится признать, что на сегодняшний момент общий уровень экологического образования населения как на уровне рядового гражданина, так и на уровне политического деятеля, еще очень низок. А уровень осознания всей трагедии человечества, стремительно уничтожающего природные богатства, ничтожно мал. Лишь исследователи, вплотную занимающиеся этой проблемой, полностью осознают всю глубину экологического кризиса и его последствий. Поэтому, так остро сегодня стоит вопрос природоохранного просвещения на всех уровнях социальной иерархии. И поэтому, в данной работе дается попытка дать анализ развития идей экологического образования на высших политических уровнях, мировом и государственном (в России).

     В отчете правительства при поддержке  Министерства природных ресурсов Российской Федерации о развитии системы  экологического образования в Российской Федерации в 1992-2002 годах дано очень подробное описание этапов просветительской экологической деятельности в России.

     Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I “Об  охране окружающей природной среды” определил необходимость формирования всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего все этапы дошкольного, школьного, внешкольного образования, профессиональную подготовку специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение квалификации кадров. 
Принятый в июле 1992 г. Закон Российской Федерации “Об образовании” назвал “воспитание любви к окружающей природе” одним из принципов государственной политики в области образования (ст. 2). Законодательной основой развития экологического образования и воспитания стала и Конституция Российской Федерации (1993 г.), установившая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (с. 42) и обязанность “сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам” (ст. 58). С принятием законов “Об охране окружающей природной среды” (1991 г.), “Об образовании” (1992 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.) была создана правовая основа для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования в Российской Федерации.

     В 1994–1995 гг. по инициативе Минприроды России и при поддержке заинтересованных министерств и ведомств были приняты постановления Правительства Российской Федерации по вопросам экологического образования: “О мерах по улучшению экологического образования населения” (от 3 ноября 1994 г. № 1208) и “Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и ее персонального состава” (от 26 января 1995 г. № 91), ставшие важнейшими нормативно-правовыми документами для развития экологического образования в последующие годы.

     Финансирование  экологического образования осуществлялось в 1992–2002 гг. за счет бюджетных средств  природоохранных органов, Минобразования России, Минкультуры России (с 1998 г.) и подведомственных им территориальных органов и учреждений, а также других министерств и ведомств, общественных организаций, в том числе международных. Методологической основой развития экологического образования служат Декларация Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (1977 г.), рекомендации всесоюзных конференций по образованию в области окружающей среды (Минск, 1979 г.; Таллин, 1980 г.; Иваново, 1984 г.; Казань, 1990 г.), положения Международной стратегии действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы (1987 г.). К 1990 г. была разработана “Программа по образованию в области окружающей среды на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года” для СССР. Программа, согласованная шестью ведущими союзными ведомствами и крупнейшими общественными организациями, не была воплощена в жизнь из-за распада СССР.

     Отправной точкой для развития образования  в области окружающей среды в  мире, в том числе и в России, в 1990-е годы стала “Повестка дня на XXI век”, принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Федеральное природоохранное ведомство рассматривало экологическое образование и просвещение как важнейшую составляющую государственной экологической политики. В 1995 г. была начата разработка проекта федеральной целевой программы (ФЦП) “Экологическое образование населения России” на период до 2000 г. В 1997 г., на основании поручения Правительства Российской Федерации от 16.02. 97 № ВЧ-П9-04927, срок действия Программы был продлен до 2010 г. Проект ФЦП, одобренный федеральной Межведомственной комиссией по экологическому образованию населения, не поддержал Минфин России, выступивший против финансирования Программы из средств федерального бюджета. В результате Программа не была утверждена Правительством Российской Федерации, что ослабило государственную поддержку работы по развитию экологического образования в конце 1990-х годов. Не получил поддержки и проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”, который разрабатывался в 1998–1999 гг.

     Из-за недостаточности организационно-методологического обеспечения на федеральном уровне в 1990-х годах развитие экологического образования в ряде субъектов Российской Федерации пошло по пути разработки и реализации регионального компонента экологического образования.   Впервые это было сделано в Амурской и Нижегородской областях, где в 1992–1993 гг. приступили к разработке региональных программ экологического образования и соответствующих учебно-методических материалов по экологическому образованию школьников и подготовке учительских кадров.

     В Курганской области в 1993–1994 гг. разработали  и апробировали “сквозную” эколого-образовательную  программу для 2–11 классов.  
В Свердловской области в 1993 г. была рекомендована к внедрению комплексная программа “Экологическое воспитание и образование населения области”. В последующем это было сделано и в других субъектах Российской Федерации.  В ряде субъектах Российской Федерации в 1995–2002 гг. были приняты законы об экологическом образовании, подписаны указы глав администраций. Во многих регионах деятельность в области экологического образования и просвещения регулируется соответствующими постановлениями, распоряжениями администраций, совместными приказами заинтересованных министерств и ведомств.  Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, акцентируя внимание на необходимости формирования экологической культуры, ориентирует российское общество на создание системы всеобщего и комплексного экологического образования:

      Осознание остроты и масштабности экологических и глобальных проблем в целом, создание системы экологического образования и просвещения, создают предпосылки для формирования экологической культуры. В нашей стране базис экологической культуры закреплен законодательно в федеральном законе «Об охране окружающей среды» в статьях с 71 по 74, где в частности описаны: Область установления системы всеобщего и комплексного экологического образования; преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях; подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; экологическое просвещение.

      Важность  природоохранного просвещения приобретает  все большую актуальность в свете современного экологического кризиса. Однако же, на сегодняшний день ситуация, отражающая положение вещей в данной области, еще очень далека от идеальной. В чем же проблема данного несоответствия?

      Существует  несколько причин, вызывающих такое  положение вещей:

  • во-первых, для того, чтобы всеобщее экологическое образование дало свои плоды, необходимо время для того, чтобы выросло то поколение школьников, у которых данная дисциплина была естественно обязательной;
  • во-вторых, необходимо осознание политических деятелей и лиц, принимающих решения на государственном уровне, весь масштаб приближающейся экологической катастрофы. На сегодняшний момент, на мой взгляд, большинство политиков, не осознают важность данной проблемы, откладывая ее решение на потом, в то время как она требует неотлагательного внимания со стороны политиков. Вариант концепции эколого-политологического образования изложен в статье Коваленко В.И., Костина А.И., Моисеева Н.Н., Степанова С.А. «Экологическая безопасность и концепция эколого-политологического образования в России»;
  • в-третьих, проблема экологической безопасности должна стать понятной каждому человеку, даже очень далекому от понимания глобальных проблем. Для этого необходима очень кропотливая работа в области просвещения населения на уровне самых мелких административных единиц. Необходимо осознание рядовым гражданином угрозы экологических проблем на обыденном уровне. На сегодняшний день большинство населения считает, что данные проблемы не касаются лично его, что это проблема находится где-то далеко, и что она является исключительно делом государства. Для этого нужно рассмотрение данных проблем в более широком масштабе, то есть необходимо, чтобы понимание важности охраны природы и конечности природных ресурсов стало неотъемлемой частью мировоззрения каждого человека.

     Для этого нужно предпринять следующие  шаги:

  • осознание политиками этой проблемы;
  • широкое освещение проблем экологической безопасности на уровне каждого гражданина;
  • изменение мировоззрения возможно лишь при вплетении экологической темы на уровень обыденного сознания, то есть на уровень сказок, историй, комиксов, рассказов. Только в тот момент, когда экология перестанет быть отделенной от человека, перестанет быть чем-то приносимым извне, то она примет характер естественного поведения, который человек будет воспринимать как совокупность собственных убеждений и правил. Напоследок хотелось бы сказать, что несмотря на проблемы данной области, все-таки существует надежда, что государственные деятели всерьез займутся данным вопросом, а тогда есть и надежда, что человек начнет присматриваться и осознавать то, что он творит с той средой, в которой он живет, и которая обеспечивает его всем необходимым для его существования. А для этого и нужно природоохранное просвещение.

      Главный инженер, представитель руководства  ООО «Ставролен» по качеству А.В. Полоумов отмечает: «Успешное решение  экологических проблем – это  отражение высокой культуры производства. А если производственная культура на высоте, - значит, качественные показатели выпускаемой продукции соответствуют уровню технологического процесса, т.е. обеспечивается без нажима извне. Так что можно сказать, перефразировав слова известного поэта, что качество и экология – «близнецы-братья».

      Учитывая  настоятельную необходимость внедрения  на отечественных предприятиях и  связанную с этим высочайшую потребность  в профессиональных менеджерах-экологах, особенно из-за планируемого вступления России в ВТО, Академия стандартизации, метрологии и сертификации (далее АСМС) развивает профессиональные связи с зарубежными экологическими обучающими центрами и международными сертификационными компаниями и системами. Например, кафедрой «Экологический менеджмент» АСМС налажено активное сотрудничество с европейской и международной сетью IQNet. В частности, согласованы программы совместного обучения, началась подготовка российских слушателей по специальностям «Менеджер систем управления окружающей средой» и «Аудитор-эколог управления окружающей средой».

      Таким образом, АСМС готовит не только квалифицированных менеджеров СУОС, но и компетентных аудиторов-экологов, способных и сертифицировать СУОС организаций и предприятий.

Информация о работе Значение системы экологического менеджмента для современного предприятия