Сущьность стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:14, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является исследование основных методов стандартизации, её сущьность и основные понятия; международной и региональной стандартизации; российской системе сертификации.
В соответствии с поставленной целью в контрольной работе определены следующие задачи:
- изучить сущность стандартизации;
- рассмотреть методы стандартизации;

Содержание

Введение
1. Сущность стандартизации и основные понятия стандартизации
2. Международная и региональная стандартизация
3. Российская система сертификации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

готовое, моё.docx

— 144.67 Кб (Скачать документ)

По данным на 1996 г. международная  стандартизация в рамках ИСО проводится 2832 рабочими органами, в том числе 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевыми группами.

Ведение всех секретариатов ТК и  ПК обеспечивают 35 комитетов-членов, в  том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

Кроме ведения секретариатов заинтересованные комитеты-члены могут быть активными  членами любого ТК или ПК, а также  наблюдателями. Для первого случая в ИСО существует статус члена Р, а для второго — статус члена О. Россия — активный член — в 145 ТК, а наблюдатель в — 16 ТК.

Официальные языки ИСО — английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

Схема разработки международного стандарта  сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ИСО) направляет в ИСО заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют "за" и не менее пяти из них намерены стать членами Ρ в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК.

После достижения консенсуса в отношении  проекта стандарта ТК передает его  в Центральный секретариат для  регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в  качества международного стандарта.

В технической работе ИСО участвуют свыше 30 тыс. экспертов из разных стран мира. ИСО пользуется мировым авторитетом как честная и беспристрастная организация и имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций.

Стандарты ИСО — наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500-600 стандартов. Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира. Во многом это объясняется ответственным отношением технических комитетов к достижению консенсуса по техническим вопросам, за что несут личную ответственность председатели ТК. Кроме принципа консенсуса при голосовании по проекту международного стандарта ИСО впредь намерена обеспечивать еще и обязательную прозрачность правил разработки стандартов, понятных для всех заинтересованных сторон.

Весьма широки деловые контакты ИСО: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях.

ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. Практически члены таких организаций одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ИСО нередко еще на стадии проекта. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН).

Крупнейший партнер ИСО — Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Стандрат ИСО в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации в тех формах, которые описаны выше, а также может применяться в двух- и многосторонних торговых отношениях. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

Разработка проекта стандарта  в технических органах ИСО всегда связана с необходимостью преодоления определенного давления представителей отдельных стран (нередко это крупнейшие производители и экспортеры товаров) по техническим требованиям и нормам, которые должны включаться в содержание будущего международного стандарта. Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного. Однако следует учесть, что при планировании работ в ИСО для включения в программу стандартизации учитываются следующие критерии: влияние стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защита окружающей среды. На основе этих положений должно быть представлено веское обоснование предложения.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

Перспективные задачи ИСО. ИСО определила свои задачи до конца столетия, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

• установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

• снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

• оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

• стимулирование "сомоподдерживающих" элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

• забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по прежнему остаются услуги, где все  шире будут применяться стандарты ИСО серии 9000.

Правительства ряда крупных стран  передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе.

В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и СЕН, которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.

 

 

3. Российская  система сертификации.

 

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее - продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.

Третья  сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).

Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сертификация  продукции - процедура подтверждения  соответствия, посредством которой  независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует  установленным требованиям.

Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в Российской Федерации).

Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном  уровнях.

В нашей  стране системы сертификации создаются  специально уполномоченными на это  федеральными органами исполнительной власти - Госстандартом России, Министерством  здравоохранения РФ, Государственным  комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.

Системы сертификации, возглавляется Госстандартом  России "Системы сертификации ГОСТ Р", которая охватывает товары народного  потребления и услуги (работы) населению.

Сертификат  соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения  соответствия сертифицированной продукции  установленным требованиям (Закон  РФ "О сертификации продукции  и услуг").

Декларация  о соответствии - документ, в котором  изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным  требованиям (Закон РФ "О сертификации продукции и услуг").

Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой  может быть подтверждено декларацией  о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет  юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак  соответствия - зарегистрированный в  установленном порядке знак, которым  по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной  им продукции установленным требованиям (Закон РФ "О сертификации продукции  и услуг").

 

Цели сертификации

 

Сертификация  направлена на достижение следующих  целей:

- содействие  потребителям в компетентном  выборе продукции (услуги);

- защита  потребителя от недобросовестности  изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль  безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды,  жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение  показателей качества продукции  (услуги, работы), заявленных изготовителем  (исполнителем);

- создание  условий для деятельности организаций  и предпринимателей на едином  товарном рынке России, а также  для участия в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле.

Следующий пример свидетельствует о высоком  социально-экономическом эффекте  сертификации: отказ в сертификации и запрет реализации на рынке 100 т. бельгийской  говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах - еще 100 млн. руб.

 

 Система сертификации ГОСТ  Р

 

Область применения

 

В рамках системы сертификации ГОСТ Р Госстандарта Российской Федерации  подлежат обязательной сертификации товары народного потребления (ТНП) следующих  классификаций:

- Продукты  питания и напитки

- Текстильные  и трикотажные изделия

- Меховые  изделия

- Обувь

- Косметические  изделия и парфюмерия

- Игрушки  и товары для детей

- Бытовая  техника и посуда

- Хозяйственные  изделия и бытовая химия

- Велосипеды, коляски и др.

Правила проведения сертификации в  Системе сертификации товаров народного  потребления Системы сертификации ГОСТ Р разработаны во исполнение Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от, Федеральными законами и Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

Настоящие Правила сертификации ГОСТ Р определяют основные принципы и  требования, связанные с порядком сертификации зарегистрированных в  Государственном реестре товаров  народного потребления отечественного и зарубежного производства с  целью защиты прав и интересов  потребителей и проведения единой государственной  политики в области обеспечения  населения данной продукцией. Новая  система сертификации ГОСТ Р подписана  и утверждена Председателем Госстандарта России.

Информация о работе Сущьность стандартизации