Система управления качеством на предприятии ОАО «ГАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Цель работы. Совершенствование системы управления качеством на предприятии ОАО «ГАЗ».
Задачи:
1. Провести анализ теоретических основ системы управления качеством.
2. Дать описание предприятию.
3. Проанализировать систему управления качеством на предприятии.
4. Рассмотреть основные проблемы системы управления качеством на предприятии.
5. Предложить комплекс рекомендаций по усовершенствованию системы управления качеством на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы системы управления качеством 4
1.1.Понятие системы управления качеством 4
1.2.Этапы развития систем качества 5
1.3.Традиционный взгляд на TQM 9
1.4.Механизм системного управления качеством 15
Глава II. Система управления качеством на предприятии ОАО «ГАЗ» 18
2.1.Общая характеристика предприятия 18
2.2.Описание системы управления качеством на предприятии ОАО «ГАЗ» 20
2.3.Проблемы системы управления качеством на предприятии ОАО «ГАЗ» 22
2.4.Предложения по усовершенствованию системы управления качества на предприятии ОАО «ГАЗ» 24
Заключение 25
Список используемых источников 27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Качеству (Мельников А.А.).doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

     Немаловажное  значение в механизме УК должен иметь  контроль качества сырья, материалов, комплектующих и других поставляемых изготовителю продукции ресурсов.

       Необходимым звеном в механизме УК является сертификация продукции и услуг. Применительно к разработчикам и изготовителям сертификация продукции выступает одной из возможных гарантий ее стабильного сбыта, а для любого потребителя приобретение сертифицированной продукции означает, что она отвечает его потребностям и высокому уровню качества изготовления.

     Одной только сертификацией не может быть ограничена защита потребителей от приобретения и эксплуатации дефектной продукции. В механизме УК необходимо предусмотреть элементы правового влияния на проведение политики в области качества, а также государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и метрологических правил.

     Важным  звеном в защите прав потребителей должны стать различные общественные ассоциации, объединения и организации. Деятельность государственных и других органов в области качества должна обеспечивать посредством экономического и правового методов полную защиту потребителей прямой и адекватной ответственностью изготовителя за качество своей продукций и услуг.

     Для достижения требуемого качества выпускаемой  продукции и создания у потребителей определенной уверенности в этом механизм УК не  может и не должен полностью отвергать метод аттестации.

     Для каждого вида продукции с учетом технологии ее изготовления и организации производства механизм УК будет обладать специфическими особенностями. Однако его всегда следует целенаправленно ориентировать в первую очередь на удовлетворение требований потребителей. [14, с. 86 - 95] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Система управления качеством на предприятии ОАО «ГАЗ»

  1. Общая характеристика предприятия

     Открытое  акционерное общество «ГАЗ» является одним из крупнейших автомобильных заводов России. Предприятие было построено при помощи американской компании «Ford» в начале 30-х годов, а первый грузовик ГАЗ-АА сошел с его конвейера 29 января 1932 года. С тех пор на заводе было освоено около 400 различных моделей и модификаций автомобилей, изготовлено свыше 16 млн. легковых и грузовых машин [16].

     В настоящее время ОАО «ГАЗ» входит в «Группа ГАЗ»  и специализируется на производстве легких и средних грузовиков, микроавтобусов, легковых автомобилей среднего класса, спецтехники. В его структуру входят крупные заводы по производству штампов и пресс-форм, дизельных двигателей, коробок скоростей, конструкторские и технологические организации. На заводе собираются легковые автомобили семейства «Волга», легкие грузовики и автофургоны семейства «Газель» и «Соболь», среднетоннажные грузовики ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 «Садко». Выпускаются такие перспективные модели автомобилей, как ГАЗ-2308 «Атаман» - полноприводный пикап, ГАЗ-2169 «Комбат» - внедорожник на шасси семейства «Атаман», и ГАЗ-3310 - городской 4-тонный грузовик с низкой погрузочной высотой. На долю предприятия приходится около 12% всех выпускаемых в России легковых автомобилей, более 50% - грузовых автомобилей и примерно 30% - автобусов.

     ОАО «ГАЗ» занимает второе место в России после ОАО «АвтоВАЗ» и является крупнейшим производителем малотоннажных грузовых автомобилей.

     Кроме России автомобили ГАЗ собираются на Украине в Белоруссии и в Иране. ОАО «ГАЗ» контролирует 54% российского рынка грузовиков и 7.8% рынка легковых автомобилей. При этом следует отметить, что предприятие является основным производителем малотоннажных грузовиков и микроавтобусов и контролирует большую часть данного сегмента автомобильного рынка России. Кроме того, часть продукции поставляется на экспорт в СНГ и страны дальнего зарубежья: Нигерию, Сирию, Иран, Ирак и другие.

     В настоящее время реализацию продукции предприятия в основном осуществляет торговый дом «РусавтоГАЗ», которое было учреждено ОАО «ГАЗ» в декабре 2000 года и получило исключительное право оптовой торговли автомобилями марки ГАЗ. «РусавтоГАЗ» уже создал в регионах России около 30 представительств и более 20 складов ответственного хранения.

     Среди факторов, которые способствуют увеличению объемов реализации, можно назвать подписание в январе 2001 года договора о сотрудничестве с Министерством обороны. Военное ведомство заинтересовано в поставках среднетоннажных грузовиков «Садко» в военном исполнении и запасных частей под госзаказ. Кроме того, военных привлекла полноприводная модификация легкого грузовика «Соболь», внедорожник «Комбат», а также вездеход «Водник».

     В сравнении с другими предприятиями отрасли финансовое положение ОАО «ГАЗ» можно охарактеризовать как относительно удовлетворительное. Ряд финансовых коэффициентов рассматриваемой компании лучше, чем аналогичные показатели многих других автомобильных заводов. В частности, по показателям рентабельности и коэффициентам ликвидности ОАО «ГАЗ» уступает только АвтоВАЗу.

     Перспективы развития ОАО «ГАЗ» в значительной степени связаны с реализацией проектов, направленных на модернизацию модельного ряда автомобилей «ГАЗ». Кроме того, на предприятии разработана инвестиционная программа по повышению качества продукции.

     Принятая  в настоящее время на ГАЗе техническая  политика, предполагает на основании изученного спроса внедрять в производство новые современные агрегаты на существующие автомобили, в значительной степени улучшая их потребительские качества, и работать над созданием новых конструкций.

  1. Описание  системы управления качеством на предприятии  ОАО «ГАЗ»

     За  последние десятилетие уровень  качества на предпритятии ОАО «ГАЗ»  изменился в значительной степени. В этом сыграла огромную роль смена руководства автомобильного завода. По мнению одного из ведущих специалистов в области управления качеством Каору Исикава в Росии из общего количества брака, вина руководства 90-95%, 5-10% - вина рабочего. [15, с 46].

     Сегодня во главе предприятия стоят такие известные имена в автомобилестроении, как Зигфрид Вольф – австриец, президент Magna International (канадская компания, один из крупнейших мировых производителей автокомплектующих) и Бу Инге Андерссон – швед, был вице-президентом по глобальным закупкам и работе с поставщиками в General Motors (крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2008 года на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире). Эти люди знают как добиться успеха и выйти на международный уровень в автомобилестроении, создать и внедрить новые системы качества продукции на нижегородском автозаводе.

     Президент «Группы ГАЗ» Бу Инге Андерссон считает, что вопрос повышения качества продукции  является ключевым для дальнейшего  развития автозавода  и поддержания ее конкурентоспособности на рынке.

     Сегодня ОАО «ГАЗ» делает много для улучшения качества своей продукции. За последние несколько лет ОАО «ГАЗ» получило несколько сертификатов качества ИСО 9001:2008:

  • Сертификат на соответствие системы качества разработки технологических процессов производства, производства и поставки штампов, пресс-форм, специальных средств технологического оснащения и частей к ним, а так же продукции кузнечно-литейного цеха, сварных конструкций, механообработки (рис. 9);
  • Сертификат на соответствие системы качества проектирования, разработки, производства и продажи отливок из чугуна, алюминия и других цветных металлов и сплавов (рис. 10);
  • Сертификат на соответствие системы качества разработки (технологических процессов), производства и продажи мостов автомобилей и входящих в них шестерен и других деталей и узлов (рис. 11);

     Стандарт  ИСО 9001 имеет три несомненных  достоинства:

     1) ИСО 9001 повышает дисциплину. Требования  ИСО 9001, используемые для проведения аудита третьей стороны, заставляют постоянно анализировать свою систему качества. Если не поддерживать систему качества на должном уровне, аудиторы это обнаружат и потребуют проведения корректирующих действий. Аудиторы, регистраторы, систематические проверки соответствия требованиям ИСО 9001 и угроза потери сертификата - все это дисциплинирует.

     2) ИСО 9001 закладывает основу для  эффективной системы качества. Стандарт  содержит хорошие требования  для создания "крепкой" системы  качества:

     • необходимость понимания требований потребителя;

     • уверенность, что вы располагаете возможностями  для выполнения требований потребителей;

     • наличие людей, способных делать работу, влияющую на качество;

     • наличие зданий, оборудования, вспомогательных  видов деятельности, необходимых  для выполнения требований к продукции;

     • уверенность в том, что проблемы будут выявляться и будут предприниматься меры по их решению или предотвращению.

     3) ИСО 9001 поддерживается мощной  рекламной компанией. Поражает  безусловное принятие ИСО 9001. То, что организации, сертифицировавшие систему качества на соответствие ИСО 9001, выпускают продукцию или предоставляют услуги высокого качества, стало практически символом веры.

     Но  не только на бумаге, но и на деле можно  убедиться в повышении качества продукции предприятия. Только за последний 2010 год количество гарантийных случаев на 1000 автомобилей – эксплуатация в течение 2 месяцев снизилось на 37%; неисправности по вине поставщиков на 1000 автомобилей снизилось на 46%; среднее количество дефектов на автомобиль в производстве снизилось на 35%.

     Но  кроме устранения дефектов предприятие  ОАО «ГАЗ» значительно повысило качество сборки, усовершенствуя уже  существующие модели, добавляя в них более новые технологии и в тоже время снижая цены на свою продукцию. В этом можно убедиться на примере новой модели автомобиля «ГАЗель – Бизнес» (рис. 12).

     В целом, по мнению автора работы, на нижегородском предприятии ОАО «ГАЗ» система управления качество кардинально улучшилась, но также остались и появились новые проблемы по улучшению качества продукции.

  1. Проблемы  системы управления качеством на предприятии  ОАО «ГАЗ»

     Несмотря  на введение новых стандартов качества продукции ИСО 9001 на предприятии  остается ряд недостатков в системе  качества. Важно понимать, что соответствие стандарту ИСО 9001 не гарантирует высокое качество продукции. Само ИСО 9001 имеет недостатки. Основной недостаток ИСО 9001: он полагается на аудиты третьей стороны, которые проводятся формально, проверяются наличие и оформление документов, записей, не вникая в суть дела. При этом гораздо меньшим недостатком являются требования, которые не помогают управлять качеством и улучшать его, и даже не помогают работе аудиторов и регистраторов. Возможно, эти требования были включены потому, что они были ожидаемы, или потому, что без них в стандарте образовалось бы пустое место. Больше половины требований ИСО 9001 напрямую не способствует управлению качеством и его улучшению. Вот некоторые из них:

  • "Менеджмент этих процессов должен осуществляться: в соответствии с требованиями ИСО 9001" (п. 4.1);
  • "Документация системы менеджмента качества должна включать: руководство по качеству" (п. 4.2.1.б);
  • "Документация системы менеджмента качества должна включать: записи, требуемые настоящим международным стандартом" (п. 4.2.1.д);
  • "Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать информацию" (п. 5.6.2);
  • "Высшее руководство должно обеспечить, чтобы: были созданы соответствующие процессы коммуникации: по вопросам результативности системы менеджмента качества" (п. 5.5.3);
  • "Должны вестись и сохраняться записи об анализах со стороны руководства" (п. 5.6.1);
  • "Планирование создания продукции должно согласовываться с требованиями: системы менеджмента качества" (п. 7.1).

       Поддержание же соответствия  избыточным требованиям, потребляющее при этом и так ограниченные ресурсы, приводит к огромным издержкам, возникающим в ответ на требования о проведении аудитов третьей стороной.

     Кроме этого на заводе работает много персонала, который является некфалифицированным в сфере качества из-за чего все еще существует достаточно высокий процент дефектов и брака при сборке.

     Помимо  проблем стандарта ИСО 9001 есть еще  не маловажная проблема – отсутствие стандарта 14000, международного стандарт по созданию системы экологического менеджмента, который включает в себя:

Информация о работе Система управления качеством на предприятии ОАО «ГАЗ»