Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на билеты к экзамену по курсу "Метрологии и стандартизации".

Работа состоит из  1 файл

MSiS.doc

— 789.50 Кб (Скачать документ)
style="text-align:justify">2.                     Сущность обязательной сертификации

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность.

В России обязательная сертификация введена Законом «О защите прав потребителя». Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации, цель их доказательство соответствия продукции подлежащей обязательной сертификации, требованиям, техническим регламентов, которые в законодательном порядке обязательны к выполнению либо обязательным требованиям стандартов. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.

3. Измерительные приборы

Это средства изменений,  которые позволяют получать измерительную информацию в форме, удобной для восприятия пользователем. Различаются измерительные приборы прямого действия и приборы сравнения.

Приборы прямого действия отображают измеряемую величину на помазывающем устройстве, имеющим соответствующую градуировку в единицах этой величины. Изменение рода физической величины при этом не происходит. К приборам прямого действия относят, например, амперметры, вольтметры, термометры и т.п.

Приборы сравнения предназначаются для сравнения измеряемых величин с величинами значения, которых известны. Такие приборы широко используются в научных целях, а также и на практике для измерения таких величин, как яркость источников излучения, давления сжатого воздуха и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 5

1 Правовые основы стандартизации и её задачи.

Принципы:

- целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

- приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты, правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

- разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсус). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Задачи:

- обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

- оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

- организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

2 Формы участия в системах сертификации.

Участие в системах сертификации может быть в трех формах:

- допуск к системе сертификации;  участие в системе сертификации; членство в системе сертификации. Допуск к системе сертификации означает возможность для заявителя осуществить сертификацию в соответствии с правилами данной системы. Участие и членство в системе сертификации устанавливаются на уровне сертификационного органа. Участник системы сертификации – это орган по сертификации, который в своей деятельности применяет правила данной системы, но не имеет права участвовать в управлении системой. Таким образом, первая форма участия относится  к предприятиям – изготовителям, поставщикам продукции, которые по тем или иным причинам сертифицируют свою продукцию в рамках выбранной ими системы, например при добровольной сертификации, либо обязаны проводить сертификацию по данной системе, например на основании положений об обязательной сертификации. Россия участвует в следующих международных системах сертификации: система МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности МЭКСЭ; система МЭК по сертификации изделий электронной техники.

3. Закон «Об обеспечении единства измерений». Принят в 1993 г. Закон установил немало нововведений от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила колеровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др. Основные положения Закона «Об обеспечении единства измерений»: защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; содействие научно-техническому экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц Величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах; создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей; регулирование отношений государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений; адаптация российской системы измерений к мировой практике

 

 

 

Билет № 6

1.                     Органы и службы по стандартизации

Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения. Под органом занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа – разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации. Национальным органом по стандартизации в России является государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. Представитель государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии РФ является главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии – правопреемник упраздненного Министерства промышленности и торговли РФ в  отношении функций по реализации политики в сфере стандартизации.

2.                     Сертификация и технические барьеры в торговле.

С развитием сертификации стало очевидным её  положительное влияние на торговые связи между государствами, сроки получения разрешения на ввоз значительно сократились для сертифицированного товара; не требовалось повторных испытаний в принимающей стране; если она признавала сертификат поставщика. Однако по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо обозначились их различия. Эти различия связаны как со стандартами на соответствие которым проводятся сертификационные испытания, так и с законами на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В связи с этим определилась совсем другая роль сертификации в международной торговле – как  технического барьера.

Сертификационные барьеры возникают не только по указанным причинам, которые в определенной степени складывались объективно. совсем иной механизм возникновения препятствий в торговле имеет превращение сертификации в способ протенционизма для защиты внутреннего рынка от проникновения товаров иностранного производства. в таких случаях используют усложнение административной стороны испытаний импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты касающиеся процедуры испытаний, что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов.

3.                     Государственный метрологический контроль за средствами измерений.

Закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля: утверждение типа средств измерений; проверка средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления и продажи средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляется только в сферах, установленных законом, поэтому разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации средства измерений делятся на две группы: предназначенные для применения в сферах распространения ГМК и Н. Эти средства измерений признаются годными для применения после их испытаний и утверждение типа и последующих первичной и периодической проверок; не предназначенные для применения и не применяемые в сферах распространения ГМК и Н. За этими средствами измерений надзор со стороны государства не проводится.

Юридические и физические лица – владельцы такого рода средств измерений сами должны устанавливать систему поддержания их в работоспособном состоянии, в том числе в рамках Российской системы калибровки и добровольной сертификации средств измерений.

 

 

Билет № 7

1.                     Порядок разработки стандартов

Работа технического комитета начинается со сбора заявки на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технического общества, предприятия, фирмы, предприниматели, направляющие заявки в тк согласно закрепленным за ними объектом стандартизации.

В заявке обязательна должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявки Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку  стандарта между заявителем и соответствующим тк , и включает следующие этапы:

- составление технического задания, разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Этапы разработки государственного стандарта:

- техническое задание;

- разработка проекта;

- принятие стандарта;

- при необходимости обновление стандартов;

- пересмотр;

- отмена стандарта.

2. Испытательные лабораторные системы сертификации и требования к ним

Требования к испытательным лабораториям в России регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к деятельности испытательных лабораторий IEN45001, и EN 45002 и EN 45003. Эти требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании испытательной лаборатории.

Аккредитованная испытательная лаборатория обязана поддерживать своё соответствие требованиям государственного стандарта и другим критериям, которые применены аккредитующим органом при её аккредитации:

- заявлять о проведении только тех испытаний которые включаются в область аккредитации;

- оплачивать все расходы, связанные с инспекционным контролем;

- прекращать деятельность сразу по истечении срока действия аттестата аккредитации;

- при заключении контрактов (договоров) с заказчиками испытаний указывать, что ни аккредитация, ни протоколы испытаний не должны считаться гарантией соответствия продукции установленным требованиям;

- следить за соблюдением требований аккредитующего органа в отношении использования заказчиками протокола испытаний в целях своей рекламы.

3. Проверка средств измерений

Для практического измерения единицы величины применяются технические средства, которые имеют нормированные погрешности и называются средствами измерений.

К средствам измерений относятся: меры, измерительные преобразователи, измерительные приборы, измерительные установки и системы, измерительные принадлежности.

При пользовании мерами следует учитывать номинальное и действительное значение мер, а также погрешность меры и её разряд. Разность между номинальным и действительным значениями называется погрешностью меры. Величина противоположная по знаку погрешности, представляет собой поправку к указанному на мере номинальному значению. Поскольку при аттестации могут быть погрешности, меры подразделяются на разряды 1-го, 2-го и т.д и называют разрядными эталонами (образцовые измерительные средства, которые используют для проверки измерительных средств). Величина погрешности меры служит основой для разделения мер на классы, что обычно применимо к мерам, употребляемым для технических измерений.

Билет № 8

1.                     Маркировка продукции знаком соответствия государственными стандартами

В связи с тем, что не все требования не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами.

Информация о работе Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"