Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на билеты к экзамену по курсу "Метрологии и стандартизации".

Работа состоит из  1 файл

MSiS.doc

— 789.50 Кб (Скачать документ)

- рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

- направление заявителю решения по заявке;

- проведение испытаний;

- сертификацию производства и системы качества;

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификатов соответствия;

- регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;

- информацию о результатах сертификации.

 

Билет № 20

1.                     Порядок разработки стандартов.

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации. В заявке должна быть обязательно обоснована необходимость разработки нормативного документа. На основании заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответств. т к и включает следующие этапы:

- составление технического задания;

- разработку проекта;

- представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ.

а) в техническом задании определяют сроки выполнения каждой стадии, содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к будущему стандарту, могут быть выполнены особые или дополнительные предложения заказчика.

Разработке проекта предшествует организационная работа ТК (отзыв на проект стандарта).

б) разработка проекта проходит в 2 стадии: первая редакция (соответствие международным правилам и нормативам); вторая стадия – анализ полученных отзывов, составление окончательной редакции.

в) принятие стандарта – осущ. Госстандарт РФ – обязательный анализ на соответствие законодательству России.

Возможны так же: обновление, пересмотр и отмена стандарта.

2.                     Основные функции участников сертификации.

Участие  в системах сертификации может быть в трех формах:

- допуск к системе сертификации;

- участие в системе сертификации;

- членство в системе сертификации.

Участники системы сертификации – это орган по сертификации, который в своей деятельности применяет правила данной системы, но не имеет права участвовать в управлении системой. Таким образом, допуск к системе сертификации относится к предприятиям изготовителям, поставщикам продукции, которые по тем или иным причинам сертифицируют свою продукцию в рамках выбранной ими системы, либо обязаны проводить сертификацию по данной системе, например, на основании положений об обязательной сертификации.

Согласно закону «О сертификации продукции и услуг» к участникам сертификации могут быть отнесены государственные органы, организации, испытательные лаборатории, центральные органы систем сертификации, изготовители и потребители. В ст. 8 уточняется право участия независимо от их организационно правовых форм, если они не являются изготовителями.

Основные задачи центрального органа каждой системы сертификации: организация работы по формированию системы сертификации однородной продукции и руководство ею, а также  координация работы органов по сертификаций и испытаний лабораторий в составе системы. Центральный орган также обязан разработать предложения по номенклатуре продукции, которая сертифицирована в руководимой им системе. В его компетенцию входит рассмотрение апелляции, ведение учета сертификатов, лицензий на использование знака соответствия, обеспечение информации о системе.

Обязанности органа по сертификации: сертификация продукции, выдачу сертификатов и лицензий на применение знака соответствия, проведение инспекции контроля за сертификацией продукции. Аккредитованная испытательная лаборатория – занимается испытаниями конкретных видов продукции, либо специализируется на проведении определенного вида испытаний, располагая нужным оборудованием.

Изготовители – составление заявки на проведение сертификации, представление продукции и необходимой документации. Основные требования к изготовителю – обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов.

3.                     Метрология в странах СНГ.

В большинстве стран создана правовая база метрологии, и законодательная метрология служит инструментом государственного управления, объект которого обеспечение единства измерений и защита прав потребителей.

Наряду с общими чертами в составляющей метрологии данного региона, очевидно, что соотношение между государственным и рыночным составляющем деятельности  зависит от степени реформированности экономики.

В Венгрии метрологическую деятельность возглавляет национальный орган – Государственное управление по метрологии. В стране развиваются все направления метрологии: научная метрология, законодательная метрология, прикладная (промышленная) метрология. Деятельность по метрологии контролируется Министерством промышленности и торговли, которое действует от имени правительства.

В Болгарии метрологическая деятельность ведется на основе «О мерах и измерительных приборах». Национальный орган – Комитет по стандартизации и метрологии. В метрологии в государственную структуру так же входят Национальный центр по метрологии; 15 региональных центров по метрологии, в составе которых действуют метрологии и сертифицированные лаборатории.

Польша Закон «О мерах». На основании его средства измерений подлежат поверке, калибровке, утверждению типа. Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерения, использующиеся в торговле, в области охраны труда и окружающей среды. Утверждение типа и проверку имеет право выполнять только Государственная метрологическая служба.

В Чехии метрологическая  работа регулируется постановлением.

В странах – членах СНГ проводится систематическая работа по становлению и развитию метрологической деятельности.

 

 

Билет № 21

1.                     Маркировка продукции знаки соответствия государственным стандартам (см. билет № 8)

2.                     Правила подачи заявки на сертификацию.

3.                     Международные органы.

Важнейшая задача в деятельности международной организации по метрологии это – обеспечение метрологией интересов международной торговли, если соблюдается единство измерений как необходимое условие сопоставимости, результатов испытаний и сертификации продукции. Наиболее крупные международные метрологические организации – Международная организация мер и весов (МОВМ) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ).

В 1875 г. 17 странами подписана конвенция о создании МОВМ (официальный язык -  французский­).

В 1921 г.  – Международное бюро мер и весов (МБМВ) – первая международная научно-исследовательская лаборатория, которая хранит и поддерживает международные эталоны: м, кг.

В составе Международного комитета мер и весов работают 8 консультативных комитетов, которые подготавливают материалы и решения для Генеральных конференций. Название комитетов отражают диапазон деятельности МОВМ: комитеты по электричеству; по термометрии; определению метра; фотометрии и т.д. Важным следствием участия в работе МОВМ является синхронный переход стран на новые единицы измерений или новые эталоны основных единиц. Это создаёт основу для взаимного признания результатов испытаний и измерений, позволяет устранить технические затруднения в международной торговле.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена на основе межправительственной Конвенции, подписанной в 1965 г. Цель МОЗМ – разработка общих вопросов законодательной метрологии, в том числе установление классов точности средств измерений.

Высший руководящий орган МОЗМ – Международная конференция законодательной метрологии, которая созывается с интервалом в 4 года. Решения, принятые МОЗМ, носят рекомендательный характер.

Исполнительный орган МОЗМ – Международный комитет законодательной метрологии, состоящий из представителей от каждой страны члена МОЗМ.

 

Билет № 22

1.                     Международная информационная система. Информационное обеспечение в России. Общероссийские классификаторы.

Ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира играет Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности комитет по информационным системам и услугам (ИНФКО). К компетенции ИНФКО относится координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, без данных маркетинга, продажи стандартов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим вопросам.

ИНФКО подотчетен Генеральной Ассамблее ИСО, которая определяет направления его деятельности, цели и задачи.

Членами ИНФКО могут быть любые комитеты – действующие члены (Р), наблюдатель (О), член-корреспондент.

В России информационное обеспечение организовано на базе положений Закона «О стандартизации». Закон исходит из того, что официальная информация о разработке и принятых нормативных документах, должна быть доступна заинтересованной организации и лицам, в той части, которая не рассматривается как государственная тайна.

Госстандарту РФ предоставлено исключительное право официального опубликования информации.

Все субъекты хозяйственной деятельности ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе документы. Госстандарт РФ не только организует публикацию официальной информации о российских, международных, региональных, национальных нормативных документах, но и ведет федеральный информационный фонд стандартов. Головной институт в области информационного обеспечения – ВНИИКИ РФ.

Так же в России существуют:

- Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации – ВНИИС; ВНИИЦСМВ – научно-исследовательский институт информации, сертификации сырья, материалов и веществ; ВНИИМС – научно-исследовательский институт метрологической службы; ВНИИ Стандарт; ВНИИНВАМ – научно- исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении.

Издательство стандартов так же имеет свой центр информации, в котором собираются все издания по стандартизации, сертификации и метрологии. С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков  информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация.

2.                     Правила выдачи сертификата соответствия.

Протоколы испытаний, результаты оценки производства другие документы в соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям. По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификатов соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.

Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин. Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые требования в области безопасности, выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие специфические качества. Средства измерений до получения сертификата соответствия должны пройти государственный  метрологический контроль и проверку. Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, но не более 3-х лет. Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в технической (техпаспорт, этикетка) и товаросопроводительной документации.

3.                     Основные международные нормативные документы по метрологии.

Для реализации на практике единства измерений в международном масштабе необходимы соответствующие нормативные документы, устанавливающие рекомендации, позволяющие обеспечить единство измерений и введенные в национальные системы нормы и правила в области метрологии. Международные нормативные документы по содержанию и области применения охватывают 4 составляющие метрологической практики:

- терминологию в области метрологии;

- единицы величин, их наименование, обозначение и определение;

- требования к метрологическим характеристикам средств измерений;

- способы выражения погрешностей результатов измерений величин.

В области терминологии важнейшим документом является Международный словарь основных и общих терминов в метрологии.

В области единиц величин главным документом является Международная система единиц СИ. Величинами и единицами в области метрологии являются крупнейшие международные организации – ИСО и МЭК.

 

 

Билет № 23

1.                     Американский национальный институт стандартов и технологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"