Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества на основе ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) на примере ОАО «Ульяновский автомоби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является ОАО «Ульяновский автомобильный завод».
Анализ основных этапов построения СМК в организации невозможен без рассмотрения следующих задач данной курсовой работы:
- изучение организации в целом и её потребителей;
- выявление требований потребителей и заинтересованных сторон и показателей их измерения;

Содержание

Введение 4
1. Характеристика ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 6
1.1. История развития ОАО «УАЗ» 6
1.2. Политика ОАО «УАЗ» в области качества 7
1.3. Сведения о Департаменте управления качеством ОАО «УАЗ» 9
1.4. Анализ текущего состояния на предприятии 10
1.5. Вовлечённость персонала 12
1.6. Основные проблемные вопросы, влияющие на проект разработки, внедрения и сертификации СМК 14
2. Разработка СМК на ОАО «УАЗ» 19
2.1. Подготовительный этап разработки СМК 19
2.1.1. Цели внедрения СМК на ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 19
2.2.2. Анализ заинтересованных сторон 21
2.2.3. Выбор ОС 24
2.2.4. Определение различных групп обучаемых по вопросам СМК, их очередность, содержание обучения 27
2.3. Проектирование СМК 29
2.3.1. Выявление и описание бизнес-процессов и процессов СМК. Формирование процессной модели 29
2.3.2. Формирование организационной структуры СМК 33
2.3.3. Цели и политика в области качества 35
2.4. Документирование СМК 38
2.5. Внедрение системы менеджмента качества 42
2.6. Сертификация СМК 45
2.7. Планирование и проведение работ по внедрению СМК 49
Заключение 54
Библиографический список 55

Работа состоит из  1 файл

kursovay.doc

— 533.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Ульяновский государственный технический  университет

Кафедра «Управление качеством»

 

 

Курсовая работа

по специальности 220501 «Управление  качеством»

на тему:

 

«Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества на основе ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) на примере ОАО «Ульяновский автомобильный завод»

 

 

 

 

г. Ульяновск

2013

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение

Сегодня практически каждая компания сталкивается с возрастающими требованиями потребителя и усилением конкуренции  на рынке. Качество предлагаемого товара или услуг играет при этом важную роль и является решающим фактором в конкурентоспособности. Стремление к качеству постепенно становится центральным элементом стратегии ведущих мировых и российских компаний. Чтобы целенаправленно управлять качеством продукции и услуг, предприятию необходимо создать систему менеджмента качества и пройти сертификацию на соответствие международным стандартам ISO серии 9000. В результате введения эффективной СМК предприятие достигает следующих результатов: понижение дополнительных  расходов, уменьшение сроков выполнения заказа, повышение привлекательности продукции, прозрачность и контролируемость деятельности всех подразделений, повышение эффективности работы предприятия. И самое главное – предприятие создает себе имидж производителя качественного товара у покупателя, за счёт чего может расширить рынок сбыта.

В рамках выбранной темы основной целью курсовой работы «Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2008 на примере ОАО «Ульяновский автомобильный завод» является рассмотрение вопросов, связанных с основными аспектами и помехами создания работоспособной, эффективной и готовой к сертификации СМК на предприятии.

Актуальность темы диктуется потребностью рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу  конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путём внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества.

Объектом исследования является ОАО  «Ульяновский автомобильный завод».

Анализ основных этапов построения СМК в организации невозможен без рассмотрения следующих задач  данной курсовой работы:

- изучение организации в целом и её потребителей;

- выявление требований потребителей и заинтересованных сторон и показателей их измерения;

- определение  целей и политики организации  в области качества;

- поиск и разрешение проблемных вопросов при разработке и внедрении СМК;

- обоснование  решения о выборе стандарта,  органа по сертификации и консультантов;

- планирование  мероприятий проекта разработки, внедрения и сертификации СМК с определением сроков выполнения всех работ;

- определение  различных групп обучаемых вопросам СМК, содержания обучения и создание программ обучения с учётом специфики выполняемой деятельности.

Предметом исследования является процесс разработки, внедрения и сертификации СМК на ОАО «Ульяновский автомобильный завод».

 

1. Характеристика ОАО  «Ульяновский автомобильный завод»

1.1. История развития ОАО «УАЗ»

Ульяновский автомобильный завод  – это предприятие, которое выпускает  малотоннажные машины повышенной проходимости – знаменитые «уазики».

В тяжёлое время 1941 года под угрозой оказались важнейшие государственные объекты и среди них – Московский автозавод, поэтому Советское правительство приняло решение эвакуировать завод. Четыре города стали пунктами эвакуации завода: Челябинск, Миасс, Шадринск и Ульяновск. В ноябре-декабре 1941 года из Москвы прибыло около двух тысяч платформ с оборудованием. Так с декабря 1941 года началась новая жизнь московского автозавода на ульяновской земле.

В январе 1942 года, автозаводцы собрали  первую партию автомобилей ЗИС-5. Всего  в течение 1942 г. было выпущено около двух тысяч машин. В том же году, в октябре, был сдан в эксплуатацию главный сборочный конвейер. К концу 1943 года с главного конвейера сходило до ста автомобилей ежедневно.

После окончания Великой Отечественной  Войны, автозаводцы выпускали грузовые автомобили ГАЗ-АА, а в 1954 году, из Горького в Ульяновск передается производство автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.

С 15 декабря 1972 года завод начал выпускать УАЗ-469. В 1974 году с конвейера сошел миллионный с начала освоения завода автомобиль марки «УАЗ».

В 2005 году из структуры управления ОАО «УАЗ» были выведены металлургическое и станко-инструментальное производства. На их основе были образованы дочерние организации ООО «УАЗ – Металлургия» и ООО «УАЗ – Техинструмент». Руководством дочерних организаций были приняты решения о создании системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9001. Основой создаваемых систем менеджмента качества организаций стала система менеджмента качества ОАО «УАЗ», в связи с тем, что металлургическое и станко-инструментальное производства непосредственным образом участвовали в функционировании системы менеджмента качества. Металлургическое производство входило в состав процесса «Производство», станко-инструментальное производство в процесс «Подготовка производства».

Высшее руководство ОАО «УАЗ», ООО «УАЗ – Металлургия» и ООО  «УАЗ – Техинструмент» приняло решение  о создании объединенной системы  менеджмента качества с целью  улучшения взаимодействия между  системами менеджмента качества организаций.

В 2005 году поставлен на производство новый автомобиль УАЗ-3163 «Патриот». В настоящее время ОАО «УАЗ»  выпускает 13 моделей (6 легковых и 7 грузовых) и 23 модификации (12 легковых и 11 грузовых) для внутреннего и внешнего рынка.

Целенаправленная работа по улучшению качества машин способствует тому, что «уазики» не только в нашей стране, но и за рубежом пользуются очень большой популярностью. Они экспонировались на многих зарубежных выставках и автосалонах. Продукция ОАО «УАЗ» эксплуатируется в более чем в 25 странах мира.

1.2. Политика ОАО «УАЗ» в области качества

Предприятие улучшает качество жизни  путем предоставления обществу многофункциональных  автомобилей, которые решают проблемы с перевозкой людей и грузов в  условиях плохих дорог или полного бездорожья.

Цель предприятия – быть лидером  на рынках России и зарубежных стран  по выпуску и реализации конкурентоспособной  продукции, удовлетворяющей требованиям  и ожиданиям наших потребителей (в т.ч. Государственного Заказчика).

Деятельность ОАО «УАЗ» основана на следующих принципах:

    • Качество выпускаемых автомобилей должно соответствовать обязательным законодательно установленным требованиям и требованиям Государственного Заказчика;
    • Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководителей в обеспечении качества;
    • Внедрение новых технологий и оптимизация затрат;
    • Каждый ответственен за качество на своём участке работ;
    • Поставщики являются и партнерами.
    • Для достижения поставленных целей, используются следующие методы:
    • Эффективное взаимодействие всех процессов системы менеджмента ОАО "УАЗ". Внедрение современных, прогрессивных методов управления;
    • Расширение модельного ряда автомобилей УАЗ, участие в реализации национальных проектов;
    • Своевременное предупреждение возникновения проблем, а не устранение последствий после их появления;
    • Активизация имеющегося потенциала сотрудников, поддержка и мотивация людей, выдвигающих новые идеи;
    • Постоянное повышение квалификации персонала;
    • Установление доверительных отношений с поставщиками на взаимовыгодной основе, предполагающей их дальнейшее развитие;
    • Постоянное повышение результативности системы менеджмента предприятия.

1.3. Сведения о Департаменте управления качеством ОАО «УАЗ»

Цель Департамента управления качеством  – совершенствование и развитие системы, обеспечивающей выпуск качественной продукции.

Задачи подразделения:

    • Организация работ и координация деятельности подразделений ОАО «УАЗ» по совершенствованию СМК;
    • Организация и обеспечение контроля качества и приемки продукции на всех этапах ее производства и реализации.

Основные функции подразделения:

    • Совершенствование системы менеджмента качества в соответствие с требованиями МС ИСО 9001:2008 ГОСТ РВ 15.002;
    • Проведение контроля качества продукции на всех стадиях ее производства;
    • Организация испытаний автомобилей для подтверждения соответствия их требованиям технических условий;
    • Организация приема и учета поступивших дефектных гарантийных изделий, определение причин гарантийных дефектов;
    • Проведение аудита готовых автомобилей;
    • Работа с поставщиками по качеству поставляемой продукции;
    • Организация сбора, обобщения и анализа данных по качеству, подготовка отчетов по качеству и функционированию СМК.

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1. Схема организационной структуры Департамента управления качеством ОАО «УАЗ».

1.4. Анализ текущего состояния на предприятии

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

SWOT-анализ позволяет выделить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, исходящие из внешнего окружения.

Таблица 1. SWOT-анализ текущего состояния предприятия

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Хорошая репутация у  покупателей

Наличие устойчивых связей с поставщиками

Высококвалифицированный персонал

Сопротивление персонала  нововведениям

Сплоченность коллектива на низком уровне

Отсутствие налаженной системы обучения и повышения квалификации персонала

Размытая ответственность  руководства

Отсутствие современных  методов контроля качества

Ухудшающаяся конкурентная позиция

Возможности (O)

Угрозы (T)

Выход на новые рынки  или сегменты рынка

Уменьшение текучести кадров

Увеличение рентабельности продукции

Рост конкуренции ввиду  насыщения рынка

Неправильный подбор поставщиков

Сложная организационная  структура


Из этого анализа мы видим, что слабыми сторонами являются:

  1. Сопротивление персонала нововведениям
  2. Сплоченность коллектива на низком уровне
  3. Отсутствие налаженной системы обучения и повышения квалификации персонала
  4. Размытая ответственность руководства
  5. Отсутствие современных методов контроля качества
  6. Ухудшающаяся конкурентная позиция

Главная проблема организации при разработке СМК – психологическое восприятие нововведений высшим руководством, а также рядовыми сотрудниками. Для разрешения этой проблемы необходимо:

  • приглашать специалистов и консультантов в области СМК;
  • проводить тренинги и семинары для высшего руководства, которые дадут администрации предприятия реальную и видимую картину от внедрения СМК;
  • создать атмосферу поддержки путем широкой разъяснительной работы;
  • всем категориям работающих чётко представлять причины и характер освоения, а также выгоду от его последствий.

1.5. Вовлечённость персонала

  Весь персонал предприятия вовлечён в работу по обеспечению качества на основе постоянного управления мотивацией как основного и приоритетного аспекта управления.

Важным моментом для руководителей при внедрении СМК является следующее положение: «Что бы вы ни делали, не будет никакого толку, пока сотрудники сами не поймут, что они потеряют в деньгах, если не будут работать с высоким качеством». Задача руководителя обеспечить подкрепление экономической мотивации персонала при внедрении СМК.

Таблица 2. Средства воздействия на мотивацию работников

Средства воздействия  на мотивацию

Рекомендуемые мероприятия

Организация работ

- разнообразие навыков,  требуемых для выполнения работы 

- законченность выполняемых заданий

- значимость и ответственность  работы

- предоставление работнику  самостоятельности

- своевременная обратная  связь, позволяющая отслеживать  соответствие работы установленным  требованиям

Материальное стимулирование

- конкурентоспособность предлагаемой зарплаты

- соотношение постоянной  и переменной частей зарплаты

- связь оплаты и  результатов работы

- возможность дифференцировать  оплату в рамках одной профессиональной  группы или должностной категории

Моральное стимулирование

- широкий набор материальных стимулов, используемых как непосредственно руководителем, так и администрацией предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фото на доске почета и другое)

Постановка целей

- постановка перед  работником четких задач, которые  должны быть решены за определенное время

Оценка и контроль качества

- различные формы контроля  над работой исполнителя, осуществляемого  непосредственным руководителем

- оценка результатов  работника и его рабочего поведения

Информирование

- потребности работников в значимой для них информации

Практика управления

- качество управления  и соответствие стиля управления важнейшим ситуационным переменным

Меры дисциплинарного  воздействия

- правильный выбор  места

- своевременность дисциплинарного  воздействия

- соразмерность дисциплинарного воздействия тяжести поступка

- разъяснение причин

- неличный характер  наказаний (наказывается поступок, а не личность)

Информация о работе Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества на основе ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) на примере ОАО «Ульяновский автомоби