Принципы и методы планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:49, лекция

Описание

При выборе сферы бизнеса и отрасли необходимо располагать информацией об их инвестиционной привлекательности (уровень интенсивности конкуренции в отрасли, определение стадии развития данной отрасли).
Анализ рынка в целях определения спроса на конкретный продукт включает:

Содержание

Тема: Принципы и методы планирования
Предплановые исследования.
Принципы планирования.
Общие методы планирования.

Работа состоит из  1 файл

13.docx

— 46.67 Кб (Скачать документ)

План  должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и других факторов. Степень точности определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном — можно ограничиться выбором обшей цели и составлением приближенных расчетов.

  1. участие — каждый работник предприятия становится участником процесса плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции, в результате чего каждый работник уясняет себе цели и задачи деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;
  2. Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация охватывает согласованное взаимодействие объектов одного уровня, интеграция — между объектами разных уровней.

Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.

Принцип интеграции определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

В современной отечественной науке  и практике планирования, помимо рассмотренных  классических принципов, широкую известность  имеют общеэкономические принципы, Такие, как системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, конкретность, объективность, динамичность и др. Рассмотрим основные из них.

  1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все эти факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что любое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными и обеспечивали учет изменений в отдельных объектах и в конечных результатах всего предприятия.
  2. Принцип эффективности — затраты на планирование не должны превышать эффект от него, т.е. планы должны конкретизироваться и детализироваться настолько, насколько это необходимо для определения уровня доходности продукции.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Оценить реачъный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3) Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных или альтернативных. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и другие конечные результаты, величина которых предварительно определяется в процессе внутрифирменного планирования на каждом предприятии.

3. Общие методы планирования

11од методами планирования понимается способ осуществления планирования, т. е. способ реализации плановой идеи. Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: а) направление планирования; б) средства обоснования плановых параметров.

В практике планирования можно выделить три направления планирования:

  1. Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»). При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя в итоге план предприятия.
  2. Ретроградное планирование («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
  3. Круговое планирование (встречное планирование). Он представляет собой синтез вышерассмотренных методов. Круговой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.

К методам (средствам), которые позволяют  исследовать процессы планирования, поддающимся количественной оценке относятся:

  1. Нормативный метод. Нормативный метод предполагает использование в процессе прогнозных и плановых расчетов норм и нормативов. Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения. Норматив- это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования.

С помощью норм и нормативов определяются потребности в ресурсах, регулируются социально-экономические процессы и решаются другие задачи.

Нормативный метод планирования является простым и наиболее распространенным. Например, норма времени на изготовление изделия составляет 2 часа, а производственная программа на год - 3000 штук изделий. Следовательно, плановая трудоемкость производственной программ составит 6000 часов, которая далее будет использована для планирования численности рабочих-сдельщиков и их фонда заработной платы.

  1. Балансовый метод. Он предполагает балансирование (уравновешивание) имеющихся ресурсов и фактической потребности в них.

Этот  метод предполагает разработку системы  балансов: материальных, трудовых и финансовых. Баланс представляет собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

Балансовый метод планирования применяется тогда, когда нужно сопоставлять ресурсы и потребности. Например, потребность в муке высшего сорта для хлебозавода на месяц составляет 20, на складе имеется 3 т. Следовательно, на месяц необходимо закупить 17 т муки. Потребность 20 - Ресурсы 3+17.

  1. Расчетно-аналитический, который предполагает, что на основе анализа достигнутых величин отдельных показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитываются плановые значения этих показателей, и преимущественно используется при отсутствии норм и нормативов;
  2. Метод оптимизации плановых решений, который предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плановых расчетов для выбора оптимального. При этом могут быть использованы разные критерии, а именно: минимум приведенных затрат, минимум текущих затрат, максимальный уровень рентабельности. Выбор критериев обусловливается целями, которых необходимо достичь после реализации планов; (ЭММ)
  3. Программно-целевой метод (ПЦМ). Сущность данного метода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намечаемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ.

Программно-целевой метод применяется при планировании сложных экономических ситуаций, где для достижения генеральной цели нужно выполнить ряд отдельных процедур первого, второго, третьего и последующих уровней. Модель планирования представлена ниже.

Ц – цель или содержание планируемой работы;

И – исполнители;

С – сроки выполнения работ;

A – размер финансирования.

 

4. Специальные методы планирования

К ним относятся: творчество; адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы; система бухгалтерского учета; предельный анализ; норма прибыли на вложенный  капитал; дисконтирование; анализ чувствительности; проверка устойчивости; модели, основанные на использовании теории вероятности  и математической статистики; методы имитации; сетевые методы.

  1. Творчество.

Среди всех средств и методов обоснования  плановых решений творчество занимает наиболее важное место. Эффективность  плана определяется не столько наличием отдельных признаков и уровнем  определенных личных качеств плановика, сколько его интуицией, новаторством, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству.

Предприятия, у которых процесс производства и управления жестко регламентирован, а условия для творчества ограничены, считаются недостаточно гибкими  и, как правило, не выдерживают темпов конкурентной борьбы.

Структура процесса творчества включает в себя следующие этапы: подготовка; изучение проблемы; получение идей и сбор данных; накопление гипотез и альтернатив; временное прекращение работы над проблемой, в процессе которого человек подсознательно анализирует все полученные данные; синтез, то есть соединение всех частей проблемы; четкое формулирование идеи; проверка идеи путем эксперимента.

  1. Система бухгалтерского учета.

Ценность  бухгалтерского учета для планирования определяется тем, что он прекрасно  представляет результаты деятельности предприятия. С помощью бухгалтерского учета можно увидеть

финансовое положение фирмы на текущий момент времени. На основе данных о движении денежных средств легко прогнозировать все основные источники и направления их расходования.

Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности предприятия и получаемые из данных бухгалтерского учета, можно свести в четыре группы:

  • показатели, характеризующие платежеспособность;
  • источники формирования средств;
  • использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной деятельности;
  • рентабельность.
  1. Предельный анализ.

Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Метод предельного анализа применим во всех случаях, когда возможно подсчитать предельные издержки на что-то и сопоставить их с предельными доходами.

Одним из вариантов метода предельного анализа является так называемая точка безубыточности, характеризующая объем продаж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.

  1. Дисконтирование.

Основным недостатком расчета нормы прибыли на вложенный капитал является то, что при его использовании не учитываются изменения стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия. Поэтому необходимым дополнением к расчету этого показателя является дисконтирование дохода, то есть приведение его к моменту осуществления капиталовложений.

  1. Анализ чувствительности.

Данный метод позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или определенном изменении одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого проекта.

Анализ чувствительности проекта применяется в следующих случаях:

а) Для выявления факторов, в наибольшей степени влияющих на результаты реализации планируемого мероприятия.

б) Для сравнительного анализа проектов при решении вопроса о включении в план.

Сравнивая несколько вариантов проекта, можно оценить чувствительность каждого из них к

изменению различных факторов, например цен, объема продаж, налогов, проектных ставок за кредит и т.п. Предпочтение отдается наименее чувствительным проектам.

  1. Модели, основанные на использовании теории вероятности и математической статистики (стохастические модели).

Применительно к планированию методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и действий и к выбору из возможных направлений действий самого предпочтительного, исходя из наибольшей величины математического ожидания (абсолютной величины этого исхода, умноженной на вероятность его наступления). Применение этих методов позволяет плановикам с большей уверенностью принимать решения на основе «приблизительных» оценок традиционными методами. Поэтому методы теории вероятности, как правило, применяются в комплексе с традиционными методами планирования, изложенными.

Информация о работе Принципы и методы планирования