Постоянное улучшение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддержать ее устойчивость и обеспечить развитие. Сейчас, в эпоху глобальной экономики особенно важно, чтобы руководитель любого уровня понимал, что успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.

Содержание

Введение 3
Природа постоянного улучшения
4
Способы улучшения бизнес-процессов и их элементов
7
Постоянное развитие
23
Значение в современности
25
Модель постоянных улучшений
28
Эволюция системы
30
Практическое задание №1
34
Практическое задание №2
39
Заключение 52
Список используемой литературы 53

Работа состоит из  1 файл

Постоянное улучшение.docx

— 851.25 Кб (Скачать документ)

      Министерство транспорта Российской Федерации

       Федеральное агентство железнодорожного транспорта

       ГОУ ВПО «Дальневосточные государственный

       университет путей сообщения»

       Институт  экономики 

  Кафедра «Менеджмент» 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

  По  дисциплине: Основы обеспечения качества

  На  тему: «Постоянное улучшение» 
 
 
 
 
 
 

 Выполнил  студент:                                              Макшанова Н.А. группы 32А

              

 Проверил преподаватель                                   Сабитова П.М. 
 
 
 

  Хабаровск

  2011 год

            СОДЕРЖАНИЕ  

Введение 3
  1. Природа постоянного улучшения
4
  1. Способы улучшения бизнес-процессов и их элементов
7
  1. Постоянное развитие
23
  1. Значение в современности
25
  1. Модель постоянных улучшений
28
  1. Эволюция системы
30
  1. Практическое задание №1
34
  1. Практическое задание №2
39
Заключение 52
Список  используемой литературы 53
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

    В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддержать ее устойчивость и обеспечить развитие. Сейчас, в  эпоху глобальной экономики особенно важно, чтобы руководитель любого уровня понимал, что успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных  основ управления и умении творчески  применить эти знания, т.е. при  владении искусством управления.

    Теория  управления не может дать готовые  рекомендации для конкретных жизненных  ситуаций, и каждый принимает решения, основываясь на интуиции и собственном  опыте. Но любая импровизация опирается  на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов  мастерства. В основе любого вида искусства  лежат продуманные обобщения, возникающие  в процессе творчества.  Знание принципов  управления делает выбор методов  искусства управления более обоснованным и действенным. Таким образом, четкое понимание базовых принципов  менеджмента является неотъемлемым условием совершенствования управления производством и улучшения экономической  инфраструктуры.

    Многие  вопросы, связанные с теорией  и практикой применения принципов  системы менеджмента качества, еще  не нашли однозначного ответа. Многообразие различных точек зрения, обилие альтернативных гипотез и следующая из этого  возможность выбора заинтересовали меня, а потому я выбрала именно эту тему. 
 
 

 

    

  1. ПРИРОДА ПОСТОЯННОГО УЛУЧШЕНИЯ

                                                                      Природе, изначально гармоничной,

    Процессы  развиваются ритмично.

    Уходит  ночь и день приходит новый,

    Восток  светлеет — всходит солнце снова.

    И каждый год меняет зиму лето.

    И бесконечно повторится это.

    ...Чтоб  бизнес рос, и ты циклично  действуй:

    Планируй  — 

    Делай — 

    Проверяй  — 

    Воздействуй.

    П. Калита

    Таким образом, сама природа толкает нас  на путь циклического развития и постоянного  улучшения, которому есть два непосредственных повода: один внутренний, и один внешний. Внутренний повод очевиден. Он вызван тем, что ничто не совершенно, а  значит, всегда есть шанс завтра сделать  что-либо лучше, чем сегодня. Систематический поиск возможностей постоянного улучшения по-японски называется словом "кайзен". Кайзен - это кропотливый неспешный процесс постоянного улучшения всех аспектов деятельности организации. Именно так японские автомобильные фирмы проникали на американский рынок. Систематически улучшая процессы, они постепенно получили возможность снижать цены, причём не за счёт снижения доходов или демпинга, а просто благодаря быстро растущему зазору между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведёт к расширению рыночной ниши, а это в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счёт эффекта масштаба[1].

    Подведу итог: улучшаем качество => затраты уменьшаются в результате снижения числа ошибок, переделок, задержек, лучшего использования времени и материалов => повышается производительность => расширяется рыночная ниша за счет предложения более высокого качества по более низкой цене => организация остается в бизнесе => сохраняются и умножаются рабочие места.

    Что бы ни говорили, постоянное улучшение  начинается с человека, с совершенствования  его личных качеств, знаний, навыков  и умений. Следующий шаг - совершенствование  работы команды, прежде всего за счёт систематического обучения и создания доброжелательной атмосферы.

    Далее следует улучшение "среды обитания", рабочего места, рабочей зоны. Для  этого японцы разработали целую  философию, которая называется "5S"[1]. Основная идея этой философии в том, что порядок вокруг нас и порядок в наших мыслях - связаны. "Чем лучше организовано наше окружение, тем продуктивнее и эффективнее будут наши мысли". Для организации и поддержания порядка применяется пять процедур. 

    Таблица 1 – «Пять процедур организации и поддержания порядка»

    
Японский  термин Английский  термин Русское значение     Пример
 Seiri  Structurize Организованность  Удалять ненужное
 Seiton  Systematize  Аккуратность  Быстро находить необходимый документ
 Seiso  Sanitize  Чистота  Персонально отвечать за соблюдение чистоты
 Seiketsu  Standardize  Стандартизация  Визуализировать, размещать, прослеживать
 Shitsuke  Self-discipline  Дисциплина  Делать все  вышеуказанное ежедневно
 

    Первая  ступень, согласно этой философии, - организованность - направлен на тщательную сепарацию всех вещей, окружающих нас в процессе работы. Чем меньше вещей будет нас окружать, тем легче будет работать

    Вторая  ступень  - аккуратность - предполагает, что будет тщательно проанализировано текущее положение дел. В ходе этого анализа должны быть выявлены пути и причины движения каждой вещи. Это позволит выявить наиболее удобные места хранения всех вещей и самые целесообразные маршруты их перемещения.

    Забота  о чистоте - дело не только уборщицы, но всех и каждого. Причём, всегда. И  речь здесь идёт далеко не только о  гигиене. Пыль, грязь, отходы производства, если с ними не бороться систематически, влекут брак, потери и многие неудобства. В некоторых видах производства, например, пыль может просто разрушить технологию. Но во всех случаях грязь влияет на эффективность и себестоимость.

    Стандартизация  всех элементов работы позволяет  каждое движение довести до совершенства. Стандартизации способствуют такие  вещи как визуализация, то есть ясные надписи на закрытых шкафах и полках с информацией о том, что в них хранится.

    Наконец, чтобы всё сказанное здесь  воплотить в жизнь, нужна дисциплина. Причём, не дисциплина, основанная на страхе наказания, а самодисциплина, основанная на внутренней уверенности в целесообразности именно такого поведения.

    Это и есть путь постоянного совершенствования среды обитания людей в процессе трудовой деятельности, порождающий неповторимый творческий климат, позволяющий людям получать удовольствие от работы. Воодушевленные сотрудники могут двигать горы. Там, где удаётся внедрить этот универсальный подход, говорят об окружающей среде "всеобщего качества". Постоянное улучшение людей и окружающей среды создаёт предпосылки для совершенствования бизнес-процессов. Это совершенствование не сводится только к анализу добавленной ценности.

  1. СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
 

      Самый распространённый из этих циклов, появился всего 60-70 лет назад из книги У. Шухарта. Чуть позже У.Э. Деминг пропагандировал этот цикл в своих лекциях для японских менеджеров. Его обращение заключалось в противопоставлении традиционной схеме из трех шагов: "разработка — производство — продажа", новой схемы, состоящей из четырех шагов: "исследовательский анализ (рынка) — проектирование и разработка продукции и/или услуг — производство — продажа". Эту новизну Деминг объяснил радикальным изменением глобальных мировых рынков. Вот что он, в частности, говорил:

    "Эта  диаграмма, как я полагаю, чрезвычайно  проста для понимания, я ее  нарисовал в виде "колеса", разделенного  на четыре сектора. Это колесо  катится вдоль линий: "идеи, касающиеся  качества продукции" и "чувство  ответственности за качество  продукции". Очень важно, что  все четыре части колеса непосредственно  соединены друг с другом, без  какого бы то ни было начала  или конца. Именно по этой  причине я нарисовал круг. Проектирование  или испытание продукции не  должно приостанавоиваться. Когда продукция выходит на реальный рынок, после того, как исследуют, насколько она полезна людям, и что они думают о ней, необходимо перепроектировать ее. Управление качеством продукции не имеет предела. Я хочу, чтобы вы делали все более и более нужные покупателям изделия, используя управление качеством продукции, производя постоянно улучшающиеся товары, проектируя, перепроектируя и находя более дешевые и лучшие способы производства. В то время как это, без сомнения, принесет пользу покупателям, это также будет полезно и вам"[2].

    Но  с явлением цикличности процессов  природы человечество знакомо уже  очень давно, известный даосский ученый Тао Хунцзин(в VI в. н. э.)  в комментарии к древнему трактату "Гуй Гу-цзы" (примерно III в. до н. э.), писал следующее [3]: "После того, как что-то случилось, строят планы. Создав план, претворяют его на деле. В событиях нет единого образца. Действуя по кругу, идешь вперед и не знаешь предела. Следуя квадрату, останавливаешься и вносишь разделение".

      Здесь я не могу не вспомнить о широко известных буддистских представлениях о "колесе судьбы" — "сансаре" — цепи перерождений, следующих закону "кармы", т. е. причинно-следственным связям, вызывающим превращения, которые, в свою очередь, вызваны пятью главными пороками людей: неведением, страстью, гневом, гордыней (эгоизмом) и завистью [2]. Преодоление этих пороков ведет к освобождению от перерождений и к достижению "нирваны", т. е. "вечного блаженства".

    Хорошо  известна и триада Г.В.Ф. Гегеля: "тезис  — антитезис — синтез". Ее часто  интерпретируют, например, так: "от живого созерцания, к абстрактному мышлению, и от него — к практике: таков  диалектический путь познания". Значит, сначала наблюдаем, затем выдвигаем  гипотезу (составляем план), потом действуем. Затем снова наблюдаем результаты действия и т. д.

      В нашем случае, интерес к циклам  связан, прежде всего, с проблемами  внедрения и совершенствования  современных систем качества. Одна  из основных целей внедрения  систем менеджмента качества (СМК)  — создание таких условий в  организации, когда происходит  постоянное улучшение каждого  из ее процессов. А взаимно  усиливая друг друга, эти улучшения  ведут ко все более совершенной системе. Частным критерием улучшения каждого из процессов может служить снижение числа несоответствий, выявляемых в ходе различных проверок, таких как внутренние аудиты качества, контроль за соблюдением технологической дисциплины, метрологический контроль, контроль покупной продукции, контроль продукции на каждом этапе ее жизненного цикла, выходной контроль и т. д. Каждый факт появления несоответствия должен приводить к выполнению определенной последовательности действий, а именно: коррекция (устранение несоответствия), анализ несоответствия, установление причины его появления, определение корректирующих действий, направленных на устранение причины несоответствия, выполнение этих действий и анализ их результативности и эффективности. Если же в ходе проверок удается выявить факты, которые могут в будущем привести к возникновению несоответствий, то надо осуществить все вышеперечисленные действия, но только теперь их целью должно быть устранение причин потенциальных несоответствий.

Информация о работе Постоянное улучшение