Методика анализа качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – охарактеризовать методику анализа качества продукции.

Работа состоит из  1 файл

Методика анализа качества продукции.docx

— 133.40 Кб (Скачать документ)

     -выручка  от реализации продукции (/\В );

     -прибыль (/\П ):

     где Ц1,0 соответственно цена изделия до и после изменения качества;

     С0,1 –себестоимость изделия;

     К1 – количество произведенной продукции  повышенного качества;

     В - продукция повышенного качества.

     Если  предприятие выпускает продукцию  по сортам и произошло изменение  сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась среднегодовая  цена и средневзвешенная себестоимость  единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам рассчитывать влияние сотового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль  от ее реализации.

     Среднегодовая цена определяется:

     Для расчета влияния сотового состава  продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно  также использовать способы, которые  применяются при анализе структуры  производства продукции. Этот расчет производится способом абсолютных разниц. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  Обобщающие, индивидуальные  и косвенные показатели  качества продукции

     Качество  продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

     Различают обобщающие индивидуальные и косвенные  показатели качества.

     К обобщающим показателям качества относят:

     - удельный и качественный вес  продукции в общем объеме ее  выпуска;

     - удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;

     - удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высокоразвитые промышленные страны;

     - удельный вес аттестованной продукции.

     Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка  в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

     Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной  продукции, потери от брака и т.д.

       В процессе анализа изучают  динамику этих показателей, выполнение  плана по их уровню, причины  их изменений.

     Для обобщающей оценки выполнения плана  по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении  средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения  фактического и планового его  уровня находят процент выполнения плана по качеству.

     Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному  весу забракованной и зарекламированной  продукции.

     Качество  продукции является параметром, оказывающим  влияние на такие стоимостные  показатели работы предприятия, как  выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

     Косвенным показателем качества продукции  является брак.

     Он  делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

     Выпуск  брака ведет к росту себестоимости  продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

     В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

     Пример.

     1. Себестоимость забракованной продукции  - 500 тыс. руб.

     2. Расходы по исправлению брака  - 80 тыс. руб.

     3. Стоимость брака по цене возможного  использования - 150 тыс. руб.

     4. Сумма удержания с виновных  лиц - 10 тыс. руб.

     5. Потери от брака (стр1 + стр2  – стр3 – стр4) = 420

     Для определения потерь продукции нужно  знать фактический уровень рентабельности.

     Путь  для нашего примера стоимость  товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.

     Тогда фактический уровень рентабельности:

     (104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.

     Потери  товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

     После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака  продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются  мероприятия по их устранению.

     Основными причинами снижения качества продукции  являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации  производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства. 
 

2.3  Коэффициент сортности

     Коэффициент сортности определяется как отношение  суммарной стоимости продукции  в оптовых ценах, выпущенной за определенное время, к суммарной стоимости  продукции в пересчете на наивысший  сорт.

     Коэффициент сортности представляет собой отношение  фактической суммарной стоимости  продукции, выпущенной за определенный интервал времени, к суммарной стоимости  этой же продукции в пересчете  на наивысший сорт.

     Коэффициент сортности продукции ( К) в соответствии с ГОСТ 15467 - 79 представляет собой  отношение суммарной стоимости  продукции, выпущенной за рассматриваемый  период, к суммарной стоимости  этой же продукции в пересчете  на наивысший сорт.

     Определить  коэффициент сортности по плану  и фактически и влияние сортности  на показатели работы завода.

     Аналогично  определяется коэффициент сортности  и по другим химических продуктам.

     Природа самих коэффициентов сортности  может быть пояснена примерно следующим  образом.

     Качество  продукции характеризуется удельным весом изделий каждого сорта  в объеме продукции, коэффициентом  сортности, средневзвешенной ценой  изделий.

     Обобщающим  показателем сортности (марочности и других признаков) продукции за отчетный период является коэффициент сортности (марочности, вязкости и др.), исчисляемый как отношение планового и фактического объема продукции различных сортов в денежной оценке к ее стоимости поцепе верхнего предела сортности соответствующего продукта.

     Исходными данными для расчета увеличения плановой прибыли в результате улучшения  сортности продукции служат стоимость  товарной продукции планируемого года и коэффициенты сортности продукции  в предшествующем и в планируемом  году.

     Различают индекс качества, определяемый на основе главного показателя качества; индекс качества, определяемый по результатам  аттестации продукции; коэффициент  сортности и индекс дефектности  продукции.

     При большом ассортименте выпускаемой  продукции и изменении сортности  по всей номенклатуре для определения  влияния этого фактора на плановую прибыль пользуются другим методом - установлением коэффициента сортности.

     Для определения истинного предела  рентабельности ( он всегда равен или  выше полученного по топливному критерию) необходимо учитывать нефть как  сырье для химической промышленности специальным коэффициентом сортности.

     Чтобы определить увеличение плановой прибыли  в результате планируемого улучшения  сортности, следует объем товарной продукции планируемого года, исчисленный  по оптовым ценам предприятия  отчетного года, разделить на коэффициент  сортности в отчетном году и умножить на процент повышения коэффициента сортности в планируемом году.

     Продукция некоторых предприятий делится  на сорта в зависимости от наличия, количества и характера некоторых  ее недостатков ( допускаемых отклонений и дефектов); качество изготовления совокупности единиц такой продукции  удобно оценивать с помощью коэффициентов  сортности.

     Чтобы определить увеличение плановой прибыли  в результате планируемого улучшения  сортности, следует объем товарной продукции планируемого года, исчисленный  по оптовым ценам предприятия  отчетного года, разделить на коэффициент  сортности в отчетном году и умножить на процент повышения коэффициента сортности в планируемом году.

     При оценке выполнения плана по качеству продукции необходимо определить и сравнить плановый коэффициент сортности с фактическим. Если номенклатура изделий очень разнообразна, то коэффициенты сортности определяются отдельно по каждому виду продукции.

     Так, при выпуске бумаги I сорта затрачивается  высокосортное дорогое сырье, более  качественные проклеивающие и другие материалы, чем на производство бумаги II и тем более III сорта. Но все эти различия в затратах отражаются в нормативной ( плановой) калькуляции себестоимости продукции и могут быть использованы для определения коэффициентов сортности продукции.

     При анализе выполнения плана по качеству продукции в целом по предприятию  анализируют удельный вес продукции  высшей категории качества, удельный вес прогрессивных видов продукции, коэффициент обновления продукции. Для своевременного выявления резервов улучшения качества по видам выпускаемой  продукции в цехах анализируют  также показатели сортности. Обобщающим показателем качества продукции  является коэффициент сортности, который  рассчитывают как отношение стоимости  всего выпуска продукции ( по плану  и фактически) к условной стоимости  этого же выпуска ( по плану и фактически), исчисленного в ценах только первого  сорта. Одновременно анализируют наличие  претензий и рекламаций на готовую  продукцию и определяют количество и стоимость зарекламированной  продукции в общем объеме отгруженной, основные причины выпуска недоброкачественной  продукции.

     В некоторых производствах (преимущественно продукции широкого потребления) годная продукция может быть неоднородной - нескольких сортов. Деление годной продукции на сорта зависит от количества, видов и значений отклонений, допускаемых нормативной документацией. Так, например, стандартами на резиновую обувь предусматривается деление, продукции на три сорта. Общее качество работы при изготовлении разносортной продукции оценивается с помощью коэффициента сортности, представляющего собой отношение объема выпуска продукции в опто-ных ценах ( с учетом уценки на низшие сорта) - к объему выпуска в ценах I сорта. Потери на сортности образуются за счет разницы в ценах. Следует различать плановые и сверхплановые потери на выпуске продукции пониженной сортности и увеличение выручки при выпуске продукции повышенных сортов.

     В принципе перевыполнение плана по сортности  положительно характеризует деятельность предприятия, направленную на повышение  качества произведенной продукции. Банк при этом проверяет, не был ли занижен плановый коэффициент сортности. В какой-то степени ответ на этот вопрос дает анализ динамики этого показателя за несколько лет. Ограничимся сравнением плановых и фактических значений этого показателя за два года - отчетный и предшествующий. Таким образом, вполне правомерно предположить, что план по сортности был ненапряженным, в нем не были учтены резервы повышения коэффициента сортности. Конечно, проверка напряженности плана не ограничивается анализом сложившейся динамики тех или иных показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методика анализа качества продукции