Классификация затрат на качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:56, контрольная работа

Описание

Качество - это категория философская. Однако, наряду с философскими определениями понятия "качество", существует множество определений, появившихся в процессе человеческой практики, вызванных разнообразными явлениями и объектами окружающей действительности. Так, например, согласно китайской версии, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой".

Содержание

Введение
1. Классификация затрат на качество
1.1 Метод калькуляции затрат на качество
1.2 Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
1.3 Метод определения потерь вследствие низкого качества
2. Оценка затрат на качество по модели «Предупреждение – оценка – отказы»
2.1 затраты на достижение соответствия по качеству
2.2 Затраты, связанные с несоответствием по качеству
3. Представление и использование информации о затратах, связанных с качеством
3.1 Источники данных о затратах, связанных с качеством.
3.2 Рекомендуемые этапы сбора данных о затратах на качество.
3.3 Сбор данных и отчет о затратах на качество.
3.4 Цели первых шагов отдела управления качеством по предварительному анализу затрат по качеству.
3.5 Основные сложности, возникающие при оценке затрат на качество.
3.6 Классификация затрат на качество, используемая в модели стоимости процесса.
3.7 Оценка затрат на качество
3.8 Экономия затрат, связанных с качеством
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по управлению качеством.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

Владимирский  государственный университет  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управление качеством» 
 

Вариант № 47

Тема: «Классификация затрат на качество» 
 
 
 

                                               Выполнил:

                                               Студент факультета

                                               «Менеджмент организации»

                                               специальности

                                               «менеджер»

                                               заочной формы обучения

                                               2 курса группы  ЗЭР-139 

                                               Ковалев С.А.  
 

                                               Проверил:

                                               канд.техн.наук, доцент 

                                               кафедры менеджмента  и 

                                               маркетинга

                                               Петров Анатолий

                                                    Эдуардович  

ВЛАДИМИР 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Классификация затрат  на качество

   1.1 Метод калькуляции затрат на  качество

   1.2 Метод калькуляции затрат, связанных  с процессами

   1.3 Метод определения потерь вследствие  низкого качества

2. Оценка затрат  на качество по  модели «Предупреждение  – оценка –  отказы»

   2.1  затраты на достижение соответствия по качеству

  2.2 Затраты, связанные с несоответствием по качеству

3. Представление и  использование информации  о затратах, связанных  с качеством

        3.1 Источники данных о затратах, связанных с качеством.

        3.2 Рекомендуемые этапы сбора данных о затратах на качество.

   3.3 Сбор данных и отчет о  затратах на качество.

  3.4 Цели первых шагов отдела управления  качеством по предварительному  анализу затрат по качеству.

   3.5 Основные сложности, возникающие  при оценке затрат на качество.

  3.6 Классификация затрат на качество, используемая в модели стоимости  процесса.

        3.7 Оценка затрат на качество

        3.8 Экономия затрат, связанных с  качеством

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 

Введение

        Качество - это категория философская. Однако, наряду с философскими определениями понятия "качество", существует множество определений, появившихся в процессе человеческой практики, вызванных разнообразными явлениями и объектами окружающей действительности. Так, например, согласно китайской версии, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой".

     Необходимость стандартизации терминологии, уже в наши дни, повлекла появление унифицированной системы  терминов для всех отраслей бизнеса  и промышленности, стандартизировало  следующее определение качества. Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Для определения высшей степени и количественных характеристик при проведении оценок используются термины "относительное качество", "уровень качества" и "мера качества"

     Относительное качество — это когда объекты классифицируются в зависимости от их превосходства или ущербности, т.е. в сравнительном смысле.

     Уровень качества- применяется при статистическом контроле (в количественной оценке) во время приемки.

     Мера  качества - при проведении точных технических оценок.

     Система качества- совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством )".

     Обеспечение качества- комплекс видов деятельности (в том числе и планирование), осуществляемых в рамках системы качества, для обеспечения выполнения требований к качеству продукции.

     Улучшение качества - комплекс мероприятий, направленных на более эффективную и результативную деятельность организации для увеличения прибыли и повышение потребительских свойств продукции, качества услуг.

1. Классификация затрат  на качество 

     Рыночные  отношения требуют внедрения в практику международных правил ведение учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру ее сбора, так и по использованию.

     Внутренний учет и анализ называют управленческим; различие между ним и внешней отчетностью постоянно углубляется. Во всяком случае управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и возможность обобщения данных различных фирм.

     В Международных стандартах на системы  качества отмечается: что, затраты, связанные  с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.

     При этом к затратам, связанным с качеством, относят затраты, возникающие при  обеспечении и гарантировании удовлетворительного  качества, в том числе при совершенствовании  качества, а также связанные с  потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными.

     В Международных стандартах на системы  качества отмечается важное значение оценки эффективности системы качества с финансовой точки зрения. Эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

     Международные стандарты дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной  информации рекомендации только по некоторым  методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя в рамках системы качества:

    1. Метод калькуляции затрат на качество.
    2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.
    3. Метод определения потерь вследствие низкого качества.
 

1.1 Метод калькуляции затрат на качество 

     Этот  метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом  внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.

     Составляющие  затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)).

     Затраты на профилактику и оценивание считаются  выгодными капиталовложениями, тогда  как на введенные дефектами затраты  считаются убытками.

     К составляющим затрат относятся следующие:

     А) Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.)

     Б) Оценивание: испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;

     В) Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция  не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак)

     Г) Внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Затраты, возникающие после  поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям  к качеству (например, техническое  обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки; затраты, связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции). 

            • 1.2 Метод калькуляции  затрат, связанных  с процессами 

               В этом методе используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:

               А)Стоимость  соответствия: затраты, понесенные с  целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.

               Б)Стоимость  несоответствия: затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса. 

          1.3 Метод определения  потерь вследствие  низкого качества 

               При данном подходе основное внимание уделяется  внутренним и внешним потерям  вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

               Таблица рекомендуемых методов калькуляции затрат на качество.

          Методы  калькуляции затрат на качество Метод калькуляции  затрат на качество - ПОД Метод калькуляции  затрат, связанных с процессами Метод определения  потерь вследствие низкого качества Примечание
          Элементы  затрат        
          На  профилактику +     Предотвращение  дефектов
          На  оценивание +     Испытание, контроль, обследования
          Связан.С  дефектами + (+)     До и после  поставки продукции
          Стоимость соответствия   +   Полное удовлетворение потребителя без изменения имеющегося процесса
          Стоимость несоответствия   + (+)   Полное удовлетворение потребителя за счет переделки имеющегося процесса
          Материальные  потери     + (+) Затраты внутренние и внешние вследствие дефектов
          Нематериальные  потери     + (+) Снижение производительности труда, сокращение объема сбыта и. т.п.
           

               (+) – затраты в результате внешних  работ (внешние затраты)

               + - затраты внутренние. 

               2. Оценка затрат  на качество по  модели «Предупреждение  – оценка –  отказы» 

               Модель PAF "Prevention – Appraisal – Failure", что переводится  на русский язык в виде "Предупреждение – оценка – отказы".

               Классификация затрат на качество. Классификация затрат на качество, используемая в модели PAF. Общие затраты на качество по этой модели делятся на две группы:

               − затраты на достижение соответствия по качеству (их следует рассматривать как инвестиции, полезные затраты);

               − затраты, связанные с несоответствием  по качеству (потери, вредные и бесполезные  затраты). 

          2.1 Затраты на достижение соответствия по качеству 

               Группа  затраты на достижение соответствия по качеству делится на две категории:

               1. Затраты на оценку качества – стоимость оценки достигнутого качества.

               В эту группу затрат входит стоимость  контроля, испытаний и т.п., проводимых в процессе производства и после  его завершения, например, затраты  на:

          • входной контроль;
          • выбор способа контроля;
          • проведение лабораторных приемочных испытаний;
          • контроль и испытание;
          • контрольное и испытательное оборудование;
          • материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний;
          • анализ и доклад о результатах контроля и испытаний;
          • утверждение и одобрение доклада;
          • оценку (инвентаризацию) запасов материалов, сырья, комплектующих.

                   2.Затраты на предупреждение несоответствий – стоимость любых действий, направляемых на исследование, предупреждение или уменьшение дефектов и отказов, например, затраты на

          • планирование качества;
          • разработку и конструирование измерительного и испытательного оборудования;
          • анализ качества и проверку конструкции;
          • поверку средств измерений, используемых для оценки качества в производственных цехах;
          • техническое обслуживание производственного оборудования;
          • подготовку кадров в области качества;
          • анализ и доклад о характеристиках качества;
          • утверждение и одобрение доклада;
          • программы по совершенствованию качества.
           

          2.2. Затраты, связанные  с несоответствием  по качеству 

               Вторая группа "Затраты, связанные с несоответствием по качеству" подразделяется на следующие 2 категории:

               1. Затраты, связанные с отказами, проявившимися внутри организации – внутренние расходы, которые несет производственная организация в связи с неудачей в достижении установленного качества (когда отказы проявляются внутри организации до отправки продукции потребителю), например, затраты на:

          • брак;
          • замену, переделку и ремонт;
          • поиск и устранение неисправностей;
          • анализ дефектов и отказов;
          • повторные испытания и контроль;
          • разрешения на отклонения, модификацию и уступки;
          • понижение класса качества;
          • простои (упущенная выгода).

                   2. Затраты, связанные с отказами, проявившимися вне организации  – внешние затраты, возникающие за пределами производственной организации (после смены владельца) в результате неудачи в достижении установленного качества, например, затраты, связанные с:

          • жалобами;
          • гарантийным ремонтом или возвратом;
          • отвергнутой и возвращенной продукцией;
          • уступками;
          • потерями продаж (упущенной выгодой);
          • расходами на отзыв продукции;
          • ответственностью за продукцию.
           
           

          3. Представление и  использование информации  о затратах, связанных  с качеством 

          3.1 Источники данных  о затратах, связанных  с качеством. 

              В качестве источников данных о затратах, связанных с качеством, могут быть использованы:

          • ведомости по зарплате;
          • отчеты о производственных расходах;
          • отчеты о браке;
          • разрешения на отклонения и отчеты о переработке и устранении дефектов;
          • отчеты о командировках;
          • данные о стоимости продукции;
          • отчеты о расходах на ремонт, замену и гарантийное обслуживание;
          • протоколы (записи) контроля и испытаний;
          • протоколы (записи) анализа материалов;
          • бюджеты подразделений и т.п.
           
           

          3.2 Рекомендуемые этапы  сбора данных о  затратах на качество. 

               Пять  рекомендуемых этапов сбора данных о затратах на качество включают в  себя следующее:

               1. Этап вычисления затрат, непосредственно  связанных с функцией качества:

              • оплата труда сотрудников отдела управления качеством (включая начисления на зарплату, отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.п.);
              • затраты, связанные с использованием помещений (арендная плата, отопление, освещение, охрана и т.п.);
              • отчисления на содержание вспомогательного персонала, канцелярские и другие административные расходы;
              • амортизационные отчисления на специальное оборудование для контроля качества (включая компьютеры);
              • стоимость расходуемых материалов.
              1. Этап вычисления затрат, связанных с качеством и относящихся к функциям, выполняемым сотрудниками организации вне отдела управления качеством, например:
              • часть (х %) зарплаты сотрудника отдела обслуживания потребителей, который занимается возвратом отказавшей продукции от потребителя;
              • другие накладные расходы.

               3. Внутренние затраты, связанные  с "заложенными в бюджет" затратами, например, если запуск материала, необходимого для изготовления 100 штук продукции, составляет 110 единиц, то стоимость 10 единиц должна быть включена во внутренние затраты, связанные с отказами.

               4. Внутренние затраты, связанные  с "непредвиденными отказами", например, те затраты, которые не были запланированы при запуске материалов в производство (подобные затраты возникают в результате повторного контроля и переделки продукции, при отвлечении людей на оформление отчетов и на анализ брака, при утилизации отходов, при заказе новых материалов, при задержке отгрузки и т.п.).

              1. Расходы, связанные с отказами после смены владельца, т.е. после доставки продукции к потребителю, а в некоторых случаях после приемки продукции потребителем.
           

               3.3 Сбор данных и  отчет о затратах на качество.  

               Сбор  данных и составление отчета о  затратах, связанных с качеством, должен входить в обязанности  экономического отдела, однако, инициировать начало работы по учету затрат на качество, несомненно, должен отдел управления качеством.

               Исторически сложилось так, что до сих пор  затраты, связанные с качеством, не рассматривались как требующие  особого внимания со стороны руководства. Поэтому данные о затратах не представлялись в той форме, которая определена моделью "Предупреждение – оценка – отказ" (PAF). Может оказаться, что представлять данные о затратах по качеству в подобной форме (используя традиционные методы сбора, обобщения и представления информации) будет сложно. Более того, до тех пор, пока в организации не начнет работать эффективная система менеджмента качества, установить порядок сбора информации о затратах, связанных с качеством, может оказаться невозможным. Поэтому часто именно отдел управления качеством (ОУК) предпринимает первые шаги по сбору и оценке затрат, связанных с качеством.

               При оценке затрат первоначальная попытка  расчета может привести лишь к  приблизительным данным (их следует  рассматривать лишь как первый опыт). 
           

          3.4 Цели первых шагов  отдела управления  качеством по предварительному  анализу затрат  по качеству. 

               Первые шаги отдела управления качеством по предварительному анализу затрат на качество преследуют следующие цели:

               1) подключение к расчетам экономического  отдела для того, чтобы:

               − продемонстрировать ему, что от него хотят;

               − определить, где возникают трудности с представлением данных в необходимой форме;

               − получить уверенность в том, что  окончательно получаемые данные найдут поддержку у экономического отдела;

               − подготовить сотрудников экономического отдела к последующему сбору данных на постоянной основе;

               2) получение данных, которые были бы достоверными в известных пределах:

               − не привлекая дополнительных ресурсов для точных расчетов, в которых  нет особой необходимости;

               − нацеливаясь на выявление основных статей затрат;

               3) представление результатов анализа  старшему руководству для того, чтобы:

               − дать количественное представление  о затратах, связанных с качеством, и потенциально возможной экономии;

               − дать средства для сравнения продукции  с продукцией, подразделения с  подразделением, подряжаемой компании с ее конкурентами;

               − дать основу для выработки дальнейших целей и оценки степени их достижения;

               − поощрить инициативу по сбору данных о затратах, связанных с качеством, на постоянной основе;

               − предложить мероприятия по управлению и ограничению расходов, связанных  с качеством.

          3.5 Основные сложности,  возникающие при  оценке затрат  на качество.

           

          При оценке затрат на качество может возникать  много вопросов, например:

               1) относятся ли расходы на поверку измерительного оборудования к затратам на предупреждение или являются частью затрат на оценку? Ответ зависит от того, где используется это оборудование. Если в ОТК, то это затраты на оценку, если в производственном цехе при самоконтроле, то это затраты на предупреждение;

               2) часть персонала может работать, занимаясь одновременно:

               − написанием методик по качеству (предупреждение);

               − калибровкой и настройкой контрольного оборудования (оценка);

               − работой с браком, обнаруженным при  контроле внутри организации (отказы внутренние);

               − работой с браком по жалобам потребителей (отказы внешние);

               Распределение затрат времени таким персоналом можно выяснить, например, интервьюированием (опросом) или путем проведения так  называемого фотографирования рабочего времени;

               3) затраты, связанные с необоснованными  возвратами продукции, следует  игнорировать. 

          3.6 Классификация затрат  на качество, используемая  в модели стоимости  процесса. 

               Модель  стоимости процесса выделяет из затрат, связанных с качеством, две группы:

               1. Конформные затраты (необходимые расходы) – затраты на выполнение процесса с эффективностью 100 %. Это не означает, что процесс является эффективным или даже необходимым, но имеется в виду, всего лишь, что при выполнении процесса установленным путем он не может быть выполнен с меньшими затратами. Таким образом, конформные затраты – это минимальные затраты при выполнении процесса в соответствии с имеющимися техническими условиями.

               2.Неконформные  затраты (дополнительные, лишние расходы) – затраты, обусловленные неэффективным выполнением процесса, например, из-за перерасхода ресурсов или излишних расходов на рабочую силу, материалы, оборудование, энергию и т.п., что обусловлено неправильностью входов, сделанными ошибками, отвергнутыми выходами и различными другими потерями. По-другому, это дополнительные, лишние расходы, связанные с возрастанием стоимости процесса при его неудачном осуществлении. 

          3.7 Оценка затрат  на качество 

               Оценку  затрат на качество лучше всего рассматривать:

               1) как ориентир для последующих  вложений в качество;

               2) как средство для начала осуществления  мероприятий, непосредственно нацеленных  на уменьшение этих затрат;

               3) как средство изменения отношения  к качеству.

               При представлении первого отчета о  затратах, связанных с качеством, для составителей отчета из отдела управления качеством очень важно:

               − привлечь к обсуждению всех старших  руководителей, имеющих отношение  к экономическому благосостоянию предприятия;

               − указать на то, что эти первые расчеты были проведены с участием экономического отдела и выразить благодарность его сотрудникам за советы и участие в работе;

               − подчеркнуть, что это только опытная  разработка, а регулярное обновление данных потребует постоянного подключения  к работе сотрудников экономического отдела;

               − соотнести полученные в отчете цифры с теми нормами, которые приняты в Вашей отрасли промышленности (если они имеются);

               − выделить основные моменты и области, которые предоставляют наибольшую ценность с точки зрения качества и снижения затрат;

               − попросить дать комментарии и  высказать свои пожелания.

               Весьма  маловероятно, чтобы Ваша первая опытная  разработка раскрывала в полном объеме затраты на качество. Даже если это  и так, то все равно первый отчет  о затратах на качество может вызвать  чувство неуверенности и тревоги  и, весьма вероятно, заставит людей осознать следующее:

               − качество является не просто каким-то сметным понятием, а вещью, имеющей  денежное исчисление;

               − качество связано с работой всего  предприятия, а не только с работой  отдела управления качеством;

               − низкое качество наносит удар в самом больном месте и исподтишка;

               − ущерб от потерь в бюджете ощущают  все;

               − имеется возможность получить существенную и реальную экономию;

               − в деятельность по предупреждению отказов  вкладывается недостаточно средств. 

          3.8 Экономия затрат, связанных с качеством 

               Экономия  затрат, связанных с качеством, может  быть достигнута в результате корректирующих действий, но еще лучше добиваться ее путем исследования и предупреждения причин возникновения затрат, связанных  как с внутренними, так и с  внешними отказами.

               Часто с целью повышения качества создают  команду из представителей различных  подразделений, обладающих знаниями в  различных областях. Членам команды  необходимы определенные навыки, знания и проницательность для выбора приоритетных направлений работы. Им необходимо держать в голове следующее:

               а) первое задание должно быть выполнено  безукоризненно так, чтобы никто  не сомневался в успехе;

               б) нет смысла направлять усилия команды  на устаревшие процессы и продукцию  в конце их коммерческого срока  службы, даже если сиюминутные выгоды при этом будут значительными;

               в) больших преимуществ можно добиться путем небольшой экономии на недавно  запущенной в производство продукции, которую ожидает долгое и успешное будущее, так как ее восприятие будет  во многом зависеть от удовлетворения потребителей на начальных стадиях появления на рынке;

               г) вероятная простота или сложность  решения проблемы должна приниматься  во внимание в той же мере, как  и ее значимость;

               д) даже если найденное средство будет  признано непригодным из-за дороговизны или других причин, задача не должна быть заброшена – возможность применить найденное решение может появиться позднее;

               е) небольшие улучшения на высокорентабельной линии дадут большую экономию, чем существенные улучшения на менее  рентабельной линии.

               Отчет о затратах, связанных с качеством, сам по себе не решает ни одной проблемы. Он лишь поддерживает и интенсифицирует  мероприятия по улучшению качества и по предупреждению отказов, выполняемые  в рамках всей организации, и переводит "проблемы качества", якобы находящиеся в компетенции отдела управления качеством, в "проблемы рентабельности", касающиеся всех.

               В малых организациях отчеты о затратах на качество допустимо составлять лишь один раз в год, что позволит оценить  работу за прошедший период и определить участки, на которых следует сконцентрировать внимание в последующие 12 месяцев.

               В организациях с большими возможностями, там, где практически каждый руководитель, несущий финансовую ответственность, ежемесячно отчитывается о своих  расходах, оказывается возможным ежеквартально или даже ежемесячно собирать данные и контролировать затраты, связанные с качеством, используя ту же систему, что и при составлении ежеквартальных и ежемесячных отчетов о производственных затратах. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

          Заключение 

               Проблема  качества многогранна. В ней можно  выделить социально-экономический, технический, экологический, международный и  даже политический аспекты. Сложившееся  в России положение дел с качеством  требует объединения и концентрации усилий многих специалистов, ученых и деловых людей. Их усилия должны быть направлены на решение первоочередных задач. В их числе:

            1. непрерывное совершенствование качества изготовления продукции путем укрепления производственной и технологической дисциплины, строгого соблюдения требований стандартов, проведения сертификации, реального, а не формального применения международных стандартов ИСО серии 9000.
            2. ориентация товаропроизводителя на потребителя, рыночную ситуацию и государственные интересы.
            3. обучение персонала предприятий приемам работы в новых экономических условиях с ориентиром на улучшение качества продукции и снижение ее цены потребителя.
            4. Подготовка инженерных кадров, владеющих современными методами управления качеством и маркетинговыми исследованиями.
           

               Список  используемой литературы 

          1. Управление  качеством. Учебник под ред. Доктора  экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 1998.
          2. Степанов С.А., Шербаков А.Ю., Ященко Б.Б., Системы менеджмента качества. Учебное пособие. Санкт-Петербург, Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 2003
          3. Окрепилов В. В. «Всеобщее управление качеством», С-П., 1999 г.
          4. Уiso90002000.narod.ruhtthttp://www.9001-2001.rup://www.9001-http://www.isachenko-na.ru2001.ruправление качеством продукции. Справочник – М., 1985 г.

Информация о работе Классификация затрат на качество