Этапы эволюции управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:14, доклад

Описание

На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx урп кач.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

 Следует  заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза – было рождено много отечественных систем. Среди них: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).

 В основу  системы БИП был положен самоконтроль  труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность  за качество изготовленной продукции.  Система НОРМ предусматривала  планомерный, систематический контроль  моторесурса двигателей и циклическое его увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции. Для НОТПУ характерно комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках предприятия, цехов, участков. Одна из лучших — система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:

 комплексность  задач обеспечения качества продукции;

 поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;

 организация  работ по получению объективной  и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;

 интенсивное  использование периода подготовки  производства для выявления и  устранения причин, снижающих качество  изделий;

 проведение  конструкторско-технологической отработки  в процессе создания серийного  образца;

 активное  участие предприятия-изготовителя  и эксплуатирующих организаций  в совершенствовании конструкции  изделия и повышении технологического  уровня его эксплуатации;

 универсальность,  т.е. возможность применения в  различных отраслях промышленности.

 Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это  время появилась серия новых  международных стандартов на системы  качества – стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

 Специфика  тотального управления качеством  состоит в том, что если раньше  на предприятиях принимались  компромиссные решения по таким  параметрам, как объем выпускаемой  продукции, сроки поставки, затраты и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и вся работа предприятия подчиняется этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия организуется исходя из интересов качества.  Если TQC — это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQМ — еще и управление целями и самими требованиями. В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQМ (рис.1) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

TQC – всеобщий  контроль качества; QPolicy – политика  качества;

QPlanning – планирование  качества; QI – улучшение качества;

QA – обеспечение  качества

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование  коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

 В TQM существенно возрастает  роль человека и обучения персонала.  Мотивация достигает состояния,  когда люди настолько увлечены  работой, что отказываются от  части отпуска, задерживаются  на работе, продолжают работать  дома. Появляется новый тип работников  – трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными – используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

 На взаимоотношения  поставщиков и потребителей оказывает  сильное влияние сертификация  систем качества на соответствие  стандартам ИСО 9000. Главная целевая  установка систем качества, построенных  на основе стандартов ИСО серии  9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует. Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

 В результате  во многих случаях наличие  у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия страхования.

 Для успешной  работы предприятий на современном  рынке наличие у них системы  качества, соответствующей стандартам  ИСО серии 9000, и сертификата  на нее является, может быть, не  совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

Пятый этап. В 90-е  гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

 Появляются  и корпоративные системы управления  качеством, которые ставят своей  целью усиление требований международных  стандартов и учитывают специфику  таких корпораций. Так, Большая  тройка американских автомобильных  компаний разработала в 1990 г. (1994 г. — вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков. Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям премий по качеству — главное достижение пятого этапа развития систем управления качеством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 Аристов  О. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. –М.: ИНФРА-М, 2006. – 240с.

 

 Ильенкова  С. Д. Управление качеством:  Учебник / С. Д. Ильенкова, Н.  Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин  и др.; Под ред. доктора экономических  наук, профессора Ильенковой С.  Д. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334с.

 

 Миронов М. Г. Управление  качеством: Учебное пособие. –  М.: Проспект Велби, 2007. – 288с.

 

 Мишин В. М. Управление  качеством: Учебник для студентов  вузов, обучающихся по специальности  «Менеджмент организации» / В. М.  Мишин – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463с.

 

 Ребрин Ю.И. Управление  качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.

1

 


Информация о работе Этапы эволюции управления качеством