Идентификация пищевых продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:03, реферат

Описание

Цель идентификации – выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах.
Для достижения этих целей необходима дальнейшая разработка теоретических основ и практических действий по идентификации товаров. Поэтомузадачами идентификации являются:
- определение основных понятий, структуры, норм и правил в области идентификации товаров;
- разработка основополагающих критериев, пригодных для целей идентификации однородных групп, конкретных видов и наименований товаров;
- исследование потребительских свойств товара и показателей, их характеризующих, для выявления наиболее достоверных критериев идентификации;
- совершенствование стандартов, ТУ и другой нормативной документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации;

Содержание

1. Понятие и методы идентификации продовольственных товаров
2. Фальсификация продовольственных товаров, понятие и виды
3. Анализ методов обнаружения наиболее фальсифицируемых продуктов
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Идентификация пищевых продуктов.docx

— 38.01 Кб (Скачать документ)

Методы идентификации.

Для целей идентификации  могут применять 2 группы методов:

- органолептические;

- измерительные.

В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей  различают подгруппы органолептических методов:

1)визуальный метод –  для определения с помощью  органов зрения внешнего вида  и цвета, внутреннего строения  и других показателей товара;

2)вкусовой метод – для  определения вкуса продукта с  помощью вкусовых точек на  языке и небе;

3)обонятельный метод –  для определения с помощью  обоняния запаха (аромата, букета) продукта;

4)осязательный метод –  для определения с помощью  осязания консистенции продукта.

Измерительные методы основаны на применении технических средств  измерения для определения значений показателей качества.

Подгруппы измерительных  методов:

1)физические (в том числе  физико-химические) методы определения  показателей качества.

Основаны на различных физических и физико-химических процессах.

Разновидности физических методов:

- микроскопия;

- фотометрия;

- фотоэлектроколориметрия;

- хроматография;

- спектрофотометрия;

- ионометрия;

- флуоресценция и др.

2)химические методы определения  показателей качества.

Основаны на химических превращениях веществ.

Конечный результат идентификации  – подтверждение соответствия товара требованиям, регламентируемым нормативными документами, ТУ или договором, вследствие чего устанавливается подлинность  товара, или выявление несоответствия (отрицательный результат, констатируется фальсификация товара). Оба результата – положительный и отрицательный  – имеют решающее значение для  определения дальнейшей судьбы товара.[4, стр. 138 – 145]

Для совершенствования методов  идентификации необходима разработка новых и корректировка уже  существующих измерительных методов. Так как группа органолептических  методов в целом зависит от человеческого фактора, а измерительные  методы основаны на применении технических  средств измерения.

 

2. Фальсификация  продовольственных товаров, понятие  и виды

 

По данным Государственной  Думы, в настоящее время на российском рынке около 74 % товаров народного  потребления фальсифицировано.

Фальсификация – подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию, и реализация ее в корыстных целях.

Объекты фальсификации – продовольственные и непродовольственные товары.

Фальсификация продуктов  питания по экономическим соображения всегда представляла собой большую проблему.

Основной проблемой выявления  фальсифицируемых товаров на современном  этапе является несовершенная законодательная  база.

Виды фальсификации  в зависимости от метода подделки:

- ассортиментная,

- качественная,

- количественная,

- стоимостная,

- информационная.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем замены одного товара другим (заменителем) с сохранением определенного сходства. Заменители значительно дешевле по сравнению с натуральным товаром и обладают заниженными потребительскими свойствами.

Все заменители, применяемые  при ассортиментной фальсификации, подразделяются на 2 группы:

- пищевые,

- непищевые.

Пищевые заменители – более  дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и  сходством с подлинным продуктом  по одному или нескольким признакам.

В качестве средств ассортиментной фальсификации часто используется вода, низкокачественный натуральный (пищевой) или ненатуральный (непищевой) компонент, а также различные  имитаторы.

Имитаторы – продукты, применяемые  или специально разработанные для  замены натуральных продовольственных  товаров.

При ассортиментной фальсификации  происходит частичная или полная замена подлинного продукта его заменителем.

Непищевые заменители – объекты  органического и минерального происхождения, не пригодные для пищевых целей.

Чаще всего применяют  следующие непищевые заменители: зола, мел, известь, гипс (для сыпучих  продуктов), приводит к полной непригодности  натурального продукта.

При качественной фальсификации производятся подделка товаров с помощью различных добавок, которые улучшают внешний вид (органолептические свойства) продукта, но заведомо понижают его качественные показатели.

Способы качественной фальсификации:

- использование добавок,  имитирующих улучшение качества;

- пересортица.

Также для качественной фальсификации  часто используют различные красящие и ароматизирующие вещества, подсластители, которые не предусмотрены технологией производства и рецептурой. К этому виду фальсификации можно отнести частичную или полную замену подлинного продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов (спитый чай, кофе без кофеина и др.).

Конечная цель фальсификаторов  – создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем  придания видимости повышенных потребительских  свойств.

Примером такой качественной фальсификации могут служить  безалкогольные напитки с частичной  или полной заменой сахара подсластителями, с использованием синтетических красителей и ароматизаторов, которые не предусмотрены рецептурой, особенно если эти пищевые добавки не разрешены или запрещены «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Применение даже разрешенных  пищевых добавок, несвойственных продукту определенного наименования и непредусмотренных  рецептурой его приготовления, при  отсутствии информации об изменении  состава и рецептуры должно считаться  фальсификацией с целью обмана потребителей.

Разновидностью качественной фальсификации товаров считается  частичная или полная замена подлинного продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов.

Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые средства измерений (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы, др.)

Количественная фальсификация  осуществляется на производстве (при  фасовке товаров), розливе напитков на предприятиях торговли, массового  питания, при отпуске потребителю. В последнем случае государственные  инспекторы классифицируют это как  нарушение правил торговли путем  обвеса или обмера и налагают штрафы по ст. 150 и 156 Уголовного кодекса РФ.

Стоимостная фальсификация классифицируется как обман потребителей путем незаконного повышения цен и наказывается по ст. 154 и 156 Уголовного кодекса РФ.

Информационная  фальсификация представляет собой обман потребителя с помощью недостоверной или заведомо ложной информации о товаре. Этот вид фальсификации очень распространен. Искажаются данные о наименовании товара, фирме-изготовителе и стране-поставщике, информация о пищевой ценности, сроках хранения, способах употребления, методах хранения и др.

Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация  с помощью упаковки, чаще всего  производственной.

Объектом фальсификации  является привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт  высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным. В этом случае фирменная упаковка используется как средство информации о товаре, хотя цель фальсификации – подделка под высококачественный товар того же наименования. [11, стр. 499 – 501]

В целях контроля и предупреждения фальсификации необходимо осуществлять деятельность по:

- разработке и введения  в действие системы законодательства, направленную на обеспечение  безопасности продукции, информирование  и защиту потребителей,

- разработке гибкой системы  штрафных санкций за несоблюдение  соответствия реализуемой продукции  нормативным документам,

- создание информационных  баз предприятий – штрафников.

 

3. Анализ методов  обнаружения наиболее фальсифируемых продуктов

 

Наиболее часто случаи фальсификации связаны со следующими группами пищевых продуктов импортного и отечественного производства:

- алкогольные напитки;

- вкусовые продукты (кофе, кофепродукты, чай);

- мед и кондитерские  изделия (особенно шоколад);

- безалкогольные напитки,  в том числе соки натуральные;

- растительные масла и  животные жиры;

- молочные продукты;

- мясные продукты;

- мука и макароны.

Алкогольные напитки.

Крепкие алкогольные напитки  чаще всего подвергаются ассортиментной фальсификации.

В настоящее время около 55% алкогольных напитков являются фальсифицированными.

Вся алкогольная продукция, находящаяся в обороте при  оптовой и розничной торговле, признается допустимой к реализации только при наличии надлежащих учетных  финансовых и транспортных документов, а также документального подтверждения  соответствия ее требованиям стандартов, санитарных правил, норм и гигиенических  нормативов; права на осуществление  деятельности, связанной с оборотом этой продукции; государственной её регистрации; легальности производства на территории Российской Федерации  алкогольной продукции иностранного производства.

Реализуемая на территории России импортная алкогольная продукция  должна сопровождаться информацией  на русском языке о сертификации, коде изготовителя (или содержать  его адрес), знаке соответствия и  др. [2, стр. 502]

В целях защиты от фальсификации  производители алкогольной продукции  используют голографические метки (голограммы). Голографическая метка, нанесенная на поверхность изделия, служит для визуального контроля его подлинности. Такую метку  нельзя отделить от поверхности защищаемого  объекта и перенести на другой объект, не разрушив ее. Применяемые  в сфере защиты от подделок голограммы могут являться и элементом дизайна, поскольку имеют красивый и привлекательный  вид. [11, стр. 504]

Решением Международного арбитража в 1982 году за Россией были бесспорно закреплены приоритет создания водки как русского оригинального алкогольные напитка и исключительные права на его рекламу под этим наименованием на мировом рынке, а также признан экспортно-рекламный лозунг: «Только водка из Росси – настоящая русская водка». Имея лучшую в мире продукцию в классе водок и ликерно-водочных изделий, российские производители контролируют менее 4% мирового рынка, а пиратская эксплуатация российских торговых марок водок, вин, пива, несогласованность действий производителей и экспортеров

Водка относится к наиболее часто фальсифицируемой группе алкогольной  продукции, учитывая относительную  простоту ее изготовления и популярность у населения.

Самыми распространенными  средствами и способами фальсификации  водки являются: полная или частичная  замена питьевого спирта на более  дешевый технический, применение воды, не отвечающей требованиям технологии, разбавление или полная замена водой.

К специфическим средствам  и способам фальсификации можно  отнести невложение в продукт отдельных компонентов или их замену на другие. Примером может служить отсутствие в рецептуре сахара, меда.

Фальсификация водки выявляется зачастую при внешнем осмотре  бутылки: ее признаком может служить  неотчетливая, блеклая, матовая этикетка на некачественной бумаге, неплотная  укупорка, нечеткая штамповка на колпачке, несоответствие наименования водки  выштампованной заглавной букве на колпачке и подписи на этикетке, наличие посторонних включений.

Целесообразно рассмотреть  этикетку с обратной стороны: на заводской  этикетке имеется несколько ровных полосок клея, либо клей образует ровное сплошное покрытие. В непроизводственных условиях клей обычно наносят кисточкой, поэтому мазки будут неровными. [12, стр. 20 – 22]

Результат тестов и дегустаций виноградных вин и шампанского  показывают, что нередко в продаже  встречаются подделки под продукцию  известных фирм, заявленное на этикетке не соответствует не содержимому, на большинстве бутылок зарубежного  производства отсутствует маркировка на русском языке. Обычно при покупке  отличить подделку от настоящего качественного  напитка невозможно. Узнать, что  приобрели, можно только попробовав содержимое, после открытия бутылки. Но в этом случае, не каждый сумеет разобраться  в тонкостях вкуса и аромата. Специалистами установлено, что  для оценки качества алкогольных  напитков недостаточно совокупности классических методов исследования, а необходимо использование и других способов, не предусмотренных ГОСТами, но позволяющих выявить в алкогольных напитках, особенно в псевдоводках, такие токсичные вещества, как кетоны (ацетон), амиды и другие неидентифицированные органические примеси. [11, стр. 505]

Соки.

Россия входит в десятку  стран, активно участвующих в  мировой торговле соками. С каждым годом импорт фруктовых соков  и их концентратов в Россию увеличивается. Основными экспортерами являются Бразилия, Аргентина Мексика, Южная Африка, Турция и др. Агрессивная конкурентная борьба за рынки сбыта, постоянный рост потребления соков создали условия  для появления на мировом рынке  фальсифицированной продукции. Честная  конкурентная борьба на рынке соков  осложняется действиями фирм, поставляющих под маркой натурального (100%-го) сока продукцию, изготовляемую путем  манипуляций с составом натурального сырья и имеющую соответственно более низкую себестоимость. Реальные размеры данной проблемы не известны, но специалисты считают, что примерно пятая часть всех апельсиновых соков  и треть яблочных соков фальсифицированы.

Информация о работе Идентификация пищевых продуктов