Фандрайзинг,привлечение средств на социальные проекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:37, реферат

Описание

Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим — чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим — чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.
Проблема нехватки средств для реализации социальных проектов характерна для множества стран, в том числе, развитых и развивающихся, к числу которых принадлежит Россия. Как показывают социологические исследования

Содержание

Введение3
1. История развития фандрайзинга4
2. FR- компания, виды, методы и этапы фандрайзинга6
3. Документы необходимые для получения средств на социальные
проекты 14
Заключение20
Список использованных источников23

Работа состоит из  1 файл

фандрайзинг.docx

— 51.06 Кб (Скачать документ)

     Чаще  всего фандрейзинговое планирование осуществляется на год, но может иметь  место и поквартальное планирование или трех-, пятилетнее планирование. В соответствии с планами некоммерческой деятельности детально определяются расходы организаций на предстоящий период и источники их покрытия.

     Непосредственно план фандрейзинговой кампании утверждается дирекцией некоммерческой организации за 4-6 месяцев до начала кампании. Это необходимо для тщательной подготовки FR-кампании, обеспечения всеми необходимыми информационными материалами (описаниями проекта, обращениями к спонсорам и т. д.), а также для определения круга потенциальных доноров, баланса расходов и доходов и т. д.

     Как правило, годовой план фандрейзинговой  кампании разбивается по кварталам  и месяцам и учитывает территориальный  аспект. Некоммерческая организация может привлекать средства в различных регионах, организуя выездные мероприятия (например, выставки, лекции, концерты), создавая филиалы и представительства. 

Таблица 1- Этапы проведения FR-кампании в некоммерческих организациях 

   Этапы фандрейзинга
        Составляющие  этапа
1. Планирование (поквартальное, годовое, на 3-5 лет)  
  1. Разработка  содержательной программы привлечения  средств (за 3-12 мес. до начала FR-кампании):
      -планирование основных направлений  деятельности некоммерческой организации,

      -определение краткосрочных и  долгосрочных проектов,

      -прогнозирование потоков клиентов, благотворителей, спонсоров, членов

  1. Составление перечня расходов некоммерческой организации на предстоящий период
  2. Определение источников покрытия расходов некоммерческой организации
  3. Выбор видов фандрейзинга
2. Реализация
  1. Выбор методов проведения фандрейзинга
  2. Определение ответственности за проведение FR-кампании
  3. Выделение средств на реализацию FR-кампании
3. Контроль
  1. Осуществление контроля над ходом реализации FR- кампании (например, со стороны финансовых служб)
  2. Корректировка планов с учетом произошедших изменений
4. Анализ
  1. Определение эффективности этапа планирования
  2. Анализ эффективности этапа реализации
  3. Оценка эффективности конечных результатов
 
 

     При планировании фандрейзинга  источники  средств должны быть представлены в виде перечня юридических и физических лиц - адресатов запросов на поддержку. Существует четыре основных группах доноров и жертвователей средств:

     - государственные и межгосударственные  организации и инстанции (отечественные  и зарубежные);

     - коммерческая сфера, включая банковскую, промышленную, торговую, сферу услуг  и т. д.;

     - некоммерческая сфера, прежде  всего - благотворительные фонды  (отечественные, зарубежные, международные);

     - частные лица.

     Не  стоит привлекать к участию в  поддержке одного и того же проекта  конкурирующие организации (например, "Кока-колу" и "Пепси-колу") - ничего хорошего из этого не получится. Лучше привлекать разнородные организации  и фирмы, принадлежащие к одним  и тем же финансовым группам, или  дополняющие друг друга. В последнем  случае, их участие в поддержке  одного и того же проекта может  стать поводом установления контакта, развития партнерства и т.д.

     Применительно к проведению каждой фандрейзинговой  кампании, т.е. применительно к каждому  конкретному проекту или программе  потенциальных доноров следует  разделить на две части: так называемые “горячий” и “холодный” списки. В первом случае речь идет о потенциальных  донорах, работа с которыми является первоочередной: то ли отдача от них  наиболее вероятна и наиболее масштабна, то ли с ними уже установились прочные  отношения. “Холодный” список включает менее вероятных доноров и  отдача от которых не так существенна. Сделать такое разбиение необходимо для оптимального распределения  сил и времени. Иногда отдачи от одного донора оказывается достаточно, чтобы  решить проблему обеспечения проекта. В любом проекте всегда оказывается  некая основная группа доноров. Кроме  того, уже имея существенную поддержку, намного легче добирать другие средства, работать с другими донорами. Главные  первоначальные усилия должны быть сосредоточены  на работе по “горячему” списку. “Горячий”  и “холодный” списки могут меняться в зависимости от проектов и программ: кому-то из доноров интересны одни проекты, а другие - менее интересны.

     Второй  этап организации фандрейзинговой кампании связан с ее реализацией на практике. Методы реализации фандрейзингового плана крайне разнообразны. Это и проведение различных мероприятий, и обращение к заинтересованным лицам по телефону, почте, в ходе личной встречи и др. (табл.2). 

Таблица 2 -Методы реализации FR-кампании

    Метод FR-кампании
      Описание
1. Телефандрейзинг  Обращение к  потенциальным спонсорам и благотворителям  по телефону и факсу
2. Почтовый фандрейзинг  Обращение к  потенциальным спонсорам и благотворителям  по почте
3. Индивидуальный фандрейзинг  Персональное  обращение к спонсорам и благотворителям  в личной беседе
4. Солофандрейзинг  Приобретение  поддержки влиятельных, известных  лиц
5. Событийный фандрейзинг  Проведение  различных мероприятий (аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и др.)
 
 

     На  само проведение фандрейзинга некоммерческая организация выделяет собственные средства и устанавливает должностную ответственность за их оперативное использование, а также за конечные и промежуточные финансовые результаты. Она может возлагаться на внутренние службы некоммерческой организации (отделы развития, маркетинга, связей с общественностью). Однако небольшие некоммерческие организации, как правило, не имеют специальных фандрейзинговых служб и нередко обращаются к услугам сторонних организаций, оказывающих консультации по привлечению средств и предоставляющих услуги фандрейзеров.

     Третий  этап организации кампании сводится к постоянному мониторингу со стороны финансовых служб за ходом реализации фандрейзинга, а также к корректировке планов с учетом произошедших изменений.

     Не  менее важной составляющей, наряду с выше рассмотренными этапами, является четвертый этап - оценка результатов фандрейзинга, призванная дать ответы на три основных вопроса.

     Первый  вопрос сводится к тому, насколько поставленные цели фанд- рейзинговой кампании отвечают фактическим потребностям некоммерческой организации, т. е. определяется эффективность этапа планирования.

     Второй  вопрос — о соответствии фактических результатов фандрей- зинга запланированным, т. е. анализируется эффективность этапа реализации фандрейзинга. Здесь оценивается степень выполнения фандрейзингового плана в установленные сроки, уровень фактической реализации программ и т. д.

     Третий  вопрос касается того, насколько эффективными оказались затраты на фандрейзинг по сравнению с полученными результатами. Это — эффективность конечных результатов.

     Для оценки эффективности конечных результатов  фандрейзинга используются коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг (Кобор ), время окупаемости расходов на фандрейзинг (Тобор.)

     Коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг показывает, сколько раз за выбранный период расходы на фандрейзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фандрейзинга средств: 
 
 

     Время окупаемости расходов на фандрейзинг является обратным показателем предыдущего коэффициента и дает представление о количестве дней, необходимых для окупаемости расходов на фандрейзинг за счет привлеченных средств: 
 

    Для проектного фандрейзинга показателями эффективности будут показатели доходности проекта, фондоемкости проекта и др. В целом эффективность конечных результатов фандрейзинга зависит от уровня организации каждого из четырех этапов кампании. То, насколько эффективно ведутся планирование, реализация, контроль и анализ фан- дрейзинга, отражается на итоговых показателях. 

  1. Документы необходимые для  получения средств  на социальные проекты 
  

 Если мы выбираем способ фандрайзинга спонсорство, то наиболее распространена организация спонсорства  в режиме спонсорских пакетов. Такая организация спонсирования оправдана, в тех случаях, когда организация-получатель хорошо известна, фандрейзингом занимается не от случая к случаю, а систематически или также четко и ясно формулирует свои услуги потенциальным спонсорам в рамках реализации совместной программы или проекта.

     Спонсорский пакет представляет собой полный набор юридических, творческих, программных, финансовых и оформительских документов, обеспечивающих необходимый эффект спонсируемого мероприятия (проекта, организации) для спонсора, и включает в себя следующие компоненты:

     1. Литературное описание проекта. Составляется в форме популярной статьи с выделением наиболее значимых для спонсора деталей. Определяет значение проекта для страны, региона, города, значимых социальных групп. Намечает направления рекламы и PR для проекта и для спонсора в целом.

     2. Программное описание проекта.  Включает место проведения, сценарий  проекта, повременную программу;  перечисляются авторы, организаторы  и участники акции.

     3. Поддержка проекта. Указываются  наименования и доказательства  поддержки государственных структур, престижных учреждений науки,  культуры, благотворительных фондов, известных и уважаемых людей.  Решения, рекомендательные письма  и т.п.

     4. Бюджет проекта. Общая стоимость  по максимуму и по минимуму. Часть расходов организаторов  (постатейно). Расходы, которые должны  быть покрыты за счет спонсорских  взносов.

     5. Спонсорские градации. Принимаются  следующие основные спонсорские  градации: титульный спонсор (100% стоимости проекта), генеральный  спонсор (50%), официальный спонсор  (25%), спонсор-участник. Еще одну категорию  составляют информационные спонсоры (СМИ) и бартерные спонсоры, оказывающие  помощь товарами или услугами. Возможны и другие градации, в  т.ч. эксклюзивное спонсирование  (патронаж).

     6. Спонсорская реклама и PR. Наиболее  подробная часть спонсорского  пакета. Включает официальную часть:  объявления названия компании  на акциях и презентациях, выступления  первых лиц, логотип и название  компании-спонсора на полиграфической,  сувенирной продукции и т.п.  СМИ - важнейший инструмент спонсоринга. 

     7. Прогноз спонсорского эффекта.  Включает расчет прямого воздействия  рекламы (участники, зрители - целевая группа), аудиторию СМИ  (телевидения, радио, газет), количество  людей, которые увидят внешнюю  рекламу (целевая аудитория).

     Значительная  часть потенциальных спонсоров  сначала предпочитает получить письмо-запрос с кратким изложением проекта  и описанием заявителя. Письмо-запрос (заявка) - наиболее распространенная и надежная форма обращения. С одной стороны, оно заставляет сформулировать суть проекта, с другой стороны, основа для конструктивного диалога будет уже заложена. Письмо-запрос должно быть кратким, оно должно объяснять, почему организация обратилась именно в этот фонд (к этому спонсору), четко объяснять необходимость данного проекта и суть проблемы, содержать ясную информацию о задачах, ожидаемых результатах, методах и стоимости выполнения проекта, убедить, почему именно эта организация способна выполнить такой проект, охарактеризовать деятельность, достижения и квалификацию организации.

     Заявка  может быть изложена всего лишь на одной странице (если таковы требования фонда), или занимать много страниц. Она может быть написана в виде письма или более формального  документа. Заявка в государственный  фонд, как правило, длиннее, чем направляемая в частный. В своих рекомендациях  к составлению заявок фонды указывают  желательное число страниц и  последовательность изложения. Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают  критерии оценки каждого раздела  проекта. Вкратце приведем план универсальной  заявки, которая позволяет включить в себя практически все возможные  пункты, встречающиеся в заявках  в государственные учреждения, коммерческие организации или частные фонды.

Информация о работе Фандрайзинг,привлечение средств на социальные проекты