Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является исследование земельного налога в Российской Федерации на современном этапе, выявление проблем функционирования и поиск их решений.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
Определение основные понятия и функций земельного налога;
Определение правового статуса плательщиков и объектов земельного налога;
Механизм исчисления земельного налога в Российской Федерации;
Разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение
3
1. Теоритические основы земельного налога
5
1.1 Сущность и значение земельного налога
5
1.2 Объекты и плательщики земельного налога
7
1.3Механизм исчисления земельного налога
13
1.4 Роль и развитие земельного налога в Российской Федерации
14
2. Анализ действующего механизма земельного налога и его функционирования
16
2.1 Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения
16
2.2 Анализ контроля налоговых органов и функционирование земельного налога на практике
20
2.3 Сравнение Земельного налога в России с практикой налогообложения других стран
26
3. Пути совершенствования земельного налогообложения
30
3.1 Проблемы земельного налогообложения.
30
3.2 Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога
30
Заключение
35
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 85.19 Кб (Скачать документ)

Налоговое законодательство Италии и Франции в части ежегодного налога на землю значительно более привлекательно, чем в России. Ставка ежегодного налога на землю от 0,3% до 0,7% от кадастровой стоимости земли, таким образом, если Вы купили земельный участок за 50 000 евро, кадастровая стоимость участка будет примерно 30 000 евро и ваш ежегодный налог составит от 90 до 210 евро в год! И это за строительную землю. Ничего подобного не наблюдается в России, где ежегодно растут ставки земельного налога, да и величина самого налога несоизмеримо больше. Поэтому инвестиции в строительную землю Франции, строительную землю Италии, гораздо привлекательнее подобных инвестиций в России. Более того, некоторые земли Италии и Франции, на которых можно строить, вообще освобождены от ежегодного налога. Это связано с тем, что муниципальные власти заинтересованы в развитии конкретных территорий и привлекают инвесторов всевозможными преференциями.

Иначе обстоит дело в Германии, наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Земельный налог с физических лиц является одним из основным источником государственных доходов – 42,5. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами.

Кстати, доходная часть бюджета  страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 83,8% и неналоговые средства — 16,2%, местные органы управления имеют четверть неналоговых поступлений (в 2007 г. — 28,3%). Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и другое [14, стр. 149-151].

    Земельный налог  в Германии является одним из основных источников пополнения бюджета для городов и муниципалитетов. Только в 2010 г. чиновники планировали собрать порядка 11 млрд. евро налоговых отчислений с недвижимости. Последнее слово при определении величины налога остается за муниципальными образованиями, регулирующими налоговые ставки. Однако, поскольку единой позиции по обсуждаемому вопросу у муниципалитетов все еще нет, некоторые из них «на всякий случай» уже подняли налоги на землю. Так же поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Ставка 1.2% [7, стр.36-40].

    Общий объем поступлений земельного налога в 2010 году во все уровни бюджета России составил 28 млрд. рублей, что на 58 процентов больше, чем в 2009 году. Об этом сообщает начальник управления ресурсных платежей министерства по налогам и сборам Андрей Федоров.  
     Вместе с тем, отмечается, что в прошедшем году впервые за 10 лет земельный налог не поступил в тех объёмах, что планировалось. Это, прежде всего, связано с тем, что местные органы власти пытаются оставить земельные участки в своей собственности и перевести отношения собственников на землю в арендные. Таким образом, сокращается налогооблагаемая база.  
    Поступления в федеральный бюджет земельного налога в 2010 году сократились на 19 процентов и составили 3 млрд. рублей. Бюджетные назначения по сбору земельного налога в федеральный бюджет были выполнены только на 70 процентов - преимущественно из-за того, что землепользователи были переведены на уплату арендных платежей, в отношении которых налоговые органы не осуществляют администрирование.  
Стоит отметить, что в текущем году министерство будет уделять большое внимание земельному налогу. Это связано с тем, что земельный налог является одним из источников формирования дорожных фондов в регионах. В этой связи начальник управления МНС назвал одной из задач на 2011 год совершенствование системы контрольной работы.  
В 2010 году налог на имущество предприятий, который поступил в территориальные бюджеты, составил 87 млрд рублей, что на 35 процентов больше поступлений 2008 года [16, стр. 45-50].  
 

3. Пути совершенствования  земельного налогообложения

 3.1 Проблемы земельного налогообложения 
       Изложив положение Земельного налога в России в главах 1 и 2 получается, что  сложившаяся к настоящему времени система земельных отношений в аграрном секторе не  идеальна. Она не соответствует еще главному критерию - обеспечить экономически эффективное и экологически безопасное использование земельных угодий как важнейшего национального богатства страны.

Для того чтобы земельные  отношения соответствовали названному критерию, необходимо создать надежную законодательную базу, наладить четкую работу органов исполнительной власти, которые связаны с реформированием земельных отношений, повсеместно ввести земельный кадастр, регулярно осуществлять земельный и социально-экономический мониторинг. Все это станет возможным при условии создания надежного научного обеспечения процессов преобразования и регулирования земельных отношений в аграрном секторе. Но неоднократные изменения в кодексе и заседания правительства дают надежды на усовершенствование налоговой системы в нашей стране [5, стр.106-107].

 

3.2 Совершенствование  порядка исчисления и уплат  земельного налога

На заседании Правительства РФ был рассмотрен проект основных направлений налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, подготовленный с учетом предложений Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти и представленный Минфином России.

Как сообщила правительственная  пресс-служба, проект содержит оценку итогов реализации основных направлений  налоговой политики на 2009 и 2010 годы. Большая часть решений была принята  во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

В целом налоговая политика в 2011-2013 годах будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий  для восстановления положительных  темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы. 
В 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов в области налоговой политики планируются к реализации следующие основные меры:

По налогообложению имущества (в том числе земельных участков) предусматривается:

• возложение обязанности  по уплате налога на имущество организаций  и земельного налога в отношении  имущества (в том числе земельных  участков) паевого инвестиционного  фонда на управляющие компании; 
      • установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельскохозяйственного назначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; 
      •сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.

Несмотря на то, что в Налоговом кодексе описано 14 налогов, физические лица, не занятые предпринимательской деятельностью или частной практикой, уплачивают лишь 4 из них: это налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный.

Наиболее значимые и самые  радикальные перемены ожидают россиян  в 2012 году в отношении двух оставшихся налогов - земельный налог и налог  на имущество. В ближайшие годы они, возможно, будут заменены одним новым налогом на недвижимость.

Сейчас обложение земельным  налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных  участков исходя из их кадастровой  стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%. А в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков налоговая ставка земельного налога ограничена 0,3%.

Предполагается, что новый  налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.

Понятно, что сегодняшние  налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения. Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения. Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв. метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости. Поспешное принятие поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих бремя всех налогоплательщиков, крайне нежелательно для правящей власти в предвыборный год. Это также дает основания ожидать более позднего введения нового налога, чем в 2012 г.

Внедрение нового налога сдерживает и ряд технических проблем - это, в частности, неполнота формирования государственного кадастра. Окончательных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости следует ожидать не ранее 2012 г. В то же время с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. в четырех субъектах Российской Федерации (Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области) проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в России. Сейчас число пилотных регионов планируется увеличить до 12, после чего можно будет хотя бы приблизительно рассчитать какие-то ставки и вычеты по новому налогу.

По ранее запланированному графику, к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия должны быть завершены и должна была быть подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса. Однако работа над этим проектом пока не закончена, поэтому до чтения еще далеко. После принятия поправок и включения в Налоговый кодекс РФ этой главы налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На деле получается, что действовать новый налог начнет не ранее чем с 2014 г. и лишь в отдельных регионах, которых вряд ли наберется более десятка [17, стр. стр. 209-213].

Так же сообщается, что в  связи с новой кадастровой  оценкой земли, российские налоговые  службы начали пересчитывать размер земельного налога. Можно предполагать, что новые налоги неприятно удивят всех собственников и арендаторов участков. Это касается не только физических, но и юридических лиц. Новшество может привести к  обрушению бизнеса огромного количества российских граждан. Оно также крайне негативно повлияет на весь земельный рынок страны.

Так же в ряде российских регионов в десятки раз увеличилась кадастровая стоимость земли. На ее основе и рассчитывается данный налог. Так, в Ростовской области земля подорожала в 5 раз, в Самарской области - на 40−60%, в Смоленской области − в 47,7 раза.

Можно опасаться того, что  региональные власти могут воспользоваться  этой ситуацией для устранения недоборов  в бюджет, а также и для собственного обогащения.

По информации, полученной от представителей Роснедвижимости, данные для пересчета кадастровой стоимости были получены в конце 2008 − начале 2009 года. В этот период земельный рынок страны как раз достиг своего пика. Оценка тогда велась по самым высоким параметрам, соответствовавшим ситуации на рынке. Затем произошло резкое снижение цен, но налоги расти не перестали. Поступления от земельного налога являлись одной из основных статей дохода бюджета регионов [13, стр. 85-130].

Многие эксперты рынка  считают, что следить за текущими ценами должны местные власти. В  связи с изменениями цен на землю, они обязаны  корректировать стоимость аренды и налоги.

Специалисты считают, что  такое подорожание сильно повлияет также на себестоимость продукции  местной индустрии, негативно скажется на ее прибыли и конкурентоспособности [14, стр. 149-151].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все основные вопросы, касающиеся земельного налога, были рассмотрены в данной курсовой работе. Можно сделать вывод, что развитие земельных отношений – это перманентный процесс, связанный с объективными изменениями производительных сил и производственных отношений в обществе. Поэтому вполне закономерным является появление новых форм земельного налогообложения. Проблема состоит лишь в том, чтобы эти формы земельного налогообложения находили адекватное законодательное регулирование представительными органами муниципальных образований Российской Федерации [18,стр. 298-299].

В работе отмечалось, что  объектами земельных отношений  согласно Земельному кодексу Российской Федерации признаются земля как  природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, и части земельных участков.

В работе было сказано, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Объектами обложения земельным  налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.

Можно сделать вывод о  том, что повышение доходов в  бюджетной сфере возможно в результате определения оптимальных величин земельного налога. Другой возможный путь – это придание официального статуса земельным участкам, фактически используемым и выявленным в результате проведения инвентаризации земель.

В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах [19, стр. 78-89].

 

Список используемых источников

1. Налоговый кодекс РФ, гл.31.

2. Земельный налог Сб. норматив. - М. : Кн. сервис, 2003, стр 53-80.

3. Земельный налог: особенности исчисления и уплаты / Г. В. Кузьмин. - М. : [б. и.], 2009.

4. Земельный налог : правовое регулирование и порядок взимания: [практ. рук.] / И. Д. Черник. - М. : Эксмо, 2006.

5. Земельный налог : расчет, начисление, уплата / Н. Н. Великанова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.

6. Имущественные налоги / Л. В. Сотникова. - М. : [б. и.], 2008.

7. Местные налоги в Российской Федерации / [Н. А. Богуславская] ; Федер. агентство по образованию, Хабар. гос. акад. экономики и права, юрид. фак. - Хабаровск : ХГАЭП, 2007.

8. Постатейный комментарий главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации / [А. А. Ялбулганов и др.] ; под ред. А. А. Ялбулганова. - М. : Eksmo Education : Эксмо, 2005.

Информация о работе Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования