Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является исследование земельного налога в Российской Федерации на современном этапе, выявление проблем функционирования и поиск их решений.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
Определение основные понятия и функций земельного налога;
Определение правового статуса плательщиков и объектов земельного налога;
Механизм исчисления земельного налога в Российской Федерации;
Разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение
3
1. Теоритические основы земельного налога
5
1.1 Сущность и значение земельного налога
5
1.2 Объекты и плательщики земельного налога
7
1.3Механизм исчисления земельного налога
13
1.4 Роль и развитие земельного налога в Российской Федерации
14
2. Анализ действующего механизма земельного налога и его функционирования
16
2.1 Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения
16
2.2 Анализ контроля налоговых органов и функционирование земельного налога на практике
20
2.3 Сравнение Земельного налога в России с практикой налогообложения других стран
26
3. Пути совершенствования земельного налогообложения
30
3.1 Проблемы земельного налогообложения.
30
3.2 Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога
30
Заключение
35
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 85.19 Кб (Скачать документ)

Кроме того, изымаются  из налогообложения земли, расположенные  в полосе отвода железных дорог, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы Российской Федерации, а также земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, парки, скверы, бульвары, полигоны для захоронения неутилизированных промышленных отходов).

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Землями, находящимися в  собственности, признаются земельные  участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Землями, находящимися во владении, являются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве пожизненного наследуемого владения. К землям, находящимся в пользовании, причисляются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Основанием для взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования. Пользование землей без каких-либо подтверждающих это право документов расценивается как самовольное занятие земель, за которое пользователь несет административную ответственность в виде штрафа в размере 100-200 МРОТ [10, стр. 35-37].

Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не освобождаются от уплаты земельного налога, если их предпринимательская деятельность осуществляется в следующих сферах:

  • ремонтно-строительные работы;
  • оказание бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, 
    ветеринарных и зооуслут физическим лицам;
  • оказание услуг по краткосрочному проживанию;
  • оказание консультационных, а также бухгалтерских, аудиторских и 
    юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание;
  • общественное питание;
  • розничная торговля через магазины с численностью работающих до 30 человек,   палатки,   рынки,   лотки,   ларьки,   павильоны   и   другие   места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
  • розничная выездная (нестационарная) и стационарная торговля горюче 
    смазочными материалами;
  • оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
  • оказание на коммерческой основе услуг по  перевозке пассажиров 
    маршрутными такси;
  • оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
  • деятельность организаций по сбору металлолома;
  • изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий
  • народных художественных промыслов.

Налоговой базой является площадь земельных участков, занятых строениями и сооружениями, участков, необходимых для их содержания, а также санитарно-защитных зон объектов, технических и других зон, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Федеральное законодательство установило следующий порядок начисления и уплаты земельного налога. Земельный налог гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим земельным участкам. Исчисление земельного налога гражданам производится инспекциями государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Плательщики своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года

Так же предусмотрены  особенности налогообложения земельным налогом дачно-строительных, гаражно-строительных, жилищно-строительных кооперативов. Кроме того, следует учитывать положения Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 22.11.2000 г.). Согласно данному Закону под садоводческим и огородническим товариществом понимается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и огородничества. В садоводческом и огородническом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Земли общего пользования предоставляются товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве. Общее собрание членов товарищества вправе принять решение о закреплении за ним как юридическим лицом всей предоставленной ему земельной площади [2, стр. 7-8].

 

1.3 Механизм исчисления земельного налога

Земельный налог  устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Юридические и  физические лица уплачивают налог равными  долями в два срока к 15 сентября и 15 ноября.

Юридические лица рассчитывают и уплачивают налог самостоятельно, предоставляя в налоговые органы декларацию.

Физические лица уплачивают земельный налог на основании уведомления, которое присылается налоговыми органами.

Плательщики земельного налога и арендной платы за землю городов  и поселков городского типа перечисляют платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением:

  • в федеральный бюджет— 15%;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) - 35%;
  • бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга - 85%;
  • бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%

Плательщики земельного налога и арендной платы за земли  сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища) перечисляет средства в полном объеме на счета органов федерального казначейства. Органы федерального казначейства перечисляют указанные платежи по соответствующим уровням бюджетной системы Российской федерации согласно нормативам, доля которых дифференцирована по регионам в пределах 20 - 50% [1, стр. 608].

Исчисляется земельный  налог с месяца, следующего за месяцем представления земельного участка.

 

1.4 Роль и развитие  земельного налога в Российской  Федерации

Земельный налог относится  к группе платежей за пользование  природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 %. 
Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.  
     Наблюдаемая тенденция к росту собранных или назначенных к исполнению сумм земельного налога объясняется, прежде всего, индексацией ставок земельного налога, а также учитываемым уровнем инфляции. Так, например, заложенная в федеральный бюджет на 2001 год сумма земельного налога составляет 3 995,5 млн. руб., что на 104,5 млн. руб. больше, чем в 2000 году. При этом ставки земельного налога на 2001 год, а также льготы для отдельных категорий налогоплательщиков остались неизменными. 
        При анализе отчетов об исполнении бюджетов различных уровней можно обратить внимание на то, что, как правило, назначенные суммы земельного налога выше, чем фактически собранные. Особенно трудным является положение на уровне Курганской области. Так, в 1997 году земельный налог был собран в сумме порядка 40 % от назначенной к исполнению. В последующие годы положение существенным образом не изменилось: сбор составляет немногим более 50 % суммы, заложенной в утвержденном бюджете . 
       Так как земельный фонд Курганской области - это в основном земли сельскохозяйственного назначения , то такая ситуация красноречиво свидетельствует об упадке тех, кто "сеет и пашет", т.е. сельскохозяйственных предприятий области. При этом налоговый гнет на такие предприятия нельзя назвать большим, т.к. статья 4 Закона РФ "О плате за землю" предусматривает для них полное освобождение от других видов налогов и уплату только земельного.  
       Причина данной проблемы та же, что и в целом по стране - неразвитость, и более того, кризисное состояние отечественных сельхозпроизводителей, особенно на периферии и в зонах неустойчивого земледелия [ 7,стр.125-132 ]. 
 

  1. Анализ действующего механизма земельного налога и его функционирования

 

2.1 Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения 

Использование земли в  Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли [3, стр. 98-100]. 
      Особо регулируется порядок налогообложения земель сельскохозяйственного назначения. К ним отнесены участки в границах сельских населенных пунктов или садоводческих товариществ, предоставленные гражданам для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, а также юридическим лицам для иных целей. 
    Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением указанных выше), взимается со всей площади земельного участка. 
    Налогообложение земель несельскохозяйственного назначения. К ним отнесены земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные вне населенных пунктов земли различного специального назначения. 
    Перечисленные виды земель облагаются налогом по разным ставкам, однако, большей частью они выше ставок по землям сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев, когда к последним приравниваются отдельные виды земель). 
    Средние ставки дифференцируются органами местного самоуправления по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. 
    Если земельный участок превышает установленные нормы отвода, то за превышенную часть площади налог взимается в двукратном размере. 
    Специальные размеры налогообложения установлены для расположенных вне населенных пунктов земель промышленности, транспорта, связи, других отраслей хозяйства, занятых полигонами, и т. д. Особые ставки налога предусмотрены для земель водного и лесного фондов [4, стр. 40].  
    В целях налогообложения земли подразделяется на семь категории в зависимости от их целевого назначения (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности транспорта и т.д.) 
    Земельный налог устанавливается в виде ежегодных и фиксированных платежей за единицу земельной площади.  
    Размер земельного налога определяется в  зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и  иной деятельности землевладельца и землепользователя. Этим подчеркивается, заметим, что земельный налог относится к числу [2, стр. 14].

   Так же плата  за земли сельскохозяйственного  назначения в настоящее время взимается только на тех территориях, на которых региональным законодательством не введен единый сельскохозяйственный налог. Субъектами, которые вносят плату за земли сельскохозяйственного назначения (земельный налог), согласно Закону Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" являются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, сельскохозяйственные кооперативы, прочие сельскохозяйственные предприятия. Данные категории лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством, имеют существенные налоговые льготы по прочим налогам, предусмотренным российским законодательством. В первую очередь это касается налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на имущество и налога на добавленную стоимость. Земельный налог устанавливается с учетом состава сельскохозяйственных угодий, их качества, площади и местоположения. За основу при расчете ставки налога применяются средние размеры земельного налога с 1 га пашни по субъектам Российской Федерации, которые установлены в приложении 1 к Закону "О плате за землю". Средние размеры земельного налога с 1 га пашни, указанные в этом приложении, в 2003 г. применяются в субъектах Российской Федерации согласно инструкции МНС России от 21.02.2000 г. N 56   "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп  почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей  ставки земельного налога. Площади  пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп  почв устанавливаются по данным учета  земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству [5, стр. 67]. Порядок расчета налога на земли сельскохозяйственного  назначения можно представить в  виде формулы:

НЗ = Пi х СЗi,  где

 НЗ - земельный налог, подлежащий уплате;

 Пi - площадь отдельной оценочной группы земель сельскохозяйственного назначения;

 СЗi - ставка земельного налога для отдельной оценочной группы земель: пашни, сенокосов, многолетних насаждений и т.д [4, стр.30].

Нормативная цена земли определяется для случаев, предусмотренных земельным законодательством:  
— при предоставлении земли в собственность гражданам: для крестьянского (фермерского) хозяйства сверх средней земельной доли, установленной в районе; для садоводства и животноводства при предоставлении для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий; для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах и поселках; для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности сверх норм отвода земли;  
— при установлении коллективно-долевой и коллективно-совместной собственности на земельный участок сверх площади, бесплатно предоставляемой в районе;  
— при изъятии земельных участков в порядке выкупа для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;  
— при переходе права собственности на жилой дом, строение, сооружение;  
— при получении банковского кредита под залог земельного участка;  
— в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. 

Информация о работе Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования