Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является исследование земельного налога в Российской Федерации на современном этапе, выявление проблем функционирования и поиск их решений.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
Определение основные понятия и функций земельного налога;
Определение правового статуса плательщиков и объектов земельного налога;
Механизм исчисления земельного налога в Российской Федерации;
Разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение
3
1. Теоритические основы земельного налога
5
1.1 Сущность и значение земельного налога
5
1.2 Объекты и плательщики земельного налога
7
1.3Механизм исчисления земельного налога
13
1.4 Роль и развитие земельного налога в Российской Федерации
14
2. Анализ действующего механизма земельного налога и его функционирования
16
2.1 Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения
16
2.2 Анализ контроля налоговых органов и функционирование земельного налога на практике
20
2.3 Сравнение Земельного налога в России с практикой налогообложения других стран
26
3. Пути совершенствования земельного налогообложения
30
3.1 Проблемы земельного налогообложения.
30
3.2 Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога
30
Заключение
35
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 85.19 Кб (Скачать документ)

Нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере пятидесятикратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади земель^ соответствующего целевого назначения. При этом за минимальный уровень ставки для расчета нормативной цены земли принимаются 100 руб. за 1 га. 

При определении нормативной  цены земли за основу принимаются  ставки земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов, использованных при установлении налога. 

Льготы, предоставленные  по земельному налогу, при расчете  нормативной цены земли не учитываются [9, стр. 102]. 

Установление нормативной  цены земли при предоставлении в  городах и поселках земельных  участков в собственность гражданам  для жилищного строительства, личного  подсобного хозяйства, а также садоводства  и животноводства производится исходя из ставки земельного налога, установленной для этой категории плательщиков. 

Местным органам государственной  власти при продаже земельных  участков на конкурсной основе разрешается  повышать нормативную цену, но не более  чем на 50%. При продаже земельных  участков на аукционах и при реализации заложенных в банке и не выкупленных  в срок участков их цена не ограничивается.

 

2.2 Анализ контроля налоговых органов и функционирование земельного налога на практике

Сумма земельного налога исчисляется  по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 15 и 16 ст.396НК РФ (т.е. если объектом налогообложения не выступают земельные участки, предназначенные для жилищного строительства или индивидуального жилищного строительства) [3, стр. 211].

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Во всех остальных случаях сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Представительный орган  муниципального образования при  установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате физическим лицом, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки в размере, не превышающим одну вторую налоговой ставки, установленной в соответствии со ст. 394 НК РФ в случае установления одного авансового платежа, и одну третью налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении  которых отчетный период определен  как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение  налогового (отчетного) периода права  собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение  числа полных месяцев, в течение  которых данный земельный участок  находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев  в налоговом периоде.    При  этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

В отношении земельных  участков, приобретенных физическими  и юридическими лицами для осуществления  на них жилищного строительства (кроме индивидуального), исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект.

В случае завершения такого строительства и регистрации  прав на построенный объект до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных  участков, приобретенных в собственность  физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости [6, стр. 81-85].

Земельный налог и авансовые  платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке  и сроки, которые установлены  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Земельный налог и авансовые  платежи по налогу уплачиваются в  бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог  и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организации в отношении  земельных участков, принадлежащих  им на праве собственности или  праве постоянного (бессрочного) пользования, по истечении налогового периода  представляют в налоговый орган  по месту нахождения земельного участка, налоговую декларацию по налогу.

Срок представления - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2011 года обязанность  представления авансовых расчетов по земельному налогу для данной категории  налогоплательщиков отменена, однако сохранена обязанность по оплате авансовых платежей [15, стр. 113-119].

Теперь поговорим о  проблемах, с которыми нередко можно  столкнуться при исчислении земельного налога.

Основным спорным вопросом Земельного кодекса является проблема продажи земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и ведения крестьянских (фермерских) хозяйств. По нашему мнению, эту коллизию можно урегулировать компромиссным решением о введении моратория на продажу сельскохозяйственных земель на переходный период в 10 лет, предоставив право субъектам Российской Федерации устанавливать конкретный срок действия указанного моратория, исходя из местных условий. В течение переходного периода необходимо завершить государственную оценку земли и на ее основе создать инфраструктуру земельного оборота, регулируемого государством земельного рынка и в значительной мере усовершенствовать налоговую систему [12, стр. 74-82]. 

 По расчетам, к федеральной  собственности следует отнести  примерно 540 млн. гектаров земель (32% от общего земельного фонда), при этом необходимо законодательно и организационно закрепить эти земли в федеральной собственности и наладить управление ими. После разграничении государственных земель, с одной стороны, возрастет роль государства в создании конкурентной рыночной среды для поддержания эффективного собственника земли, а с другой - в создании единого правового и информационного пространства для государственного управления всем земельным фондом страны [19, стр. 78-89].  
    Естественно, что государственное управление при наличии различных собственников земли выполняет больше регулятивные и координирующие функции. Предстоит большая работа по созданию в новых условиях инструментария государственного управления земельным фондом страны - государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием земель, землеустройства, оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия государством управленческих решений. Надо будет законодательно установить правило - принимать государственные управленческие решения и реализовывать права собственника на федеральном, региональном и местном уровнях только на основе материалов прогнозирования и планирования землепользования.  
    Еще одна серьезнейшая проблема, стоящая перед государством, заключается в необходимости преобразования сельскохозяйственного землепользования на основе требования самодостаточного производства продовольствия. В начале века Россия была крупным экспортером зерна, масла, мяса, но, как справедливо отмечал видный русский ученый Д.И. Менделеев, наш хлебный экспорт был функцией нашей промышленной отсталости, а не земледельческого прогресса. В 1911 году из 72 млн. тонн произведенного зерна 14 млн. тонн было продано за границу. В том же году в стране голодало около 30 млн. человек. В 1909-1913 гг. Россия производила на душу населения всего лишь 450 кг зерна, тогда как Швеция - 490, Бельгия - 660, Дания - 850, а США - почти 1100 кг.    Получая мизерные урожаи зерна, в пределах 6-8 ц с гектара, страна экспортировала продовольствие за счет недоедания многих миллионов населения [17, стр. 209-213]. 
    Весьма распространена следующая ситуация: покупается объект недвижимости, принимается на баланс организации, а земельный участок под этим объектом то ли оформлен, то ли нет. Надо ли платить земельный налог?

Попробуем разобраться. Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Основанием для признания организации плательщиком земельного налога являются выданные в установленном порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т. п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие основанием для регистрации прав на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные права на земельный  участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122 ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права [1, стр.602].

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе  РФ относительно невелика – от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета.

Земельный налог относится  к группе платежей за пользование  природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 % [14, стр. 149-151].

Так как земельный налог  относится к группе местных налогов  и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.

Исходя из данных приложения 1, на 1 октября 2010 года в бюджетную  систему РФ поступило денежных средств  по земельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При  этом больший доход приносят Приволжский  округ по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%, Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а также Уральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или 0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета [20, стр. 78-89].

 

2.3 Сравнение Земельного  налога в России с практикой налогообложения других стран

Для сравнения эффективности  земельного налогообложения в России, рассмотрим налог на землю других стран.

   За рубежом земельный налог (вариация названия - поземельный налог) также имеет место быть. Причем он тоже относится к классу местных налогов. Так, например, во Франции существует земельный налог на застроенные участки и на незастроенные участки. Ставки этих налогов, как и в российском варианте, определяются местными органами власти (генеральными и муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума. 
       Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости - здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности. 
       Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80 % кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства. 
       В Германии поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычная ставка - 1,2 %. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца другому уплачивается налог в размере 2 % покупной цены. 
     Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, делают разницу между землей, отведенной под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочими земельными участками [6, стр. 27-30].

Информация о работе Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования