Земельный налог, как один из видов местных налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:24, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы комплексное, глубоком изучении теоретических и методических основ земельного налога, освоение методики его исчисления, рассмотрение порядка расчета и уплаты налога на примере крестьянского хозяйства, выявление проблем связанных с порядком расчета и уплаты земельного налога.
Для реализации поставленных целей в квалификационной работе формируются следующие задачи:
систематизация теоретических основ налогообложения;
порядок исчисления земельного налога;
оценка земли (кадастровая стоимость) и её значение при исчислении земельного налога
анализ проблем и путей совершенствования уплаты земельного налога

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 Земельный налог – как составная часть налогов Российской Федерации 5
1.1 Земля – элемент рыночных отношений 5
1.2 Земельная реформа в условиях рыночных отношений 9
1.3 Теоретические аспекты формирования земельного налога 21
1.4 Оценка земли (кадастровая стоимость) и её значение при исчислении земельного налога
29
1.5 Рыночная оценка земли 36
ГЛАВА 2 Исчисление земельного налога на примере КХ «Талду» 41
2.1 Характеристика крестьянского хозяйства «Талду» как плательщика налогов
41
2.2 Порядок исчисления земельного налога на примере КХ «Талду» 45
2.3 Декларация – как основа исчисления земельного налога 46
2.4 Формирование учетного обеспечения в сельскохозяйственных организациях
54
ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования уплаты земельного налога
61
3.1 Проблемы уплаты земельного налога в сельском хозяйстве 61
3.2. Кадастровый учет земельных участков 66
Заключение 70
Литература

Работа состоит из  1 файл

Тадышева Земельный налог-ред.4.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

      Теоретически обусловлено, что  взимаемый налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы законно утвердить (ст.17 НК РФ): 

  1. Обязательное лицо, размер налогового обязательства и порядок его взимания.
  2. Границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

    Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст.17 НК РФ):

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговый период;
  4. налоговая ставка;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты налога.

      Определены элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его взимания не могут считаться определенными элементами закона о налоге. К ним относятся:

    - налогоплательщик (субъект налога);

    - объект налога;

    - предмет налога;

    - масштаб налога;

    - метод учета налоговой базы;

    - налоговый период;

    - единица налогообложения;

    - налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения;

    - порядок исчисления;

    - отчетный период;

    - сроки уплаты налога;

     - способы и сроки уплаты налога.

     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками (субъектами налога) признаются организации  и физические лица на которых возложена  обязанность, уплачивать налоги. Плательщиками  земельного налога признаются организации  и физические лица в том числе. индивидуальные предприниматели, которым представлена земля в собственность, владение, пользование на территории России. Налоговый Кодекс Российской Федерации одновременно определяет понятия организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей следующим образом:

  1. Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица; компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской собственностью, созданные в соответствии  законодательством РФ; международные организации, их филиалы и представительства созданные на территории РФ.
  2. Физические лица- граждане Российской Федерации, иностранные граждане в лице без гражданства.
  3. Индивидуальные предприниматели – нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты,  учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке определяемом Министерством финансов РФ.

     Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

     При уплате земельного налога применяются  налоговые льготы. Ст.395 НК РФ определяет следующие организации и физические лица освобождаемые от налогообложения:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной систем Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  2. организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  3. религиозные организации – в отношении принадлежащих участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  5. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализация товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг.
  6. учреждениях, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов – в отношении земельных участков, используемых ими  для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям -инвалидов и их родителям;
  7. организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых  для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  8. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  9. организации- резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

   В соответствии со ст. 389 НК РФ не признается объектом налогообложения:

    • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
    • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
    • земельные участки из состава земель лесного фонда;
    • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

     Ст. 38 НК РФ определяет, что объект налогообложения – это реализация товаров (работ и услуг), имущество, прибыль, доход, расход, или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах связывает у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

      Объектом  налогообложения земельным налогом, являются земельные участки, части  земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности  на  земельный участок), предоставленные  юридическим лицам и переданные в собственность, владение и пользование, расположенных в муниципальных образованиях, на  территории которого введен налог.  Земельные участки, находящиеся в собственности, владения, облагаемые земельным налогом, в соответствии с Законом РФ подразделяют на 2 вида:

- земля  сельскохозяйственного назначения;

- земля  не сельскохозяйственного назначения.

     Земельный налог устанавливается НК РФ и  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится и прекращает действовать  в соответствии НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований     и обязан к уплате на территориях  этих муниципальных образований.

     Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, а кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

     Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

     Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

0,3% в  отношении  земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
1,5% В отношении  прочих земельных  участков

 

     Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет земельный налог как один из обязательных налогов, который должны уплачивать собственники земли и землевладельцы. Земельный налог является регулярным налогом. В НК РФ определен порядок, сроки уплаты данного налога. Также определено, что величина взимаемого налога зависит от стоимости земли.

     Вместе  с тем следует отметить, что  принципы налогообложения земли  в современной России складывались в условиях отсутствия рыночного  оборота земельных участков, который  до сих пор реально развит только для небольших по площади участков граждан и организаций. Поэтому налогообложение, установленное законодательством России, далеко не всегда учитывает реальную стоимость земель и, как следствие этого, система платного использования не в должной мере выполняет свои главные функции – фискальную и регулирующую. В частности, ставки земельного налога особо ценных городских земель за редким исключением до 100раз меньше размера договорной арендной платы за аналогичные земельные участки. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.

     Земельный налог выражает отношения между  обществом и земельным собственником  по поводу владения землей как национальным достоянием. Цена земли выступает как категория, характеризующая процесс приватизации, и является основой расчетов при возмещении ущерба, связанного с отчуждением земель и вынужденной их консервацией.

     

    1.4. Оценка земли (кадастровая стоимость)

     В современных условиях значение оценки земель в Российской Федерации особенно важно в связи с тем, что  в стране произошло ярко выраженное социальное расслоение населения, хотя по данным Федеральной службы земельного кадастра России на 1 января 2001 года в собственности граждан и юридических лиц находилось 129,0 млн. га земли, причем 125,2 млн.га из них являлись землями сельскохозяйственного назначения. При этом следует отметить, что эти земли находятся в районах с наиболее благоприятными почвенными и природно-климатическими условиями. Земли, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц составляют всего 7,6% территории Российской Федерации

     Как уже отмечалось, плательщиками земельного налога являются организации, имеющие земельные участки на праве собственности или праве постоянного  (бессрочного) пользования. При этом организации, у которых земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или получены по договору аренды, плательщиками данного налога не являются.

     С 1 января 2008 г. право на постоянное (бессрочного) пользование земельными участками  предоставляется государственным  и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Иные юридические лица согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении действие Земельного кодекса РФ» обязаны переоформить до 1  января 2010 г. право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В настоящее время данные сроки продлены, это связано с тем, что этим правом воспользовались далеко не все землевладельцы и органам местного самоуправления рекомендовано провести разъяснительную работу по оформлению предоставленного право приобрести земельные участки в собственность.

     Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом по данным государственного земельного кадастра.

Информация о работе Земельный налог, как один из видов местных налогов и сборов