Земельный налог, как один из видов местных налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:24, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы комплексное, глубоком изучении теоретических и методических основ земельного налога, освоение методики его исчисления, рассмотрение порядка расчета и уплаты налога на примере крестьянского хозяйства, выявление проблем связанных с порядком расчета и уплаты земельного налога.
Для реализации поставленных целей в квалификационной работе формируются следующие задачи:
систематизация теоретических основ налогообложения;
порядок исчисления земельного налога;
оценка земли (кадастровая стоимость) и её значение при исчислении земельного налога
анализ проблем и путей совершенствования уплаты земельного налога

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 Земельный налог – как составная часть налогов Российской Федерации 5
1.1 Земля – элемент рыночных отношений 5
1.2 Земельная реформа в условиях рыночных отношений 9
1.3 Теоретические аспекты формирования земельного налога 21
1.4 Оценка земли (кадастровая стоимость) и её значение при исчислении земельного налога
29
1.5 Рыночная оценка земли 36
ГЛАВА 2 Исчисление земельного налога на примере КХ «Талду» 41
2.1 Характеристика крестьянского хозяйства «Талду» как плательщика налогов
41
2.2 Порядок исчисления земельного налога на примере КХ «Талду» 45
2.3 Декларация – как основа исчисления земельного налога 46
2.4 Формирование учетного обеспечения в сельскохозяйственных организациях
54
ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования уплаты земельного налога
61
3.1 Проблемы уплаты земельного налога в сельском хозяйстве 61
3.2. Кадастровый учет земельных участков 66
Заключение 70
Литература

Работа состоит из  1 файл

Тадышева Земельный налог-ред.4.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

      На основании изложенного можно проследить, что на протяжении всего реформирования было принято большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих и определяющих ход преобразований. Основным законом регламентирующим оборот земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время, является Федеральный закон « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101 ФЗ от 24 июля 2002года. Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, имеющими сельскохозяйственное назначение, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков о долей, в праве общей долевой собственности. При этом особое значение приобретает оценка земли. Недооценка земли как основополагающего природного ресурса, без которого немыслима не только развитие отраслей народного хозяйства, но и сама жизнь, отражается в формулировках земельных отношений. Оценка земли  как составляющая земельных отношений должна определяется факторами взаимообусловленности свойств земли и социально-экономического состояния общества.

     Экономический механизм земельных отношений базируется на единой цели, задачах и условиях рационального использования земли. Он не может не учитывать органическое сочетание и взаимосвязь природных, энергетических и социальных условий, в которых функционируют и развиваются земельные отношения. С течением времени социально-экономическое состояние общества изменяется, соответственно меняются параметры и сущность земельных отношений. Но цели, по нашему мнению, не подлежат существенным изменениям, несмотря на социально-экономические  и политические различия  общественных формаций. Остается единственная цель- земельные отношения должны быть направлены на удовлетворение запросов общества в продуктах питания, сохранение почвы и природного равновесия.

     Для реализации  этой цели необходимо предусмотреть  в основных положениях аграрной политики по землевладения и землепользованию, в земельном праве сочетание использование природных и экологических условий и свойств земли, их рациональную эксплуатацию, не приносящая вреда составляющим биосферы, биогеоценозам и экосистем. Такой подход имеет большое значение для формирования  нормальных социальных условий – бытовых условий населения, размещения инфраструктуры, рекреационных зон и удовлетворения других общественных потребностей.

     При переходе к рынку земельные отношения  оказались оторваны от общенациональной стратегии развития общества, которая  не разработана до настоящего времени. Кроме всего прочего, земля является источником поступления денежных средств, за счет взимания земельного налога.    

     Таким образом в 1991-2000 гг. в России была реализована   значительная часть реформирования земельных отношений и формирования Государственного Земельного кадастра. Так была обеспечена потребность населения в земельных участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; существенный рост получило индивидуальное жилищное строительство; разгосударствлены земли в сельскохозяйственных предприятиях, расширены земли сельских поселений; создан фонд перераспределения земель, начался процесс приватизации земли под предприятиями, приняты законодательные земельные акты. Начался рыночный оборот земель; введена платность землепользования, стали формировать автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра.

     В результате проведения реформы земельных  отношений в России стало более 43 млн. собственников, владельцев и пользователей земельных участков. В частную собственность передано 130 млн. га Кроме того, были осуществлены следующие мероприятия:

  1. сформирован  целевой фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев: по состоянию на 1 января 2000г. 69 тыс. семей получили 48 тыс. га для индивидуального жилищного строительства и других целей;
  2. создан целевой земельный фонд для обеспечения гарантированного выделения участков уволенным в запас военнослужащим (по состоянию на 1 января 2000 г. земельные участки предоставлены почти 30 тыс. семей военнослужащих, общая площадь этих земельных участков — более 48 тыс. га);
  3. заложена правовая основа для обеспечения казачьих обществ земельными участками;
  4. сформирована система регистрации прав на земельные участки: всем собственникам изготовлены и выданы документы, удостоверяющие право собственности на землю;
  5. осуществлен переход к платному землепользованию - сбор всех видов земельных платежей в 1999 г. составил более 18 млрд руб, а их доля в федеральных налоговых доходах от использования природных ресурсов составляет более 50 %;
  6. созданы условия для формирования гражданского оборота земли. Так, в 1999 г. осуществлено более 5 млн сделок с земельными участками общей площадью более 72 млн га. Из всех видов сделок более 90 % приходится на аренду государственных и муниципальных земель. В 1998 г. совершено 235 тыс. сделок купли-продажи земли на общей площади 40,9 тыс. га, в 1999 г. гражданами и юридическими лицами осуществлено 292 тыс. таких сделок с земельными участками, площадь которых составила 45 тыс. га;
  7. сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств: по состоянию на 1 января 2000 г функционировало около 265 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади более 14 млн га;
  8. осуществлена передача земли в результате приватизации в ходе реорганизации колхозов и совхозов в собственность крестьянам в форме условных земельных долей. В итоге этих преобразований земельные доли получили почти 12 млн. селян, а общая площадь этих долей составила более 117 млн. га, правоудостоверяющие документы оформили почти 11 млн. собственников этих долей, т. е. 92 %.

  Около 70 % собственников земельных долей  к 2000 г. распорядились ими следующим образом:

    • более 5 млн крестьян (42,5 %) передали земельные доли в аренду;
    • около 1,8 млн человек (15,2 %) передали право пользования земельными долями в уставные капиталы сельскохозяйственных предприятий;
    • около 0,9 млн человек (7,2 %) выделили земельные участки для ведения личного подсобного и фермерского хозяйства;
    • немного больше полумиллиона крестьян (4,2 %) передали земельные доли в уставные капиталы.

     Но  значительная часть крестьян (около 30 %) не распорядились своими земельными долями.

     Российская  модель земельных преобразований на селе изначально исходила из принципа социальной справедливости, а не экономической эффективности. Так, значительную часть земельных долей получили пенсионеры и работники объектов сельской социальной сферы, хотя было очевидно, что работать на земле они не смогут. Лишь 5 % крестьян вышли из колхозов и совхозов и создали свои собственные хозяйства, основная же их часть передала свои земельные доли в аренду. Размер арендной платы колебался от 5 до 10 % от стоимости годового урожая в южных районах до суммы ежегодного земельного налога в северных районах.

     Подавляющую часть колхозов и совхозов в общества с ограниченной ответственностью и кооперативы реорганизовывали в основном формально. Из 25,8 тыс. колхозов и совхозов (1990 г.) было создано 5,4 тыс. акционерных обществ, 6,7 тыс. обществ с ограниченной ответственностью, 11,6 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, 3,2 тыс. государственных унитарных и муниципальных предприятий.

     Из 220 млн. га сельскохозяйственных угодий в России в частной собственности в 2001г. находилось 138,1 млн га, в том числе 116,2 млн га - у владельцев земельных долей, 11,7 млн га - у фермеров и 10,2 млн га - в личном пользовании граждан. Владельцы земельных долей передали в аренду 56,1 млн га (48,3 %). Остальные земли предприятия использовали без должного юридического оформления. Начиная с 1997 по 1999 г. фонд перераспределения земель ежегодно возрастал. Причина роста фонда в этот период - в основном добровольные отказы от земельных участков из-за неблагоприятных экономических условий для ведения сельскохозяйственного производства. В период 2000-2002 гг. площадь фонда стабилизировалась.

     Вместе  с тем при проведении земельной  реформы в этот период не были решены вопросы сохранности земель и повышения эффективности их использования. Так, в сельскохозяйственном производстве не использовалось более 13 млн га пашни, большие площади сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем, заболочены, эродированы и деградированы из-за действия других негативных процессов. В результате отсутствия финансирования мелиоративные работы по восстановлению продуктивных угодий, рекультивации нарушенных земель, улучшению качественного состояния земель во многих регионах практически были прекращены.

     Во  многом это было связано с тем, что земельная реформа в России не имела научно обоснованной стратегии  и тактики, комплексной концепции, устойчивых приоритетов, не было соответствующей государственной программы, ее главной цели и, как следствие, законодательно утвержденных путей достижения конечных результатов.

     Обобщая итоги проведения земельной реформы, следует отметить, что в настоящее время существуют определенные проблемы в использовании земли, как основного средства производства. Остаются нерешенными проблемы, связанные с правовыми актами по использованию земли. Поэтому следует заверить и уточнить ряд положений земельного законодательства, провести все необходимые землеустроительные работы, межевание земельных участков, кадастровые работы, ввести стимулирование и установить санкции по показателям уровня использования земли и экологическим показателям. Что касается земельного рынка и залога земли, эти механизмы перераспределения земель между юридическими и физическими лицами должны вводиться последовательно и постепенно под контролем государства. 

      1.3. Теоретические аспекты формирования земельного налога

    Одна  из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений – формирование системы платежей за землю. Платность землепользования в РСФСР была продекларирована законом РСФСР «О земельной реформе» 1990г и была закреплена Земельным кодексом РСФСР 1991г. Практические меры по установлению платы за землю были осуществлены с введением в действие с 1992 года Закона Российской Федерации «О плате за землю», что явилось принципиально новым и важным этапом для государства в осуществлении земельной реформы. Цель введения платы за землю – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в поселениях, а также формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

    Пользование земли является платным, так как  было отмечено раннее, что земля  имеет огромную роль, как для жизни населения так и для экономики страны и является ее богатством. Одной из форм платы за землю является земельный налог, которым ежегодно облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов).

    Правовой  и нормативной основной платного землепользования в России является Налоговый кодекс Российской Федерации, закон Российской Федерации «О плате за землю» от 29 декабря 1998 г., Земельный кодекс 2001г., нормативно - правовые акты субъектов Российской Федерации, инструкции по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» от 21 февраля 2000г., а также ряд ведомственных нормативных актов.

    В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств  в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Собственники земли, землевладельцы, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, а для выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

    Ст. 3 Законодательства РФ « О плате  за землю» устанавливает положение  о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной  деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

       Таким образом, обуславливаются следующие положения: земельный налог является реальным, то есть в данном случае  не облагается действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях. При этом ставки земельного налога предусматриваются в связи с изменением зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Земельный налог относится к группе количественных (долевых, негативных)  налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

     Налоги подразделяются на регулирующие и фискальные Регулирующие (систематические) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности приносящий доход. К числу регулярных налогов относится земельный налог, который взимается на ежегодной основе.

     Вместе  с тем, в соответствии с закрепленной в НК РФ(ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных актах определяют элементы налогообложения:

  • налоговые ставки,
  • порядок и сроки уплаты налога,
  • формы отчетности по данному местному налогу.

    Иные  элементы налогообложения устанавливаются  НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Информация о работе Земельный налог, как один из видов местных налогов и сборов