Япония налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:32, реферат

Описание

На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1. Особенности налоговой системы Японии 5

2. Порядок прямого налогообложения в Японии 13
Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц
Налоги на имущество

3. Порядок косвенного налогообложения в Японии 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

япония.docx

— 42.21 Кб (Скачать документ)

1983 
 

1985 
 

1988 
 

1990 
 
 

Доходы — всего 
 

39,13 
 

46,80 
 

53,46 
 

57,47 
 

68,01 
 

80,41 
 
 

В том числе за счет местных налогов 
 

12,24 

15,89 

19,84 

23,32 

30,12 

33,45 

Доля местных налогов  в доходах,  %. 
 

31,3 

34,0 
 

37,1 
 

40,6 
 

44,3 
 

41,6 
 
 

Расходы — всего 
 

38,35 
 

45,78 
 

52,31 
 

56,29 
 

66,40 
 

78,47 
 
 

Баланс (доходы минус  расходы) 
 

0,78 
 

1,02 
 

1,15 
 

1,18 
 

1,61 
 

1,94 
 
 

Остаток от предыдущего  года 
 

0,35 
 

0,41 
 

0,35 
 

0,32 
 

0,56 
 

0,82 
 
 

Реальный баланс данного года 
 

0,43 
 

0,61 
 

0,80 
 

0,86 
 

1,05 
 

1,12 
 
 
 
 

Анализ табличных  данных, составленных по сведениям  токийского муниципалитета, говорит  о следующем. Виден постоянный рост и укрепление доходной части местных  бюджетов страны, естественно сопровождающийся возможностью расходовать больше средств. В 1990 г. доходы местных органов управления возросли по сравнению с 1985 г. на 40%, а с 1980 г. — на 71,8%, в том числе  за счет налоговых поступлений —  соответственно на 43,4% и более чем  в 2 раза. За эти же периоды расходы  выросли соответственно на 39,2 и 71,4%. Бюджет сводится без дефицита, более  того, превышение доходов над расходами  имеет совер­шенно четко прослеживаемую тенденцию роста. Кроме общего баланса  года учитывается реальный баланс, из которого исключается остаток  финансовых ресурсов прошлого года. Доля местных налогов в доходах  на протяжении 10 лет имела тенденцию  к увеличению, но, достигнув удельного  веса 44,6%, начала падать. 

Конечно, не следует  забывать, что в таблице 2 приведены  общие цифры, за которыми стоят 47 префектур, 3045 городов, поселков и районов. Поэтому  посмотрим те же данные, но для конкретной, самой крупной и имеющей свои специфические особенности столичной  префектуры Токио (таблица 3)  [2] 

Таблица 3. «Доходы  и расходы префектуры Токио»

                                                                                                               (трлн иен)

Доходы и расходы 
 

1978 
 

1980 
 

1983 
 

1985 
 

1988 
 

1990 
 
 

Доходы — всего 
 

2,617 
 

2,935 
 

3,424 
 

4,030 
 

5,673 
 

6,575 
 
 

В том числе за счет местных налогов 
 

1,614 
 

2,014 
 

2,457 
 

2,969 

4,471 
 

4,716 
 
 

Доля местных налогов  в доходах,  %. 
 

61,3 
 

68,6 
 

71,7 
 

73,3 
 

78,8 
 

71,7 
 
 

Расходы — всего 
 

2,620 
 

2,902 
 

3,390 
 

3,966 
 

5,582 
 

6,516 
 
 

Баланс (доходы минус  расходы) 
 

-0,003 
 

0,033 
 

0,034 
 

0,065 
 

0,091 
 

0,059 
 
 

Остаток от предыдущего  года 
 

0,098 
 

0,054 
 

0,032 
 

0,029 
 

0,059 
 

0,059 
 
 

Реальный баланс данного года 
 

-0,101 
 

-0,021 
 

0,002 
 

0,036 
 

0,032 
 

0 
 
 
 

Нормативный размер приемлемого дефицита 
 

-0,109 
 

-0,131 
 

-0,155 
 

-0,195 
 

-0,271 
 

-0,336 
 
 

Доля в доходах  местных бюджетов 
 

6,7 
 

6,3 
 

6,4 
 

7,0 
 

8,4 
 

8,2 
 
 
 
 

В Токио наблюдаются  высокие темпы доходов и расходов префектуры. Удельный вес местных  налогов в доходах бюджета  здесь значительно выше, чем в  среднем по местным органам управления, и превышает 70% за счет более развитой налоговой базы. В таблице прослеживаются следы финансового кризиса крупных  городов середины 70-х годов. Баланс 1978 г. отрицательный — превышение расходов над доходами. Реальный баланс 1980 г. тоже еще отрицательный. Но затем  Токио полностью вышел из финансового  кризиса, хотя на каждый год по-прежнему определяется норматив приемлемого  дефицита бюджета. 

2. ПОРЯДОК ПРЯМОГО  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЯПОНИИ   
 

2.1. Прямые налоги  на доходы физических и юридических  лиц 

Самый высокий доход  государству приносят подоходный налог  с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. 

 Значение налога  на доходы физических лиц для  государственного бюджета Японии  огромно. Физические лица уплачивают  государственный подоходный налог  по прогрессивной шкале, имеющей  пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме  того, есть подоходный префектурный  налог по трем ставкам: 5, 10 и  15%. Помимо этого существуют местные  подоходные налоги. [5] 

Подоходным налогом  облагаются заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в  аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в  Японии делятся на десять категорий: 

1. Проценты по  вкладам. 

2. Дивиденды. 

3. Доходы от недвижимости. 

4. Доходы от предпринимательской  деятельности. 

5. Заработная плата. 

6. Бонусы. 

7. Выходные пособия,  пенсии. 

8. Случайные доходы. 

9. Смешанные, разносторонние  доходы.  

10. Доходы от капитала. 

Для большинства  из них (кроме процентов и дивидендов) установлены налоговые льготы или  освобождения от уплаты налогов. Кроме  того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог  на проживание, составляющий 3200 иен  в год. [5] 

В деловой практике Японии часто возникает вопрос о  том, не слишком ли тяжелое налоговое  бремя несет рядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, что подоходное налогообложение физических лиц  предусматривает существенные льготы. 

Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний  налогоплательщик, являются «базовая льгота» (необлагаемый минимум дохода налогоплательщика, равный 350 тыс. иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца.[5] Кроме того, такие виды доходов, как  заработная плата, пенсии и выплаты  социального страхования имеют  специальные налоговые освобождения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого  налогоплательщика предоставляет  пять льгот и освобождений.  

Для исчисления подоходного  налога суммируются доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а  затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый  с учетом различных скидок (базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному  страхованию, по страхованию жизни  и в пенсионный фонд, на расходы  на медицинское обслуживание, а также  специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.). Следствием является то, что необлагаемый минимум  для семьи из 4-х человек в  Японии гораздо выше, чем, например, в США, ФРГ, Англии, Франции. 

Помимо адресных, персональных освобождений, которые  широко применяются к налогооблагаемому  доходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложению  доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему  по ряду важных причин. 

• С целью справедливого  налогообложения доходов разных категорий населения введена  специальная скидка, уменьшающая  налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в  отношении доходов, полученных наемным  работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов» (personal expenses). Цель введения этой скидки — достижение равного для целей  налогообложения положения лиц  наемного труда с одной стороны, и предпринимателей — с другой. Последние имеют возможность  списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе  говоря, на себестоимость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует  критерию справедливости налогообложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%. 

• Ряд специальных  инструкций позволял также разделить  для целей налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения  выступает доход, получаемый за вычетом  из выручки всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим «синюю»  форму налоговой декларации, разрешалось  вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой  декларации в размере не более  чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены  «вычеты» (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые  были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена (предпри­нимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый от бизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым от продажи своего труда, как для  лиц наемного труда (при условии, что фирма для целей налогообложения  зарегистрирована как квазикорпорация). Система «двойного льготирования» была отменена в 1992 г., однако размер «специ­ального вычета» из налогооблагаемой базы при  условии заполнения «синей» формы  налоговой декларации был в то же время увеличен до 350 тыс. иен. 

• Специальные налоговые  льготы имеют разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разносторонних доходов налогооблагаемая сумма  уменьшается на 400 тыс. иен в год, если индивид имеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен, если трудовой стаж превышает 20 лет. 

Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного налога после  вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются  налоговые кредиты для таких  целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с  увеличением расходов на НИОКР и  другие кредиты, предоставление которых  обусловлено какими-либо специфическими политическими целями. 

Информация о работе Япония налоговая система