Учет налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание

В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм (современный этап развития российской экономики), особенно актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Одним из налогов играющих важную (и, возможно, важнейшую) роль в данной системе является налог на добавленную стоимость.
Поэтому актуальность данной работы я считаю очень высокой. Так как именно сегодня Правительство РФ обсуждает ту же самую проблему.
И целью работы я ставлю проведение анализа применения НДС в России в целом и на ОАО МЗ «Искра» в частности.

Содержание

Введение ................................................................................................................... 3
1 Сущность и значение налога на добавленную стоимость
в условиях рыночной экономики ........................................................................... 5
1.1 Налоговая система, структура и принципы ее построения
в Российской Федерации, классификация налогов............................................... 5
1.2 Сущность и функции налога на добавленную стоимость.............................. 9
1.3 Краткая экономическая характеристика ОАО МЗ «Искра».......................... 12
2 Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость
на ОАО МЗ «Искра» .............................................................................................. 16
2.1 Порядок определения и уплаты
налога на добавленную стоимость на ОАО МЗ «Искра» ................................... 16
2.2 Учет расчетов с бюджетом по
налогу на добавленную стоимость на счетах
бухгалтерского учета на ОАО МЗ «Искра» ........................................................ 20
2.3 Совершенствование учета расчетов с бюджетом
по налогу на добавленную стоимость на ОАО МЗ «Искра» ...............................21
Заключение ...............................................................................................................23
Список испльзованных источников ..................................................................... 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Анютка.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

       Стабильность  налоговой системы можно характеризовать  изменением материального положения  налогоплательщиков (граждан).

       Принципы  рациональности и оптимальности  построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой 

наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям, является только одна,

которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критериев оптимальности  системы могут выступать требования к системе, которым должна удовлетворять  налоговая система и которые  изложены ранее [19].

      Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.

      Критериями  рациональности и оптимальности  системы могут служить:

- количество субъектов налога, приходящихся на одного служащего налоговой службы;

- общее  количество служащих налоговой  службы, необходимых для охвата  контролем всех субъектов налога;

-  сумма  средств, затрачиваемая на обслуживание  налоговой системы.

       Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования [20].

      Данный  принцип законодательно предусматривает  четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры  и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.

       Принцип также законодательно закрепляет разграничение  прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т. д.

       В соответствии с данным принципом  в налоговом законодательстве четко  определяются функции каждого элемента налоговой системы.

       Принцип единоначалия или централизации  управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизо¬ванной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т. е. объединение всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления [8].

       Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.

       Принцип целевого поступления налогов и  сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с  законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от 

 налогоплательщиков  в бюджет соответствующего территориального

образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и  покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, т. е. в первую очередь — на повышение уровня жизни общества.

       Множественность налогов, их различное назначение и  построение делают необходимой классификацию  налогов.

       НК  РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

       Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с цен-ными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов при-веден в статье 13 НК РФ.

       Региональными являются налоги и сборы, установленные  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие за-конами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на тер-ритории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: на-лог на имущество предприятий, налог с продаж, налог на игорный биз-нес и другие.

       К местным относятся налоги, установленные  НК РФ и норматив-ными правовыми актами представительных органов местного само-управления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

       По  форме взимания различают налоги [1]:

- прямые;

- косвенные.

      Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообло-жении  денежные отношения возникают непосредственно  между налого-плательщиком и государством(земельный, НДФЛ,налог на прибыль организаций, налог на имущество).

      Косвенный налог - налог на товары (работы, услуги), устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. В связи с  чем возникает много вопросов относительно данного вида налогов. Наиболее ярким представителем данной группы налогов является налог на добавленную стоимость. 
 
 

      
    1. Сущность  и функции налога на добавленную стоимость

              

      Налог на добавленную стоимость – это  вид косвенного налога на товары и  услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления.

      В России НДС был введен с 1 января 1992 года и фактически заменил действовавшие ранее налог с оборота и налог с продаж.

      Основным  законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную  стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности  ее 21 глава. Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года.

      В российском законодательстве налог  на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

        НДС является косвенным налогом  - он включается в цену товара  и оплачивается конечным потребителем. По существу это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в роли сборщика налога.

      Стоящее в начале цепочки предприятие  не имеет поставщика (или допустим, что уплаченный НДС равен нулю), а потому полностью перечисляет  в бюджет полученный НДС.

      Если  просуммировать платежи в бюджет всех предприятий - плательщиков: НДСбюд = ∑∆j = ДС2- 0) + (НДС3 - НДС2) + (НДС4 - НДС3) + (НДС5 -НДС4) + (НДСкп - НДС5) = НДСкп, то получим, что в бюджет поступила сумма, равная НДСкп, т. е. налог в рассматриваемой цепочке полностью оплачен конечным потребителем, а суммы налога, перечисленные предприятиями – плательщиками, - это только соответственным образом распределенная между ними величина НДСкп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

     Итак, НДС как одна из форм косвенных  налогов попадает в бюджет от граждан -физических лиц, но сами граждане его  не вносят. Однако, приобретая товары, в цену которых уже включен  этот налог, они являются его носителями,

хотя  перечисляют НДС в бюджет не они, а продавцы соответствующих товаров. НДС, как и вообще косвенные налоги, реально платят те, кто тратит свои доходы. Косвенных налогов платят больше те, кто приобретает товаров на большую сумму. Косвенные налоги - это налоги на расходы. Кто больше расходует, тот больше и платит.

      Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который 

был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.

     Продавец  не несет никакого экономического бремени  при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую  сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).

     Смысл этого механизма состоит в  том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его.

     В налоговой системе России НДС  занимает одно из ведущих мест по объему налоговых поступлений. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран: налог взимается каждый раз, когда совершается акт купли-продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до своего конечного потребителя.

         Плательщиками НДС являются предприятия  и организации, имеющие в соответствии  с законодательством РФ статус  юридических лиц, полные товарищества, индивидуальные (семейные) частные  предприятия и другие обособленные  подразделения предприятий, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) [1].

      Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, взимающимся  на всей территории РФ, формирующим  федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников [1].

     В отличие от прочих видов налога с  оборота НДС позволяет государству  получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства  от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.

     Как уже было сказано, базой для расчета  налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных  товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных

цен (за вычетом в соответствующих  случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.

     Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В окончательном виде свободная (рыночная) цена реализации включает в себя 

Информация о работе Учет налога на добавленную стоимость