Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель работы: обозначить перспективы развития системы налогообложения в будущем.
Задачи работы: рассмотреть теоритические и правовые аспекты налогообложения организации нефтяной отрасли, провести анализ эффективности налогообложения нефтяной отрасли, разработать пути совершенствования налогообложения предприятий нефтяной отрасли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

       - построение первого уровня системы: выделение прямых и косвенных налогов и основных прямых и основных косвенных налогов (принцип выбора базиса системы).

       - построение второго уровня системы: введение строгих алгоритмов обоснования и расчета налоговых ставок, налоговой базы и налогоплательщиков (принцип строгости расчетов).

       -оптимизация соотношения фискальной, регулирующей и контрольной функций налоговой системы (принцип целесообразного регулирования).

       - определение тезауруса системы для ее корректировки по параметру устойчивости (принцип динамической устойчивости).

       Для реализации первого, второго и четвертого пунктов необходимо: использование  системы диагностики кризисного состояния отрасли; использование  при планировании налогов стратегического  планирования и управленческого  контроля; контроль над инвестициями в отрасль.

       Для реализации третьего пункта: определять необходимый уровень налоговых  поступлений от отрасли и закреплять его законодательно.

       Для полной реализации фискальной и регулирующей функций должно быть использовано стратегическое планирование. В нефтяном секторе оно должно базироваться на определении минимального уровня инвестиций в отрасль по каждому крупному налогоплательщику и оценке эффективности инвестиций. Для этого необходимо проводить оценку финансового состояния каждой крупной компании, занятой в нефтяном секторе, с учетом стадии ее развития. Эти стадии жизнедеятельности предприятия определяются с помощью методики, разработанной Я. А. Фоминым, как: зарождение; развитие; бурный рост; стабилизация; стагнация; спад; банкротство и ликвидация. По каждой из стадий жизнедеятельности предприятия необходимо определять минимальный необлагаемый налогами минимум, позволяющий предприятию преодолевать нежелательные стадии (стагнацию, спад и банкротство) [17].

       Следующая позиция совершенствования налогообложения нефтяного сектора экономики — разработка на основе системного подхода модели крупного налога на нефть — альтернативы налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ). Налоговая база предлагаемого налога определяется как произведение объема добытой нефти в натуральном выражении на единицу ее стоимости, устанавливаемой с помощью биржевого механизма отдельно для внутреннего и внешнего рынков.

       Ставка  налога устанавливается в процентах  от налоговой базы. Ее возможные  значения или их диапазон рассчитываются с учетом всех определенных выше позиций. На основе анализа налоговой нагрузки по крупным компаниям-налогоплательщикам выявлено, что лишь незначительная часть добываемой и перерабатываемой ими нефти реализуется на внутреннем рынке. Уровень цен на нефть и нефтепродукты внутри страны существенно выше уровня цен во многих странах-импортерах. Поэтому ставка налога на нефть и нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, должна быть ниже налоговой ставки экспортируемой продукции. Снижение ставки налога на внутреннем рынке позволит снизить внутренние цены на нефть и нефтепродукты без значительного ущерба для доходов государства. Это будет способствовать развитию малых и средних нефтяных компаний и обеспечит конкуренцию на внутреннем рынке, что важно ввиду монополизированности последнего. Налог обеспечивает:

       - стимулирование воспроизводства запасов нефти путем разведки новых и повышения качества разработки действующих месторождений;

       - упрощение процедуры получения разрешений и согласований документации, связанной с пользованием участком недр;

       - решение проблемы завышенных цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке и трансфертного ценообразования при экспорте углеводородов.

       Для этого предлагается биржевой механизм определения цены на нефть на внутреннем рынке. Методика расчета налога с учетом мировых цен на нефть нейтрализует трансфертное ценообразование и снизит внутренние цены.

       Налог предполагает льготы для налогоплательщиков, как ведущих поиск и разведку новых месторождений, так и осуществляющих инвестиции в отрасль. Предлагается уплата налога с коэффициентом затратности добычи, который рассчитывается аналогично коэффициенту выработанности, применяемому при расчете НДПИ, с сохранением действующих льгот для налогоплательщиков, ведущих добычу нефти на месторождениях в Красноярском крае, республике Саха (Якутия), в Иркутской области, Ямало-Ненецком АО, но позволяет учитывать больше факторов, чем коэффициент выработанности.

       В соответствии с основными направлениями  налоговой политики, проводимой Правительством Российской Федерации в 2007—2009 годах, основные принципы налогообложения нефтяной отрасли кардинальным образом меняться не будут.

       Дальнейшее  совершенствование налогообложения  нефтяной отрасли может происходить по следующим направлениям:

  • дифференциация ставки акцизов на бензин в зависимости от его качества с учетом установления более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки — на бензин низкого качества. Это должно стимулировать расширение объемов производства высококачественного, отвечающего европейским стандартам бензина, которые в настоящее время незначительны;
  • дифференциация ставок НДПИ для малых и средних нефтяных компаний, которые работают на месторождениях со сложными горно-геологическими условиями и реализуют нефть отечественным производителям по внутренним, более низким, чем мировые, ценам;
  • зачисление акцизов на нефтепродукты в доходы региональных бюджетов по нормативу 100%;
  • зачисление НДПИ в виде сырой нефти в доходы региональных бюджетов по нормативу 20%;
  • уточнение критериев признания физических лиц и организаций взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также методов определения рыночных цен и тарифов в целях повышения налогового контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования;
  • принятие мер по совершенствованию применения упрощенного порядка декларирования, предусмотренного статьей 138 Таможенного кодекса РФ, в части уплаты таможенных пошлин по ставкам, действующим на момент фактического пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации;
  • создание биржи по торговле нефтепродуктами в целях создания рыночных механизмов регулирования рынка нефтепродуктов;
  • ужесточение санкций за нарушения антимонопольного законодательства в целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов.

       Вышеназванные меры позволят создать действенную  и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса, адекватную стратегию решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       По  проведенной работе можно подчеркнуть следующие основные аспекты.

       Нефтяная  отрасль является главной для  мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно, будут прирастать слабо. Эффект от геологоразведки выше в Западной Сибири, однако в этом регионе высокопродуктивные месторождения уже значительно истощены.

       Экспорт нефти и нефтепродуктов является важным фактором экономической стабилизации России и позволяет нефтяному комплексу развиваться и решать проблемы поддержания и развития материально-технической базы, повышать надежность и эффективность энергообеспечения России.

       Необходимо  отметить, что для нефтяных организаций не предусмотрены специальные налоговые режимы, они попадают под общий режим. На российские компании, ведущие переработку нефти, возлагается большая налоговая нагрузка. Налоговые платежи нефтяных компаний являются значительным источником формирования доходной части бюджета и валютных поступлений страны.

       Проанализировав  поступившие доходы в федеральный  бюджет от  нефтегазового сектора, мы видим, что поступления с каждым годом снижаются.

       В отношении НДПИ можно отметить, что  единых механизм исчисления этого налога не позволяет учесть объективные факторы, обусловленные особенностями отдельных месторождений (в частности, условиями добычи, исходным качеством сырья, стадией освоения месторождения, территориальным фактором). Поэтому одним из негативных последствий применения единой ставки НДПИ в условиях высоких мировых цен на нефть стала тенденция к отработке наиболее рентабельных участков недр и сокращению добычи на истощенных месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки.

       В настоящее время в России делаются существенные попытки направлении совершенствования системы налогообложения в нефтяном секторе. Так, для полной реализации фискальной и регулирующей функций должно быть использовано стратегическое планирование. В нефтяном секторе оно должно базироваться на определении минимального уровня инвестиций в отрасль по каждому крупному налогоплательщику и оценке эффективности инвестиций. Для этого необходимо проводить оценку финансового состояния каждой крупной компании, занятой в нефтяном секторе, с учетом стадии ее развития.

       Необходимо  совершенствования налогообложения нефтяного сектора экономики — разработка на основе системного подхода модели крупного налога на нефть — альтернативы налогу на добычу полезных ископаемых. Налоговая база предлагаемого налога определяется как произведение объема добытой нефти в натуральном выражении на единицу ее стоимости, устанавливаемой с помощью биржевого механизма отдельно для внутреннего и внешнего рынков.

       Ставка  налога устанавливается в процентах  от налоговой базы. На основе анализа налоговой нагрузки по крупным компаниям-налогоплательщикам выявлено, что лишь незначительная часть добываемой и перерабатываемой ими нефти реализуется на внутреннем рынке. Ставка налога на нефть и нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, должна быть ниже налоговой ставки экспортируемой продукции. Это будет способствовать развитию малых и средних нефтяных компаний и обеспечит конкуренцию на внутреннем рынке.

       Таким образам, названные меры позволят создать  действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

       1. http://www.ruseconomy.ru - Герасимчук И. Нефтяные сливки

       2. Алекперов В. Инвестиции – ключ к развитию нефтяного комплекса // Международная жизнь. - 2006. - № 1. - С. 17.

       3. Вакуленко С. Неправильный рынок // Эксперт. - 2007. - № 45. - С. 46.

       4. Ладошкин А.И. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук, методология оценки инвестиционных проектов (на примере предприятий нефтегазодобывающего комплекса). Нижний Новгород. - 1999. - С. 3.

       5. http://www.rusoil.ru - Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 2006-2007». Внешнеэкономическое сотрудничество.

       6. http://www.svop.ru - Российская энергетическая политика и развитие нефтегазового комплекса.

       7. Вайншток С. По нефтепроводам «Транснефти» перекачивается вся нефть России // Международная жизнь. - 2008. - № 1. - С. 28-29.

       8. Корнышева А. Хроника нетекущих событий // Коммерсантъ Власть. - 2009. - №8. - С. 44.

       9. Завьялов Д. Время задуматься//Нефть России.-2009.-№ 3. – С. 10. 10.Закон РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 21.12.2007.

       11. http://www.Lenta.ru - А. Поливанов

       12. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 №2118-1 пo состоянию на 1 января 1994 г. // Советская Россия газета. -2008. - № 37. - С. 8.

       13. Батутов А. Ю. Недра на замке. Несовершенство российского законодательства мешает разработке нефтяным месторождений // Нефть России. - 2008. - № 11. - С. 34-36.

       14. Бутенко И.А. Ресурсы уходят на экспорт // Российская газета. – 2009. - № 5070 (246). – С. 21-23.

       15. Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 :по состоянию на 17 июля 2009 г. // Собрание законодательства РФ. -1995. -М 10. - С. 823.

       16. Бюджетное  послание  Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 – 2010 годах от   9 марта 2007 года,  при   этом предусматривается 3-летний   период перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами.

       17. http://blogivg.wordpress.com – Нефть и газ в бюджете России 
 
 
 
 
 


Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации