Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель работы: обозначить перспективы развития системы налогообложения в будущем.
Задачи работы: рассмотреть теоритические и правовые аспекты налогообложения организации нефтяной отрасли, провести анализ эффективности налогообложения нефтяной отрасли, разработать пути совершенствования налогообложения предприятий нефтяной отрасли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

       Введение 

       Топливно-энергетический комплекс (далее – ТЭК) это один из важнейших жизнеобеспечивающих секторов экономики страны, и от положения в нем во многом зависит стабильность и последовательность проводимых экономических реформ.

       На  его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30%  стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

       Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

       Наибольшее  значение в топливной промышленности страны имеют три отрасли: нефтяная, газовая и угольная.

       Нефтяные базы были опорой советского руководства. Дешевая нефть обеспечивала отсрочку структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть привязывала страны восточного блока. Валютные доходы от ее экспорта позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.

       С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура  государства. Разворачивается процесс  реорганизации российского административного  пространства. Появляются новые региональные образования. Но нефть по-прежнему - важнейший источник валюты для страны.

       Действительно, отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют  иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов  на нефть и нефтепродукты.

       Велика  роль нефти и в политики. Регулирование  поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

       Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности  заинтересованы практически все развитые государства мира.

       Цель  работы: обозначить перспективы развития системы налогообложения в будущем.

       Задачи  работы: рассмотреть теоритические    и    правовые    аспекты    налогообложения   организации нефтяной отрасли, провести анализ эффективности налогообложения нефтяной отрасли, разработать пути совершенствования налогообложения предприятий нефтяной отрасли.

       При выполнении работы использовались Федеральные законы, нормативно - правовые акты, периодическая печать, научные статьи, научно – познавательная литература. 
 
 

         
 
 

       
  1. Теоретические и правовые аспекты налогообложения организации нефтяной отрасли
    1. Роль нефтяной отрасли в экономике России
 

       Важная  роль в экономике страны принадлежит  нефтяной промышленности России. По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира. В ее недрах сосредоточено около 12% мировых запасов нефти. По уровню добычи нефти Россия занимает третье место в мире после Саудовской Аравии и США. Страна вносит существенный вклад в решение глобальных проблем энергетики, являясь крупным экспортером нефти.

       Пик максимальной добычи нефти и газового конденсата в России отмечался в 1987-1988 гг. Затем наступил период экономического спада, охвативший и нефтедобывающую  отрасль. За период с 1989 по 1995 гг. добыча нефти с газовым конденсатом снизилась на 250 млн.т. Основными причинами кризисных явлений в нефтяной промышленности явились: низкая платежеспособность потребителей, сокращение приростов запасов нефти промышленных категорий и ухудшение структуры запасов, дефицит инвестиционных ресурсов, повлекший за собой резкое сокращение объемов геологоразведочных работ, эксплуатационного бурения, работ по капитальному и текущему ремонтам скважин [1].

       В 1995-1999 гг. добыча нефти в России оставалась стабильной на уровне. К 1999 году в основном завершились структурные преобразования нефтяной промышленности, сформировались новые отношения между участниками рынка энергоносителей. В течение 1999 года наблюдался рост мировых цен на нефть, что способствовало улучшению финансового состояния нефтяных компаний и нефтедобывающих организаций [2]. Наметилась и активизация инвестиционной активности в области разработки нефтяных месторождений, что обеспечило сокращение неработающего фонда скважин и рост среднесуточных объемов ее добычи.

       В 2000 году впервые за многие годы отмечен существенный прирост добычи нефти  18 млн.т. (общий объем добычи - 323 млн.т.). Прирост добычи нефти был обеспечен за счет увеличения объемов эксплуатационного бурения, сокращения фонда неработающих скважин и, соответственно, увеличения их эксплуатационного фонда; более широкого применения методов увеличения нефтеотдачи пластов [2]. Так, в 2000 г. объем эксплуатационного бурения по России составил 9,2 млн. м, что на 4,1 млн. м больше, чем в 1999 г. За год нефтяными компаниями введены в эксплуатацию 3405 новых нефтяных скважин против 2179 скважин в 1999 г. Эксплуатационный фонд увеличился на 5925 скважин (прирост 4 %), а фонд скважин, дающих продукцию на 7075 скважин (прирост 6,8%). Среднесуточная добыча нефти за 2000 г. возросла на 7,6 % [1].

       В 2001 году добыча нефти по Российской Федерации наращивается еще более  высокими темпами, чем в 2000 г. Годовая добыча нефти составила 348 млн.т., то есть на 25 млн.т. больше, чем в прошлом году.

       Значительный  рост добычи нефти по России в 2000-2001 годах связан, прежде всего, с ростом мировых цен на нефть, позволившим нефтяным компаниям направлять необходимые инвестиции в развитие производства.

       Активизация инвестиционной деятельности компаний в 2001 году обеспечила:

       - увеличение объемов эксплуатационного бурения и ввод в эксплуатацию новых скважин;

       - ввод в эксплуатацию скважин  из бездействующего, законсервированного  и контрольного фондов;

       - увеличение объемов проведения  геолого-технических мероприятий  по интенсификации добычи нефти  по старому (действующему) фонду скважин.

       Несмотря  на рост инвестиций, наблюдавшийся  в ряде нефтяных компаний в 2000-2001 гг., коренного перелома в инвестиционной деятельности отрасли не произошло.

        2002 г. стал для  российских нефтяников самым  успешным за последние десять лет. Согласно официальным оценкам, по итогам года совокупная добыча увеличилась на 8,6% по сравнению с уровнем 2001 г. (348 млн. т). Экспорт нефти из РФ в 2002 г. оценивается в 176,8 млн. т. против 162,1 млн. т. в 2001 г. Кроме того, по предварительным итогам 2002 г., Россия поставила на мировой рынок 67,8 млн. т нефтепродуктов (63,5 млн. т. в 2001 г. при росте 6,8%) [3]. Основное направление российского экспорта – Европа.

     На  сегодняшний день нефтяная промышленность является, пожалуй, главной экономико-образующей отраслью. Нефтяной комплекс России вот уже несколько десятилетий является фундаментом экономики страны с мощным народнохозяйственным эффектом, и эту роль он может в полной мере сохранить на долгосрочную перспективу. Сегодня нефтяной комплекс вносит главный вклад в формирование положительного торгового баланса, в рост валютных резервов, серьёзное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней [4]. Именно нефтяные компании, наряду с другими представителями Топливно-энергетического комплекса (Газпром, РАО ЕЭС), являются крупнейшими в стране. Зависимость России от цен на нефть даже сильнее, чем кажется на первый взгляд. Нефть даёт около 10% валютной выручки. Истинная «дойная корова» – газ, который приносит 25% валюты, но газовые цены жестко привязаны к ценам на нефть. Кроме того, следует добавить в уравнение другую важную составляющую российского экспорта – алюминий, в себестоимости которого энергия составляет более 50%, а его биржевая цена колеблется вместе с ценами на нефть [3].  Однако в нефтяной отрасли существуют и проблемы: «Прирост добычи нефти в 2002 г., а у некоторых компаний он был рекордно высоким ("Сибнефть" - 30%, "ЮКОС" - 18%), было достигнут преимущественно за счет применения методов повышения нефтеотдачи пластов, а не освоения новых месторождений. Более того, средне- и долгосрочный эффект применения методов повышения нефтеотдачи пластов еще окончательно не ясен и, по мнению некоторых специалистов, может привести к снижению объемов добычи на данных месторождениях через несколько лет». Таким образом, для экономики страны, крайне важным является политика государства в нефтяной сфере [5].

     В 90-х гг. нефтяному комплексу пришлось пережить, во многом, болезненный процесс  приватизации, несмотря на это роль нефтяной промышленности России выросла. Сегодня нефтегазовый комплекс России обеспечивает более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства. НГК является главным источником налоговых (около 40% доходов федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На долю нефтегазовый комплекс приходится 12% промышленного производства России и 3% занятых в нем [6]. Таким образом, топливно-энергетический комплекс и нефтяная промышленность, как важнейшая его часть, после развала СССР ещё более укрепили своё положение, как ведущей отрасли экономики страны, позволяющей государству реализовывать многие социальные функции.

     В этих условиях политика государства  в данной сфере является очень  важной. Нефтяная отрасль нуждается в иностранных инвестициях и новых рынках сбыта, и государство способно помочь их обеспечить. Необходимо отметить, что государство является активным участником нефтяного рынка. Крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти «Транснефть» представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами. Протяжённость системы магистральных нефтепроводов, обслуживаемых компанией, составляет 47,3 тыс. километров. В её состав входит 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей ёмкостью 12,8 млн. кубометров. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практически вся добываемая в России нефть [7]. Таким образом, государство обладает важнейшим элементом контроля, который позволяет ему контролировать экспорт, добычу, а значит и цены на нефть.   Государственная собственность на трубопроводы позволяет правительству, одновременно, использовать преимущества конкуренции и частной собственности (большая мобильность, больший интерес иностранных инвесторов) и сохранять элементы государственного надзора и регулирования (подобные схемы используются во многих странах ОПЕК). Это позволяет ограничивать вывоз нефти, когда данная мера необходима, а также вести постоянный контроль над деятельностью компаний, что теоретически должно свести к минимуму возможность нефтяным компаниям ухода от налогообложения. С другой стороны существует проблема расширения трубопроводных сетей. На сегодняшний день возможности существующих средств транспорта практически все задействованы, что мешает развитию нефтяной отрасли. «Транснефть» работает над расширением своих сетей, в частности была введена в строй Балтийская трубопроводная система, проектируется нефтепровод в Восточной Сибири. После распада СССР и появления на нефтяном рынке множества компаний, в том числе и частных, стало очевидным, что российская естественная монополия «Транснефть» является наиболее подготовленной в техническом отношении компанией, способной к выполнению функций формирования и развития нефтепроводной системы [7]. Однако «Транснефть» не всегда успевает отвечать на потребности нефтяного комплекса. Только в этом году избыток нефти, которую не сможет переварить система «Транснефти», с учётом транзита составит 40-45 млн. тонн. Между тем добыча в России, подстёгиваемая ценами, растёт впечатляющими темпами, по 8-9% в год в течение последних трёх лет. Спрос на нефть весьма высок, и лишними дополнительные поставки из России на мировом рынке явно не окажутся. Например, США неоднократно официально заявляли, что желали бы разбавить свою «нефтяную корзину» поставками из России [8]. Нефтяные компании не раз заявляли, что готовы сами строить нефтепроводы, но правительство отказывается поддержать их проекты, так как трубопроводы – один из главных инструментов регулирования рынка.

     В общем, необходимо отметить, что Россия была и остаётся одним из крупнейших участников мирового нефтяного рынка, а для самой России нефтяная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики, которая может стать «локомотивом» дальнейшего развития страны. Расчеты свидетельствуют, что:

     - каждый рубль дополнительного  производства продукции нефтегазовый комплекс увеличивает ВВП страны на 1,5-1,6 руб.;

     - каждый рубль дополнительных  капиталовложений в нефтегазовый комплекс обеспечивает 1-2 руб. или более (в зависимости от типов нефтегазовых проектов - освоения месторождений, строительства трубопроводов и пр.) прироста национальной экономики;

     - косвенный эффект для страны  от развития нефтегазовый комплекс (через обеспечение платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей с последующими налоговыми, социальными и прочими эффектами от этих отраслей) существенно - по ряду нефтегазовых проектов двукратно и более - превышает прямой эффект развития нефтегазовый комплекс (в виде добытой нефти и налогов с нее);

     - помимо создания новых рабочих  мест непосредственно в проектах  нефтегазовый комплекс их реализация обеспечивает прирост косвенной занятости в связи с появлением новых потребностей в промышленном и потребительском секторе, многократно превышающих прирост прямой занятости по проектам нефтегазовый комплекс;

     - основной эффект от развития нефтегазовый комплекс государство получает не в «добывающих», а в «машиностроительных» регионах.

     Расчеты на некоторых конкретных проектах показали, что совокупный, т. е. прямой плюс косвенный, эффект для Российского государства  от реализации ряда новых нефтегазовых проектов (в расчет брались проекты освоения месторождений на условиях соглашения о разделе продукции) распределяется между федеральным бюджетом, бюджетом «добывающего» региона и бюджетами «машиностроительных» регионов в пропорции от 20:30:50 до 30:30:40 в случае проектов на суше и от 40:20:40 до 50:20:30 в случае проектов на шельфе. Таким образом, косвенный эффект для страны от развития нефтегазового комплекса существенно превышает прямой эффект его развития, при этом основной суммарный эффект государство получает не в «добывающих», а в «машиностроительных» регионах [9]. 
 

       1.2 Влияние запасов  и экспорта нефти  на экономическую  ситуацию в России: текущее состояние  и перспективы 

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации