Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель работы: обозначить перспективы развития системы налогообложения в будущем.
Задачи работы: рассмотреть теоритические и правовые аспекты налогообложения организации нефтяной отрасли, провести анализ эффективности налогообложения нефтяной отрасли, разработать пути совершенствования налогообложения предприятий нефтяной отрасли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

       Примерно  с IV квартала 2008 г. Россия оказалась  вовлеченной в сферу общемирового финансового кризиса и вступила в полосу рецессии своей экономики.

       Россия  остается сильнейшим игроком на мировом  рынке экспорта нефти и газа. Объемы запасов нефтегазового сырья  в РФ как минимум втрое перекрывают  объемы их добычи. На сегодняшний день Россия обладает достаточными запасами, чтобы преодолеть кризис.

       В. Андрианов, главный редактор журнала  «Нефть России» в статье «Кому  при кризисе жить хорошо?» пишет, что кризис в энергетической сфере менее всего опасен для России, сегодня у Европы фактически нет серьезного поставщика нефти, альтернативного России. На Каспии и в Центральной Азии пока не обнаружено настолько крупных доказанных запасов сырья, чтобы можно было сократить долю России на европейском рынке углеводородов. Страны Персидского залива вряд ли смогут нарастить добычу. Поэтому на фоне обострения проблем энергоснабжения позиции России будут только укрепляться [10].

       В географической структуре экспорта доминирует европейский регион, включая  европейские республики бывшего  СССР, – в сумме почти 70% всех поставок в 2000 г. Крупнейший экспортный рынок для России – Европейский союз, далее следуют бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы, потеснившие в 2000 г. другие группы стран. На Европейский союз, Центральную и Восточную Европу сегодня приходится подавляющая часть всего отечественного экспорта энергоносителей, что с учетом роста их стоимости в последнее время существенно усилило позиции указанных государств во внешней торговли России.

       Вместе  с тем, снизилась значимость стран азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь США и Японии. Одновременно Китай стал важнейшим потребителем российских товаров в регионе.

       Крупнейшие  экспортные партнеры России в дальнем  зарубежье - Германия, Италия, Китай, США, Нидерланды, Великобритания и Польша, в СНГ - Украина, Белоруссия и Казахстан.

       Перспективы нефтяного экспорта России будут  определяться, прежде всего, необходимостью обеспечения валютных поступлений  в страну. От их получения зависит  структурная перестройка экономики, переход на энергосберегающую модель хозяйствования, преодоление кризисных процессов в стране. Все эти факторы будут способствовать тому, чтобы, по крайней мере, сохранить существующий объем экспорта жидкого топлива. Россия способна сохранить и рас ширить свое присутствие на рынках жидкого топлива за границей. Сокращение нефтедобычи пока, по существу, не сказывается на объемах вывоза нефти. В то же время значительно увеличивать поставки нефти за рубеж также не представляется целесообразным. Это может привести к деформациям в экономике России, потере ею экономической самостоятельности.

       Так, с 1 октября 2011 года вступила в действие программа налогообложения нефтяной отрасли, получившая название «60-66». В формуле «60-66» первая цифра - это проценты от разницы между стоимостью нефти и ценой отсечения. Сейчас она, составляет 65 %. Минэнерго, Минэкономразвития и другие профильные ведомства решили опустить ее до 60 %, тем самым уменьшив затраты нефтяников на вывоз сырой нефти [11].

       В то же время ставки по нефтепродуктам решено унифицировать и закрепить на уровне 66 % от пошлины на сырую нефть. Это сделало менее выгодным вывоз темных нефтепродуктов (мазут, вакуумные газойли) и сократило затраты на экспорт бензина. Это, в свою очередь, позволило освободить мощности нефтеперерабатывающих заводов, которые заняты производством никому не нужного мазута, и переориентировать их, хотя бы частично, на внутренний рынок. Тем более что экспортная пошлина на бензин (в качестве исключения) остается на уровне 90 % от нефтяной [11].

       Экспорт нефти и нефтепродуктов является важным фактором экономической стабилизации России и позволяет нефтяному  комплексу развиваться и решать проблемы поддержания и развития материально-технической базы, повышать надежность и эффективность энергообеспечения России.

       Что касается запасов и добычи нефти, есть мнение, что через 5-6 лет мир  переживет пик нефтедобычи, а  потом неизбежную ее нехватку. Есть версия, что «черного золота» вполне хватит на ближайшие полвека, по истечении которых непременно будут открыты новые месторождения, а отрасль вооружится самыми современными технологиями и оборудованием для нефтедобычи [12].

       На  самом деле, кризис российской энергетики наметился задолго до мирового, а  его внутренними предпосылками  являются:

      -  устаревшее оборудование;

       - затухание основных месторождений нефти в Западной Сибири и истощение месторождений в «старых» нефтяных провинциях и др.

       Все это в ближайшем будущем приведет к истощению запасов и отрицательному наклону экспорта из России. В последние 5 лет никаких действий по разработке новых месторождений РФ не предприняла [13].

       По  словам В. Литвиненко, ректора Санкт  – Петербурского университета, при  существующих темпах добычи рентабельные запасы российской нефти будут исчерпаны  через 10 лет, а запасы газа – через 20 лет [12].

       Таким образом,  Россия прошла пик добычи нефти в 2007–2008 годах, теперь будет идти сокращение нефтедобычи. С 2010 года оно характеризоваться процентами, а не десятыми процентов как в 2008 году. С 2015 года произойдет обвальное падение нефтедобычи на десятки процентов в год  (по отношению к уровню 2007-2008 года) [14]. 
 

       1.3 Характеристика налогов  в сфере добычи  нефти 

       Нефтяная  отрасль является крупнейшим сегментом  промышленности России. Налоговые платежи  нефтяных компаний являются значительным источником формирования доходной части бюджета и валютных поступлений страны. Для нефтяных организаций не предусмотрены специальные налоговые режимы, они попадают под общий режим. Российские компании, ведущие переработку нефти, уплачивают следующие налоги:

    • налог на прибыль, нефтеперерабатывающие компании используют аналогичные с добывающими организациями методы определения амортизации, ведение налогового учета, исчисления налога. Ставка налога на прибыль составляет 20%.
    • налог на добавленную стоимость, регулируется 21 главой Налогового кодекса РФ. Объектом налогообложения является реализация на территории России товаров, работ и услуг, ввоз товаров на территорию РФ. В 2011 году применяется стандартная ставка 18%. Перечислению в бюджет подлежит разница между суммами налога, предъявленного покупателю продукции, и налога, уплаченного поставщиками за товары (работы, услуги), использованные на производственные нужды.
    • акцизы, с 2010 года в число подакцизных товаров включаются нефтепродукты. Компании, занимающиеся реализацией подакцизных товаров, но не являющиеся налогоплательщиками акциза, учитывают суммы акцизов, предъявленных продавцами, в составе расходов для целей налога на прибыль.
    • прочие корпоративные налоги, к ним относятся страховые взносы, налог на имущества предприятия, транспортный налог и другие налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

       При ввозе товаров на территорию Российской Федерации или их вывозе  с  территории Российской Федерации компании также уплачиваю таможенные платежи.

       Основными элементами налогового регулирования нефтяной отрасли являются налог на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ). НДПИ — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 Налогового кодекса РФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

       В добытой нефти налогооблагаемая база по НДПИ определяется как количество добытой нефти в натуральном  выражении и облагается по ставке 419 руб. за тонну. При этом налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть сорта «Юралс». Данный коэффициент ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно. Так же законодательством предусматривается дифференциация ставок НДПИ.

       Закон «О недрах» регулирует отношения, возникающие  в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации. В соответствии с законом разработка недр может  вестись только на основании лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течении установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. В частности, лицензия удостоверяет право пользования участком недр для следующих видов деятельности:

    • проведение работ по геологическому изучению недр;
    • разработка месторождений полезных ископаемых;
    • использование отходов горнодобывающей промышленности и связанных с ней перерабатывающих производств;
    • использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    • образование особо охраняемых геологических объектов;
    • сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

       Недра могут предоставляться в пользование одновременно для нескольких видов деятельности. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком недр в соответствии с соглашением, определяющим все существенные условия пользования недрами. Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции также оформляется лицензией на пользование недрами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Анализ эффективности  налогообложения  нефтяной отрасли

       2.1 Динамика налогов,  поступивших от  нефтебизнеса  в  федеральный бюджет за 2008-2010 гг. 

       Особая  природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят  в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

       При формировании нефтегазовых доходов  на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в  части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; газ природный; товары, выработанные из нефти [15].

      Таблица 1 - Поступления доходов в федеральный бюджет от нефтегазового сектора за 2008-2010 гг.

Наименование  налогов и платежей 2008 год 2009 год 2010 год
Нефтегазовые  доходы, млн. руб. 2465676,9 2385829 2378202,7
Удельный  вес нефтегаза к ВВП, % 7,07 6,04 5,35
Налог на прибыль организаций (по предприятиям нефтегазового сектора экономики), млн. руб. 87100,2 95328,2 103904,2
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, млн. руб. 869758 845776,9 846476,5
Нефть, млн. руб.  769088,5 742203,3 741107,2
Газ горючий природный  из всех видов  месторождений углеводородного сырья, млн. руб. 91948,6 93311,9 94333,8
Продолжение таблицы 1      
Наименование  налогов и платежей 2008 год 2009 год 2010 год
Газовый конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья, млн. руб. 8720,9 10261,7 11035,5
Вывозные  таможенные пошлины на нефть сырую, млн. руб. 1003550,9 969724,8 957395,7
Вывозные  таможенные пошлины на газ природный, млн. руб. 338795,5 324885 328822,2
Вывозные  таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, млн. руб. 253572,5 245442,3 245508,3

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации