Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 23:56, реферат

Описание

Налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Содержание

Введение 3
1 Налоги, их виды и функции 4
2 Принципы налогообложения. Кривая Лаффера 11
3 Налоговая система Республики Беларусь 17
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

макро курсовая.docx

— 375.42 Кб (Скачать документ)

     В регулировании налоговых отношений  исключительно большое значение в настоящее время имеют подзаконные акты. Быстро меняющаяся экономическая обстановка и «молодость» национального налогового законодательства обусловливают широкое применение для целей практического пользования актов, издаваемых Государственным налоговым комитетом. В числе задач этого органа законом определено издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов. При этом следует иметь в виду, что нормотворчество ГНК ограничено. Прежде всего, они не должны устанавливать, принимать или отменять обязательства налогоплательщиков. Тем не менее, подзаконные акты ГНК носят не только информационный и разъяснительный характер, но имеют и нормативное значение. Это возможно в двух случаях. Первый, когда издание нормативных актов по тому или иному вопросу отнесено законодательством к компетенции ГНК, например, относительно разработки налоговой документации. Второй, когда ГНК поручено парламентом, Президентом или правительством урегулировать какой-то сложный вопрос по налогообложению. Принимаемые в таких случаях ГНК подзаконные акты носят нормативный характер и обязательны для выполнения юридическими и физическими лицами, на которых направлено действие этого подзаконного акта.

     И все же белорусское законодательство в налоговой сфере определяет такие позиции, имеющие прямое отношение к налогообложению, которые регулируются и устанавливаются не ведомственными актами налоговых органов, а актами органов общей компетенции или совместными правовыми актами центральных экономических ведомств Республики Беларусь. Так, определение себестоимости продукции, имеющее исключительно важное значение для установления размера объекта обложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость, регулируется совместным актом Госэкономплана, Минфина и Госкомстата.

     Практически по всем налогам и сборам, взимаемым в настоящее время, и по тем, которые были отменены, ГГНИ были изданы методические указания. Так, в мае 1995 г. Министерством финансов и Главной государственной налоговой инспекцией при Кабинете Министров изданы методические указания «О порядке исчисления и уплаты в бюджет Чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Аналогичные указания приняты по другим налогам.

     Среди данного вида подзаконных актов  особо следует выделить методические указания о порядке применения Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и Закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения», принятые 1 июля 1994 г., N 110. Данная инструкция содержит детальное изложение порядка применения не только данного закона, но и других частных законов в тесной привязке к другим законодательным актам в области санкций бухгалтерского учета и т.д., что делает этот подзаконный акт исключительно полезным не только для работников налоговых органов, но и для налогоплательщиков. [6]

     За  последние годы в республике были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом  законодательстве:

     - введена в действие с 1 января 2004 года Общая часть Налогового  кодекса, являющегося основным  правовым документом, регламентирующим  сферу налоговых отношений;

     - сокращено значительное число  индивидуальных льгот и преференций;

     - снижена ставка основного бюджетообразующего  налога – НДС до 18%;

     - ведется постепенное снижение  ставок оборотных налогов и  налогов на фонд оплаты труда  и упрощается механизм их исчисления  и уплаты.

     «…Общеизвестно, что Республика Беларусь отличается социально ориентированной направленностью своего бюджета. Государство берет на себя основной объем расходов по образованию, здравоохранению, культуре, поддержанию общественного порядка, выплате пенсий и пособий. Значительные средства выделяются для оказания помощи гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

     Все эти направления требуют значительных бюджетных расходов. Соответственно налоговое законодательство учитывает эти приоритеты.

     Этим  объясняется уровень налоговой нагрузки, который в последние годы, без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения, варьирует в пределах 30% ВВП.

     В существующих экономических условиях государство делает все возможное, чтобы поддержать социально незащищенные слои населения, увеличить благосостояние граждан в целом, в полном размере профинансировать социально-культурную сферу и при этом найти средства для оказания помощи сельскому хозяйству, стимулирования развития экономики, поддержки и развития новых и высоких технологий.

     Устойчивое  обеспечение налоговыми органами более 80% доходной части бюджета - основа стабильности финансирования и повышения благосостояния граждан Республики Беларусь», Министр по налогам и сборам Республики Беларусь А.К.Дейко

     Выводы:

     1. Каждое государство имеет свою систему налогов или перечень законодательно установленных налогов. В Республике Беларусь действуют в настоящее время одиннадцать налогов.

     2. В налоговых отношениях присутствуют две стороны: налогоплательщики и государство. Интересы государства проводят и защищают государственные налоговые органы, вопрос защиты прав и интересов налогоплательщиков регулируется нормами гражданского, уголовного, административного и финансового законодательства.

     3. В существующих экономических условиях государство делает все возможное, чтобы увеличить благосостояние граждан в целом, стимулировать развитие экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     В настоящее время налоги являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи  и взаимозависимости с другими  финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию  финансовой системы в целом. В  то же время налоги имеют отличительные  признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

     Налоги имеют такие функции, как: фискальная, регулирующая, стимулирующая распределительная, воспроизводственная и контролирующая.

     Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными  целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых  органов, налогоплательщиков различаются  между собой, существует множество  различных видов и типов классификаций  налогов.

     Налогообложение в любом цивилизованном государстве  должно базироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Принципы, актуальные и в настоящее время: принцип справедливости, принцип определенности, принцип удобности, принцип экономии.

     Чем больше налоговая ставка, тем меньше с определенного момента налоговые поступления в государственный бюджет. И более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков.

     Налоговая система государства - это совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных  на его территории и взимаемых  с целью создания централизованного  общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

     Важнейшая функция государства состоит  в создании экономической системы, стимулирующей инновационно-производственные процессы в предпринимательских  структурах.

     Налоговая система Республики Беларусь начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые  традиционно обеспечивали основной объем поступлений в бюджет. При  этом основная задача налоговой системы  было формирование бюджета, обеспечивающего  финансирование всех государственных  расходов и регулирование макроэкономического  равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита.

     В настоящее время систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, а также основные принципы налогообложения, устанавливает  Налоговый кодекс Республики Беларусь. Также он регулирует властные отношения  по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых  платежей и отношения, возникающие  в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых  органов, определяет права и обязанности  плательщиков, налоговых органов  и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 
 

     
  1. Базылев, Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. Минск: Соврем. шк., 2007. С. 96–105.
  2. Курс экономической теории: учебник /М.И. Чепурин [и др.]; под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд.  АСА, 2006. С. 521–527.
  3. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Ч. 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. С. 344–358.
  4. Макроэкономика: социально–ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной.  Минск: ИВЦ Минфина, 2005. С. 170–172.
  5. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций / Н.В.Миляков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304 с.
  6. Ханкевич Л.А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь - Мн.: метод.-изд. центр Республиканского ин-та высшей школы БГУ, 1999. – 184.
  7. Экономическая теория: учебник для вузов /А.И. Добрынин [и др.]; под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича  Санкт – Петербург: «Питер», 1999. С. 406–411.
  8. Экономическая теория: учеб. пособие / И.В.Новикова, Г.А.Примаченок, В.А.Воробьев [и др.]; под ред. И.В.Новиковой. Минск: БГЭУ, 2006. С.424-428.
  9. Экономика: учебник. /А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. М., 2005. С. 590–601.
  10. www.osen.by/catalog/detail/nalogovaya_sistema_rb_na_sovremennih_etapah_razvitiya
  11. www.ref.by/refs/98/23733/1.html

Информация о работе Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система