Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 23:56, реферат

Описание

Налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Содержание

Введение 3
1 Налоги, их виды и функции 4
2 Принципы налогообложения. Кривая Лаффера 11
3 Налоговая система Республики Беларусь 17
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

макро курсовая.docx

— 375.42 Кб (Скачать документ)

     4. Поимущественные  налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

     5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. [9]

     В странах ЕС налог на добавленную  стоимость утвержден в качестве основного косвенного налога (20-22%). Используется в налоговых системах более 40 стран мира. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке.

     Акцизы представляют собой один из самых древних косвенных налогов; устанавливаются на единицу товара и включаются в цену реализации. По сути дела, выступают как налог на продажу товаров особого вида.

     Действительно, акцизы используются как налог лишь на отдельные виды товаров, например, алкоголь, табачные изделия, или на предметы роскоши, косметику и деликатесы, а также на минеральное сырье.

     В отличие от НДС акциз уплачивается один раз производителем подакцизных товаров в момент их реализации.

     Таможенные  пошлины и сборы вступают как плата за право провоза продукции (экспорт, импорт) или личных вещей через государственную границу. Чаще всего используются как инструмент протекционистской политики, направленной на защиту внутреннего рынка. [3]

     В зависимости от органов взимания различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются, как правило, центральным правительством и направляются в государственный (федеральный) бюджет (например, подоходный налог; налог на прибыль корпораций; таможенные пошлины). Местные налоги взимаются местными органами управления соответствующей территории для поступления в местный бюджет вместе с налогами других членов федерации — областей, земель и т.д. (например, индивидуальные акцизы, поимущественный налог).

     С появлением межрегиональных организаций  появился межгосударственный налог, поступающий в бюджет ЕС (например, налог на импортную сельскохозяйственную продукцию).

     По  направлениям расходования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги обезличиваются и поступают в казну государства, которое использует их на общегосударственные мероприятия. Специальные (целевые) налоги в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плательщиков (например, на прибыль нефтяных компаний) и направляются на определенные цели (отчисления на социальное страхование).[8]

     Функции налога. Принято считать, что налог выполняет фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную и контролирующую функции.

          В историческом плане фискальная (доходная; бюджетная) функция является первичной. Налоги позволяют государству изымать часть доходов и формировать централизованные финансовые ресурсы, необходимые для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т. д. Это означает, что уровень налогов всегда предопределяется масштабами государственных расходов.

     Распределительная функция: для того чтобы иметь финансовые средства, необходимо их изъять у тех, кто оные имеет. Мобилизованные денежные средства перераспределяются государством между отраслями национальной экономики (экономический аспект), а также между социальными группами (социальный аспект). Не исключено, что через налоги станут изымать сверхдоходы (ренту); распределять финансовые средства с целью социальной защиты малоимущих слоев населения.

     Регулирующая функция налога особое значение приобрела в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налог зарекомендовал себя как наиболее мобильное и высокоэффективное средство регулирования государством социально-экономических процессов. Понятно, что система налогообложения должна соответствовать принятой концепции экономического развития.

     Из  регулирующей функции непосредственно  вытекает стимулирующая функция налога. Дело в том, что налог оказывает непосредственное воздействие на состояние и формирование экономического интереса того или иного хозяйствующего субъекта. Выполнение налогом стимулирующей функции предполагает:

     а) адресное доведение налога до плательщика вместе с исключениями, преференциями, оговорками, специальными комментариями и т. д.;

     б) выделение конкретной цели стимулирования хозяйственной деятельности (сокращение или наращивание объемов производства, экология, масштабы использования того или иного фактора производства; форма хозяйствования; структура себестоимости; качество и цена изделия; защита отечественного товаропроизводителя и др.).

     Воспроизводственная функция налога направлена на обеспечение возобновляемости процессов национального производства. Предполагает полную компенсацию вовлекаемых в производство экономических ресурсов.

     Контролирующая функция налога связана с тем, что в таком случае возникает возможность четко отслеживать денежные и товарные потоки, саму хозяйственную деятельность. При таком контроле уточняется степень эффективности использования вовлекаемых в производство ресурсов, устанавливается сопричастность к общественным и государственным делам. Формируется налоговая дисциплина, которая предполагает своевременность платежей и расчетов, выплаты заработной платы наемному персоналу, а также соблюдение хозяйственного законодательства. [3]

     Выводы:

     1. Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

     2. Основными видами налогов являются прямые (они взимаются с конкретного физического или юридического лица) и косвенные (они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги).

     3. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях: фискальной, распределительной, регулирующей, стимулирующей, воспроизводственной и контролирующей. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Принципы налогообложения.  Кривая Лаффера 
 

     Налогообложение в любом цивилизованном государстве  должно базироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения.

     Основоположник  классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:

     • принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

      В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (Рисунок 1).

     

     Абсолютно равномерное распределение доходов представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств — 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О—Е—А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О—D—А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства вообще не получают никакого дохода.

     Применительно к анализу налогообложения, используя  кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых (после вычета налогов) доходов более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов (до вычета налогов). Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков;

     • принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа  должны быть совершенно точно и заранее  известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям;

     • принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;

     • принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.

     Н.И.Тургенев (1789—1871) в работе «Опыт теории налогов» (1818) писал, что подданные государства  должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.

     Немецкий  экономист Адольф Вагнер (1835—1917) в  конце прошлого века концептуально  дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал  права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

     А. Вагнер предлагал 9 основных правил, объединенных в четыре группы:

     I. Финансовые принципы организации налогообложения:

     1)  достаточность налогообложения;

     2)  эластичность (подвижность) налогообложения.

     II. Народнохозяйственные принципы:

     3)  надлежащий выбор источника налогообложения,  т. е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

     4)  правильная комбинация различных  налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

     III. Этические принципы, принципы справедливости:

     5)  всеобщность налогообложения;

     6)  равномерность налогообложения.

     IV. Административно-технические правила, или принципы налогового управления:

     7)  определенность налогообложения;

Информация о работе Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система