Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 23:56, реферат

Описание

Налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Содержание

Введение 3
1 Налоги, их виды и функции 4
2 Принципы налогообложения. Кривая Лаффера 11
3 Налоговая система Республики Беларусь 17
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

макро курсовая.docx

— 375.42 Кб (Скачать документ)

     8)  удобство уплаты налога;

     9)  максимальное уменьшение издержек  взимания.

     Выбор той или иной модели рынка определяет налоговое бремя производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

     Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы  взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40— 45%.

     Для конкретного налогоплательщика  налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликеро-водочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%. [5]

     Желание государства через повышение  налоговой ставки получить больше налоговых  поступлений сдерживается через  закономерность, которая в экономической науке получила название «эффекта Лаффера»: чем больше налоговая ставка, тем меньше с определенного момента налоговые поступления в государственный бюджет. [3]

     От  величины налогового бремени зависит  объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера (Рисунок 2).

      Американский экономист Артур  Лаффер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе описал связь  между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.

     

     По  мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дmax), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне — национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100-процентный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой, налоговый доход. Если экономика находится в точке А, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т. е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

     Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой  конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

     Поступление налогов зависит не только от применяемой  ставки, но и от налоговой базы. Налоговая  база сокращается, потому что, во-первых, часть экономики уходит «в тень»; во-вторых, из-за высокого налогообложения, скорее всего, сокращается деловая активность.

     Для преодоления возникшего финансового кризиса и недобора налогов необходимо:

  1. снизить до предельного уровня налоговую ставку;
  2. снизить ставки на высокие доходы, т. е. превратить налогообложение в менее «прогрессивное»;
  3. стимулировать рост объема предложения (выпуска) и повышать эффективность национального производства;
  4. совершенствовать систему сбора налогов, повышать финансовую дисциплину и авторитет государственных расходов, преодолевать причины, провоцирующие уклонение от уплаты налогов (вытеснение денежных расчетов и насаждение бартера, сокращение расчетов между предприятиями векселями и другими денежными векселями и т. п.).

     Следует отметить, что в процессе экономического анализа предельную ставку налогообложения  целесообразно рассчитывать по всем основным видам налогов. Везде формируются  свои специфические кривые Лаффера. Особое внимание при этом обычно уделяется подоходному налогу. Уровень предельной налоговой ставки здесь непосредственно зависит от ВВП на душу населения, имеющихся национальных традиций, сложившейся степени законопослушания населения и других факторов.[5]

     Выводы:

     1. Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Принципы, актуальные и в настоящее время: принцип справедливости, принцип определенности, принцип удобности, принцип экономии.

     2. Чем больше налоговая ставка, тем меньше с определенного момента налоговые поступления в государственный бюджет

     3. Более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. 

 

3 Налоговая система  Республики Беларусь 
 

     Налоговые системы современных государств есть результат их многовековой эволюции. В каждом государстве национальная налоговая система индивидуальна, т.к. нет абсолютно одинаковых государств с точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, — международная торговля и движение капиталов требуют, если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий.

     Общим правилом для всех современных государств, независимо от государственного устройства, является прерогатива органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Делается это посредством законов или иных законодательных актов. В Республике Беларусь государственные налоги устанавливаются законами, а поскольку Конституция приравнивает Указы и Декреты Президента к законам, то налоги могут устанавливаться и указанными законодательными актами главы белорусского государства. Местные налоги устанавливаются решениями областных, городских и районных Советов депутатов.

     Установление налога — это своего рода законодательное провозглашение налога как обязательного платежа. Введение налога означает определение существенных и факультативных условий по конкретному налогу. Например, в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», содержится перечень налогов, действующих в республике, среди них есть и налог на прибыль, т.е. этим Законом он установлен. А вот введен данный налог Законом о налогах на доходы, прибыль предприятий, объединений, организаций.

     Это означает, что для того, чтобы  конкретный налоговый платеж был уплачен налогоплательщиком или взыскан с него, его (налог) сначала надо установить, т.е. предусмотреть возможность его взимания, а затем ввести, т.е. определить все элементы данного налога.

     Каждое  государство имеет свою систему  налогов или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и  исторического характера. В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», действуют в настоящее время одиннадцать налогов.

     В налоговых отношениях присутствуют две стороны: налогоплательщики  и государство. Интересы последнего проводят и защищают государственные налоговые органы. Они могут существовать как самостоятельные органы государственного управления, либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов.

     Участники любых отношений, в том числе  и налоговых, наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством. В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков содержатся в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Права и обязанности налоговых органов изложены в Законе о государственной налоговой инспекции.

     Что касается защиты прав и интересов  налогоплательщиков, то этот сложный вопрос регулируется нормами гражданского, уголовного, административного и финансового законодательства.

     Еще один элемент налоговой системы — налоговое законодательство. Общепризнанно, что налоговое законодательство во всех без исключения странах является самым сложным и многочисленным. Оно представлено законами, иными законодательными актами, имеющими одинаковую с законами юридическую силу, а также подзаконными актами.

     Республика  Беларусь начала формировать национальное налоговое законодательство с 1992 г., когда она стала суверенным независимым государством после распада СССР. За этот период созданы основы налогового законодательства, процесс его совершенствования и кодификации продолжается. К налоговому законодательству Республики Беларусь относятся: Конституция, законы, указы, декреты Президента, постановления Совета Министров, решения местных органов представительной и исполнительной власти в пределах их компетенции, а также подзаконные акты.

     Конституция Республики Беларусь (ст. 56) обязывает граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. В ст. 97 п. 2 указывается, что Палата представителей рассматривает, в числе других, проекты законов об установлении республиканских налогов и сборов.

     Основным  в пакете налоговых законов является Закон «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь». Он является основой единой налоговой системы Республики Беларусь и регулирует порядок уплаты в бюджет налогов, сборов, пошлин всеми плательщиками. Поскольку данный закон регулирует ряд общих для всех налогов правил, перечислим их. Данный закон устанавливает: плательщиков налогов и сборов, зачисление налогов и сборов в бюджет, виды общегосударственных налогов и сборов, устранение двойного налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, меры ответственности плательщиков, порядок взыскания в бюджет и возврата из бюджета уплаченных налогов и неналоговых платежей, контроль налоговых органов, обжалование действий должностных лиц налоговых органов.

     Ряд норм, содержащихся в этом законе, конкретизируется в законах о конкретных налогах, а также в подзаконных актах Государственного налогового комитета (ГНК) (до 1997 г. Главной государственной налоговой инспекции при Кабинете Министров).

     Вторым  по степени важности для регулирования  налоговых правоотношений является Закон «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь». Он определяет цели, задачи, функции, права, обязанности и ответственность государственной налоговой инспекции Республики Беларусь при взимании налогов и других платежей в бюджет, осуществляет контроль за правильностью их исчисления и уплаты, а также за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве. Исходя из значимости этого закона, приведем его структуру. Закон начинается с общих положений. Такое начало целесообразно потому, что в налоговом праве выделяют общую и особенную части. Это общепризнанная, но пока не имеющая юридического оформления точка зрения. Во всяком случае, проект Налогового кодекса состоит из общей и особенной частей. В общих положениях закрепляются: основы налоговой системы.

     Глава 2 указанного закона определяет обязанности, права налоговых органов, их должностных лиц, порядок применения прав, предоставленных государственным налоговым инспекциям, ответственность за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, участие в судопроизводстве.

     Ответственности налоговых органов посвящена  следующая глава закона. В ней  приводятся положение об установлении ответственности должностных лиц  за ущерб, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами, и порядок обжалования действий должностных лиц и решений Государственной налоговой инспекции.

     В специальный раздел введены вопросы  прохождения служб «гарантии» правовой и социальной защиты работников государственных налоговых органов. На служащих налоговых органов распространяется действие Закона «Об основах службы в государственном аппарате». Закон устанавливает, что в распоряжении налоговых органов в порядке, установленном Правительством, остается часть сумм, взысканных налоговыми органами в бюджет по результатам проверок предприятий и граждан, которые направляются на финансирование компьютеризации налоговых органов, на развитие их социальной инфраструктуры, материально-технической базы и на мероприятия по материальному поощрению их работников.

     В пакет налоговых законов, действующих  в настоящее время, входят: Закон «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», Закон «О налоге на добавленную стоимость», Закон «Об акцизах», Закон «О налоге за пользование природными ресурсами», Закон «О налоге на недвижимость», Закон «О платежах за землю», Закон «О государственной пошлине», Закон «О подоходном налоге с граждан», Закон «О сборе за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь».

Информация о работе Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система