Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:27, лекция

Описание

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии со ст. 18 первой части Налогового кодекса РФ относится к специальным налоговым режимам.
Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, установленных Кодексом.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ.doc

— 603.50 Кб (Скачать документ)

 

4. Порядок применения единого сельскохозяйственного налога

Налогоплательщики, перешедшие на ЕСХН, не вправе перейти на иные режимы налогообложения в добровольном порядке до окончания налогового периода.

На иной режим налогоплательщики вправе перейти только с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган в срок не позднее 15 января.

Вместе с тем в случае, если налогоплательщик по итогам налогового периода не соответствует критериям, условиям, ограничениям, установленным гл. 26.1 Кодекса, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено или выявлено несоответствие. При этом ограничение по доле доходов для сельхозпроизводителей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяются исходя из всех осуществляемых видов деятельности.

При утрате права на применение ЕСХН налогоплательщик обязан провести перерасчеты налоговых обязательств по общему режиму налогообложения за весь налоговый период. Проведение перерасчета должно быть произведено в течение месяца после истечения налогового периода, в котором допущено несоответствие.

Перерасчет налоговых обязательств производится в порядке, предусмотренном законодательством для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных предпринимателей).

При этом указанные плательщики уплачивают пени за несвоевременную уплату соответствующих общему режиму налогов и авансовых платежей. Данная редакция ст. 346.3 (п. 4) НК РФ оформлена законом от 30.12.08 № 314-ФЗ. В предшествующем периоде при перерасчете налоговых обязательств налогоплательщики были освобождены от обязательств по уплате и пени и штрафов.

При утрате права на применение ЕСХН налогоплательщик сообщает об этом налоговому органу в течение 15 дней по истечении налогового периода (т. е. не позднее 15 января года, следующего за годом в котором право утрачено).

После утраты права на применение ЕСХН, налогоплательщик вправе вновь перейти на ЕСХН не ранее, чем через год после того, как право было утрачено.

 

5. Особенности переходного периода при переходе на единый сельскохозяйственный налог с иных режимов налогообложения

1) Организации, которые до перехода на ЕСХН при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на ЕСХН в налоговую базу включают денежные средства, полученные до перехода, если исполнение обязательств будет осуществляться после перехода на ЕСХН, т. е. включают авансы полученные.

2) Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на ЕСХН, если при исчислении налога на прибыль по методу начислений до перехода, указанные суммы уже были учтены для целей налогообложения.

3) Суммы НДС, принятые к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, до перехода на ЕСХН по товарам (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам, при переходе на ЕСХН восстановлению и уплате в бюджет не подлежат.

4) Организации, которые до перехода на ЕСХН исчислили налог на прибыль по методу начислений, осуществленные расходы после перехода признают вычитаемыми из налоговой базы расходами на дату их осуществления, если оплата была до перехода, либо на дату оплаты, если оплата произошла после перехода.

5) Не уменьшают налоговую базу суммы, уплаченные после перехода на ЕСХН, если до перехода такие расходы были учтены при исчислении налога на прибыль в соответствии с гл. 25 Кодекса.

6) Материальные расходы и расходы на оплату труда, относящиеся к незавершенному производству на дату перехода на ЕСХН и оплаченные до перехода на ЕСХН, учитываются при определении налоговой базы на ЕСХН в отчетном (налоговом) периоде изготовления готовой продукции.

7) Затраты на приобретение квот (долей) добычи (вылова) водных биоресурсов, фактически оплаченные до перехода на ЕСХН и не отнесенные на расходы при исчислении налоговой базы до перехода, включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу, на дату перехода на ЕСХН.

Данный пункт введен законом от 25.11.09 № 275-ФЗ, и его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

8) При переходе на ЕСХН на дату перехода в учете отражается остаточная стоимость основных средств (приобретенных, изготовленных) и нематериальных активов (приобретенных, созданных), которые были оплачены до перехода на ЕСХН.

Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной в соответствии с гл. 25 Кодекса.

При переходе на ЕСХН с упрощенной системы налогообложения остаточная стоимость определяется как разница между ценой приобретения (сооружения, изготовления) и величиной расходов, списанных в уменьшение налоговой базы в период применения УСН.

При переходе на ЕСХН с системы налогообложения в виде ЕНВД остаточная стоимость оплаченных до перехода основных средств и нематериальных активов определяется как разница между ценой приобретения (сооружения, изготовления) и суммой амортизации, начисленной в период применения ЕНВД по правилам бухгалтерского учета.

Указанные в данном пункте правила распространяются и на индивидуальных предпринимателей при их переходе на ЕСХН.

Тест № 1

6. Объект налогообложения в системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Порядок определения и признания доходов и расходов

При применении специального налогового режима в виде ЕСХН объектам налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

При определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:

- от реализации, в соответствии со ст. 249 Кодекса. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы:

- указанные в ст. 251 Кодекса, которая имеет исчерпывающий перечень;

- для организаций - облагаемые налогом на прибыль по ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 Кодекса;

- для индивидуальных предпринимателей - облагаемые НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса, в порядке, установленном гл. 23.

Указанные пункты ст. 284 и 224 Кодекса надлежит исполнять налоговому агенту - источнику выплаты. И если источник выплаты применяет систему налогообложения в виде ЕСХН, он не освобождается от этих обязанностей (см. раздел 1 курса).

Соответственно, у получателя доходы, по которым налогообложение осуществлено источником выплаты, в налоговую базу не включается.

Законом от 05.04.2010 № 41-ФЗ внесены дополнения, которые распростра­няются на правоотношения с 01.01.2009 в части порядка налогообложения сумм выплат, полученных на содействие самозянятости безработных граждан и сти­мулирование создания дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов
согласно программам, утверждаемым соответствующими органами
государственной власти. Такие получаемые суммы учитываются в составе доходов в течении 3-х лет. При этом в составе расходов учитываются
затраты в соответствии с условиями получения сумм выплат.
В случае нецелевого использования суммы полученных выплат в
полном объеме отражаются для целей налогообложения в том налоговом периоде в котором допущено нарушение.

Если по истечении 3-х лет сумма полученных выплат превысит сумму расходов, неиспользованная часть выплат в полном объеме отражается в доходах третьего налогового периода.

В целях гл. 26.1 Кодекса датой получения доходов признается день поступления средств в банк и (или) в кассу, получения иного имущества и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности иным способом. Таким образом, при применении ЕСХН доходы определяются кассовым методом.

При использовании в расчетах векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя или день передачи полученного векселя по индоссаменту третьему лицу.

При определении объекта налогообложения полученные доходы налогоплательщик вправе уменьшить на следующие расходы:

1. Расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение.

2. Расходы на приобретение нематериальных активов и их создание самим налогоплательщиком.

В состав основных средств и нематериальных активов включаются объекты, признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25, с учетом положений гл. 26.1 Кодекса.

Предусмотренные дополнительные расходы (достройка и т. д.) определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 Кодекса.

Перечисленные выше расходы по основным средствам учитываются в уменьшение доходов с момента ввода их в эксплуатацию, а расходы по нематериальным активам - с момента принятия их на бухгалтерский учет.

В случае если налогоплательщик перешел на ЕСХН с иных режимов налогообложения на дату перехода определяется остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (см. раздел 5 курса).

По объектам, имеющим остаточную стоимость, определяется срок полезного использования в соответствии с правилами ст. 258 Кодекса, включая исполнение обязательств по государственной регистрации права собственности. Документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию права собственности не распространяется только на объекты основных средств, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г.

В отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до 3 лет включительно расходы признаются в течение первого календарного года применения ЕСХН.

В отношении основных средств и нематериальных активов со сроком использования от 3 до 15 лет включительно расходы признаются в течение первого календарного года - 50%, второго - 30%, третьего - 20%.

В отношении объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения ЕСХН.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются в уменьшение налоговой базы равными долями.

В случае если налогоплательщик применяет ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе, первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по правилам бухгалтерского учета.

В случае реализации (передачи) объектов основных средств и нематериальных активов до истечения 3 лет с момента учета расходов в целях налогообложения, а по объектам со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период до даты реализации (передачи) с учетом положений 25-й главы, уточнить свои налоговые обязательства и уплатить дополнительную сумму налога и пени на соответствующие налоговые (отчетные) периоды.

Все предусмотренные гл. 26.1 Кодекса расходы по объектам основных средств и нематериальных активов для целей налогообложения в указанном выше порядке отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. Указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым для предпринимательской деятельности.

3. Расходы на ремонт основных средств (в т. ч. арендованных).

4. Арендные (в т. ч. лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг имущество).

5. Материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев, другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений. Данные расходы учитываются в момент оплаты или погашения задолженности иным способом.

6. Расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством учитываются по дате фактической выплаты (погашение задолженности иным способом).

6.1 Расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, а также расходы по содержанию помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Этот пункт введен в гл. 26.1 законом от 22.07.08 № 155-ФЗ.

7. Расходы на обязательное и добровольное страхование, в т. ч. страховые взносы:

- на обязательное пенсионное страхование;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- по добровольному страхованию средств транспорта (в т. ч. арендованных);

- по добровольному страхованию грузов;

- по добровольному страхованию основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);

- по добровольному страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;

- по добровольному страхованию товарно-материальных запасов;

- по добровольному страхованию урожая и животных;

- по добровольному страхованию иного имущества, используемого в деятельности, направленной на получение дохода;

- по добровольному страхованию ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления деятельности в соответствии с международными требованиями.

По данному виду расходов (на страхование) в части обязательного страхования, редакция пункта приведена в соответствии с законом от 24.07.09 № 213-ФЗ. В предшествующем периоде были указаны все виды обязательного страхования без расшифровки.

Следует помнить, что в связи с тем, что гл. 24 Кодекса «Единый социальный налог» признана утратившей силу с 1 января 2010 г., взаимоотношения налогоплательщиков с государственными внебюджетными фондами регулируются законом от 24.07.09 № 212-ФЗ.

И законом от 24.07.09 № 212-ФЗ (ст. 57) установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежим (в виде ЕСХН), пониженные тарифы страховых взносов на период 2010 г., 2011-2012 гг. и 2013-2014 гг.

Также следует отметить, что расходы на обязательное и добровольное страхование учитываются в пределах страховых тарифов. В случае отсутствия утвержденных тарифов расходы принимаются в размере фактических затрат.

Информация о работе Специальные налоговые режимы