Социальная защита населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 8
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 20
1.4 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 31
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 34
3.1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 34
3.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа состоит из  1 файл

Становление системы социальной защиты населения РФ.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

Важным элементом социальной защиты населения являются программы  трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

В общенациональном масштабе современное государство с целью  уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком  уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д.

Безработица порождает  тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

Таблица №57 - Забастовки

Годы

Число 
организаций, на которых 
пpоходили забастовки

Численность работников, участвовавших  в забастовках

Количество времени, 
не отработанного участвовавшими в забастовках работниками, человеко-дней

Число 
неотра- 
ботанных дней в сpеднем 
на одного участника забастовки

тыс. 
человек

в сpеднем 
на одну организацию, 
человек

тыс.

в сpеднем 
на одну организацию

1992

6273

357,6

57

1893,3

302

5,3

1995

8856

489,4

55

1367,0

154

2,8

2000

817

30,9

37

236,4

289

7,6

2001

291

13,0

45

47,1

162

3,6

2002

80

3,9

48

29,1

364

7,5

2003

67

5,7

86

29,5

440

5,1

2004

5993

195,5

33

210,9

36

1,1

2005

2575

84,6

33

85,9

33

1,1




Таблица №68 - Число зарегистрированных преступлений (тысяч)

 

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Зарегистрировано преступлений - всего

2761

2756

2952

2968

2526

2756

2894

3555

в том числе:

               

убийство и покушение на убийство

23,0

31,7

31,8

33,6

32,3

31,6

31,6

30,8

умышленное причинение тяжкого  вреда здоровью

53,9

61,7

49,8

55,7

58,5

57,1

57,4

57,9

изнасилование и покушение на изнасилование

13,7

12,5

7,9

8,2

8,1

8,1

8,8

9,2

разбой

30,4

37,7

39,4

44,8

47,1

48,7

55,4

63,7

грабеж

165

141

132

149

167

198

251

344

кража

1651

1368

1310

1273

927

1151

1277

1573

преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

29,8

79,9

244

242

190

182

150

175

нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

90,1

50,0

52,7

54,5

56,8

53,6

26,5

26,6

из них повлекшие 
   по неосторожности 
   смерть человека

17,5

14,4

15,4

15,5

16,1

17,6

16,0

15,7




В качестве государственных  социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.

Государственные минимальные  стандарты в области образования  предполагают:

- набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

- нормы и нормативы  предельной наполненности классов  и групп в государственных  и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

- нормы и нормативы  социально-экономической поддержки обучающихся;

- норматив числа студентов,  получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

Таблица № 79 - Минимальные размеры стипендии (в месяц)

 

1993

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Минимальный размер стипендии:

                     

студентам государственных,

муниципальных вузов

4,3

63,3

167,0

167,0

167,0

167,0

200

200

200

400

400

студентам (учащимся) 
   учреждений среднего 
   специального и начального 
   проф. 
   образования

1,6

44,3

58,4

58,4

58,4

58,4

70

70

70

140

140


В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.10

Одной из важнейших функций  системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания  определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

До начала 90-х годов  отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Специфическим видом  государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы  социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются  государством в соответствии с законодательством  и возможностями их финансового  обеспечения.

1.3 Социальное обеспечение и  социальная помощь

     В условиях  перехода к рыночным отношениям  проблема совершенствования системы  социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными видами социального  обеспечения являются:

-пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

-пособия по безработице,  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

-содержание и обслуживание  детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

-профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

 Одной из важных  социальных функций государства  является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям  лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.

Основаниями для пенсионного  обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.

Законом установлены  трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

Условия пенсионного  обеспечения состоят в том, что  право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности.11

Согласно закону «О государственных  пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

 

Таблица № 812 - Минимальный размер пенсии (в месяц)

 

1993

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Минимальный размер пенсии:

                     

по старости

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

по инвалидности:

                     

I группы (с надбавкой за уход)

7,1

126,5

139,2

168,4

168,4

216,8

306,2

-

-

-

-

II группы

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

III группы

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

по случаю потери кормильца 
  (на получателя)

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

за выслугу лет

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

социальные пенсии

                     

инвалидам с детства:

                     

I группы (с надбавкой 
       за уход)

7,1

126,5

139,2

168,4

168,4

216,8

306,2

-

-

-

-

II группы

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

инвалидам, не имеющим 
    трудового стажа:

                     

I группы

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

II группы

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

III группы

2,1

31,6

34,8

42,1

42,1

54,2

76,6

-

-

-

-

детям-инвалидам (без 
    надбавки за уход)

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

детям, потерявшим обоих 
    родителей, и детям умерших 
    одиноких матерей 
    (на получателя)

4,3

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

-

-

-

-

детям, потерявшим одного 
    из родителей (на получателя)

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

лицам старше 65 (мужчины) 
    и 60 (женщины) лет, 
    не имеющим трудового стажа

2,9

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

-

-

-

-

Размер базовой части трудовой пенсии:

                     

по старости

-

-

-

-

-

-

-

450,0

522,4

598,0

660,0

по инвалидности:

                     

I степени

-

-

-

-

-

-

-

225,0

261,2

299,0

330,0

II степени

-

-

-

-

-

-

-

450,0

522,4

598,0

660,0

III степени

-

-

-

-

-

-

-

900,0

1044,8

1196,1

1320,0

по случаю потери кормильца:

                     

детям, потерявшим обоих 
     родителей, или детям 
     умершей одинокой матери 
     (круглым сиротам), 
     на каждого ребенка

-

-

-

-

-

-

-

450,0

522,4

598,0

660,0

другим нетрудоспособным 
     членам семьи умершего 
     кормильца, на каждого 
     члена семьи

-

-

-

-

-

-

-

225,0

261,2

299,0

330,0

Информация о работе Социальная защита населения РФ