Социальная защита населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 8
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 20
1.4 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 31
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 34
3.1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 34
3.2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа состоит из  1 файл

Становление системы социальной защиты населения РФ.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

Таблица №1 - Минимальный размер оплаты труда3 (на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб.)

 

1993

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Минимальный размер оплаты труда

4,3

63,3

83,5

83,5

83,5

83,5

200,0

300,0

450,0

600,0

720,0

Тарифная ставка (оклад) 1 разряда  ЕТС по оплате труда работников бюджетной  сферы (с учетом доплаты)

4,5

80,0

80,0

90,0

90,0

110,0

200,0

450,0

450,0

600,0

720,0


 

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной  заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум - понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум  рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должен соответствовать величине заработной платы.

Для определения абсолютного  уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской  корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

Прожиточный минимум  и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:

- в качестве базы  для адресной социальной поддержки;

- в качестве целевых  ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

- для оценки материальных  и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

- для обоснования размеров  минимальной оплаты труда и  трудовой пенсии по старости;

- в качестве одного  из критериев малообеспеченности, дающих право на получение  различного рода социальных выплат.

Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий.

Следует отметить, что  в последние годы минимальная  заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума.

Таблица №24 - Величина прожиточного минимума в 1992-1999гг.

(в среднем на душу  населения; рублей в месяц;  до 1998г.- тыс. руб.)

Годы

Все население

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Соотношение среднедушевых доходов  населения с величиной прожиточного минимума, процентов

1992

1,9

2,1

1,3

1,8

210

1993

20,6

23,1

14,4

20,7

220

1994

86,6

97,4

61,0

87,4

238

1995

264,1

297,2

186,2

268,6

195

1996

369,4

415,6

260,5

373,2

208

1997

411,2

462,4

289,9

415,1

229

1998

493,3

554,7

347,9

498,2

204

1999

907,8

1002,8

639,9

901,7

180


 

Таблица №35 - Величина прожиточного минимума в 2000-2004 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

Все 
население

в том числе по социально-демографическим 
группам населения

Соотношение 
среднедушевых денежных 
доходов населения с 
величиной прожиточного 
минимума, процентов

трудоспособное 
население

пенсионеры

дети

2000

1210

1320

909

1208

188,5

I квартал

1138

1232

851

1161

162,7

II квартал

1185

1290

894

1182

182,9

III квартал

1234

1350

930

1218

189,7

IV квартал

1285

1406

962

1272

216,1

2001

1500

1629

1144

1499

204,1

I квартал

1396

1513

1064

1405

178,1

II квартал

1507

1635

1153

1507

195,8

III квартал

1524

1658

1163

1514

209,5

IV квартал

1574

1711

1197

1570

231,9

2002

1808

1968

1379

1799

218,3

I квартал

1719

1865

1313

1722

187,3

II квартал

1804

1960

1383

1795

207,1

III квартал

1817

1980

1387

1799

220,8

IV квартал

1893

2065

1432

1880

252,8

2003

2112

2304

1605

2090

244,8

I квартал

2047

2228

1554

2039

212,7

II квартал

2137

2328

1629

2119

230,1

III квартал

2121

2318

1612

2089

242,7

IV квартал

2143

2341

1625

2113

289,6

2004

2376

2602

1801

2326

266,9

I квартал

2293

2502

1747

2259

239,5

II квартал

2363

2588

1793

2313

250,6

III квартал

2396

2629

1816

2336

263,3

IV квартал

2451

2690

1849

2394

309,2


Сокращение разрыва  между прожиточным минимумом  и размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

В настоящее время  заработная плата в России не выполняет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую.

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда  не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

Реальные масштабы безработицы  в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда  трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.

Таблица №46 - Численность экономически активного населения

 

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 

Тысяч человек

Экономически активное население - всего

75060

70740

72332

71411

72421

72835

72909

73811

в том числе:

               

занятые в экономике

71171

64055

65273

65124

66266

67152

67134

68603

безработные

3889

6684

7059

6288

6155

5683

5775

5208

Мужчины

39197

37338

37499

36905

36997

37206

37079

37511

в том числе:

               

занятые в экономике

37161

33726

33754

33527

33709

34199

34177

34710

безработные

2036

3613

3745

3378

3288

3007

2902

2801

Женщины

35863

33401

34833

34506

35423

35629

35831

36300

в том числе:

               

занятые в экономике

34010

30330

31519

31596

32557

32953

32958

33893

безработные

1853

3072

3314

2910

2866

2676

2873

2407

 

В процентах к итогу

Экономически активное население - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

занятые в экономике

94,8

90,5

90,2

91,2

91,5

92,2

92,1

92,9

безработные

5,2

9,5

9,8

8,8

8,5

7,8

7,9

7,1

Мужчины

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

занятые в экономике

94,8

90,3

89,8

90,8

91,1

91,9

92,2

92,5

безработные

5,2

9,7

10,2

9,2

8,9

8,1

7,8

7,5

Женщины

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

занятые в экономике

94,8

90,8

90,5

91,5

91,9

92,5

92,0

93,4

безработные

5,2

9,2

9,5

8,5

8,1

7,5

8,0

6,6


Безработица, с которой  мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или  кризисом перепроизводства, как это  происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями  в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.

Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение  этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редакции (1996 г.).

Согласно Закону, степень  возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным.      Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по  безработице;

- выплату стипендий  в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

- возмещение затрат  в связи с добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства  по предложению органов службы занятости;

- оплату в размере  причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

В России, несмотря на существование  довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной  заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев.

Информация о работе Социальная защита населения РФ