Система учета и отчетности по налоговым сборам в налоговых инспекциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в рассмотрении и изучении системы учета и отчетности по налогам и сборам в налоговых инспекциях, а так же в раскрытии теоретических основ налогового администрирования.
Объектом исследования являются налоговые органы Российской Федерации.
Предметом работы выступает налоговое администрирование, обеспечивающее рациональное функционирование налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 113.28 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: налоговое администрирование занимает важное место в системе налогообложения России, так как эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. От того, насколько правильно осуществляется налогообложение, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства, потому что налоговые поступления служат источником формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций.

 Налоговое администрирование является сложным социально-экономическим и политическим явлением, отражающим уровень развитости рыночной инфраструктуры, механизмов государственного управления и принципов гражданского общества

Цель работы заключается  в рассмотрении и изучении системы учета и отчетности по налогам и сборам в налоговых инспекциях, а так же в раскрытии теоретических основ налогового администрирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть содержание, формы и методы налогового  администрирования;

- охарактеризовать основные  принципы налогового администрирования;

- рассмотреть правовое  обеспечение налогового администрирования;

- исследовать порядок  ведения налогового учета и отчетности.

Объектом исследования являются налоговые органы Российской Федерации.

Предметом работы выступает  налоговое администрирование, обеспечивающее рациональное функционирование налоговых органов.

Теоретической базой послужили труды таких авторов, как: Т.Е. Гварлиани , Е.А. Швецовой, Е.К. Воробей, Л.И. Гончаренко, Е.Ю. Жидковой, Ф.Ф. Ханафеева, Ф.Н. Филиной, Н.В. Милякова, М.В. Романовского и других.

Правовой основой исследования являются: Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Приказы Министерства финансов РФ и др..

Работа написана с использованием материалов справочно-поисковой системы  «Консультант Плюс».

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрыты теоретические основы системы налогового администрирования. Во второй главе рассматриваются порядок ведения и структура налогового учета и отчетности. В заключении представлены выводы по исследованию и представлен список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ                                         

 

    1. Содержание, формы и методы налогового администрирования

Налоговое администрирование  – одна из частей управления налоговой  системой. Его содержание составляет деятельность уполномоченных органов  управления в налоговой сфере  – Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой  службы, направленная на обеспечение  реализации и соблюдения налогового законодательства.

Рисунок 1 - Содержание понятия налогового администрирования.

Основными элементами налогового администрирования являются:

- контроль соблюдения  налогового законодательства налогоплательщиками;

- контроль реализации  и исполнения налогового законодательства  налоговыми органами;

- организационное, методическое  и аналитическое обеспечение  контрольной деятельности.

Контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов) — центральный элемент налогового администрирования. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки.

Контроль реализации и  исполнения налогового законодательства налоговыми органами включает в себя внутриведомственный контроль и  налоговый аудит как формы  досудебного разрешения налоговых  споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

Формами организационного, методического и аналитического обеспечения контрольной деятельности выступают: определение структуры  и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых  органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление отсрочек и рассрочек) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

С учетом компетенции исполнительных органов, содержательной наполняемости  налогового администрирования на разных уровнях управления выделяется два  уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают  Минфин России, ФНС России. Цель налогового администрирования на этом уровне – разработка мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС России. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами.

Налоговое администрирование  как деятельность уполномоченных органов  управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том  числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма  исчисления налогов, процедуры и  методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по устранению указанных нарушений.

Методы взаимодействия налоговых  органов и налогоплательщиков могут быть достаточно разнообразными, но укрупнено можно выделить три основных типа:

- административного принуждения;

- регулируемых альтернатив;

- дружественного партнерства.

Соотношение между ними и  масштабы их развития определяются проводимой налоговой политикой и качественным состоянием контрольной деятельности.

К методам административного  принуждения относятся применение налоговых санкций, арест банковских счетов, другого имущества налогоплательщика и т.д.

Введение в действие НК РФ способствовало распространению другого  типа методов налогового администрирования, а именно метода регулируемых альтернатив. Налогоплательщикам предоставлена свобода выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением или отказом от налоговых льгот и т.д.

Третий метод не так  давно считался неприемлемым в российской практике из-за недостаточного уровня налогового администрирования, состояние  которого и отражается прежде всего на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Но разработанные законопроекты о регулировании трансфертного ценообразования для целей налогообложения включают в себя элементы заключения соглашений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

 

1.2. Основные принципы налогового администрирования

 

Основными принципами функционирования налогового администрирования являются:

- Принцип единства, который предусматривает единообразное применение налогового законодательства всеми субъектами налогового администрирования. Нарушение принципа приводит к произвольному применению законодательных норм субъектами налогового администрирования, что влечет за собой ухудшение качества налогового администрирования и уменьшение собираемости налогов.

- Принцип независимости по отношению к объектам администрирования. Субъекты налогового администрирования должны быть независимы от тех налогоплательщиков, которых они администрируют, чтобы на их деятельность не могло быть оказано никакого постороннего влияния. В связи с этим характерной чертой субъектов налогового администрирования является то, что объекты администрирования не находятся в их непосредственной организационной подчиненности.

- Принцип действенности предполагает, что в своей деятельности субъекты налогового администрирования должны опираться на исходные фактические материалы, проводить глубокий анализ, доскональную проверку правильности и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет, принимать конкретные меры по результатам проверок.

- Принцип правомочности, согласно которому субъекты налогового администрирования обязаны осуществлять действия в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным действующим законодательством, не допускается решение должностным лицом субъекта налогового администрирования какого-либо вопроса по собственному усмотрению.

- Принцип законности. Данный принцип означает, что налоговое администрирование,  являясь подсистемой управления  налоговой системы,  должно  подчиняться в своей деятельности  установленному  налоговому  и финансовому законодательству  страны.  Контрольные мероприятия,  проводимые  в рамках  налогового  администрирования,  должны  проводится  исключительно в установленных законом правилах.

- Принцип  объективности.  При  проведении  мероприятий  налогового  администрирования  со  стороны налоговых органов как субъекта налогового администрирования, обладающего, несомненно, властными полномочиями, требуется обеспечение неприменения дискриминационных мер, предвзятости в отношении налогоплательщиков,  уважения чести и достоинства, обеспечение прав налогоплательщиков.

- Принцип эффективности. Результаты налогового администрирования в абсолютной денежной и относительной оценке (например,  собираемость  налогов в бюджет) должны быть выше затрат на его проведение.

От степени соблюдения субъектами налогового администрирования основных принципов функционирования органов государственного управления зависит эффективность принимаемых решений.

Кроме того, эффективность  налогового администрирования проявляется  в результативности налоговых проверок (особенно выездных), взыскания и  урегулирования  налоговой  задолженности.  С  точки  зрения  ФНС данные показатели являются индикаторами налогового администрирования. 

 

1.3. Правовое обеспечение налогового администрирования

Правовое обеспечение  налогового администрирования – это совокупность правовых норм, которая в науке финансового права определяется как налоговое право.

Формы выражения норм налогового права или источники налогового права, составляющие систему правового обеспечения налогового администрирования, следующие:

- Конституция Российской Федерации (Конституция РФ);

- постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ);

- постановления и определения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

- решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ);

- решения ВС РФ;

- решения ВАС РФ;

- законодательство о налогах и сборах.

Информационные письма Президиума ВАС РФ, будучи официальным выражением правоприменительной практики высшей судебной инстанции, не являются источниками налогового права и, следовательно, не входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.

Согласно ст. 1 НК РФ, в  систему законодательства о налогах  и сборах входят:

  1. Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы;
  2. законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации;
  3. нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.

В настоящее время налоговые  отношения регулируются не только налоговыми законами, но и так называемыми неналоговыми законами. Легитимность такого положения подтверждена Постановлением КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П. В постановлении указывается, что Правительство Российской Федерации вправе на основании федерального закона установить порядок взимания сбора и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства. Следовательно, неналоговые законы, в которых содержатся налоговые нормы, входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.

Источником налогового права  может считаться также нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также

Информация о работе Система учета и отчетности по налоговым сборам в налоговых инспекциях