Система учета и отчетности по налоговым сборам в налоговых инспекциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в рассмотрении и изучении системы учета и отчетности по налогам и сборам в налоговых инспекциях, а так же в раскрытии теоретических основ налогового администрирования.
Объектом исследования являются налоговые органы Российской Федерации.
Предметом работы выступает налоговое администрирование, обеспечивающее рациональное функционирование налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 113.28 Кб (Скачать документ)

относительно привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следовательно, в систему  правового обеспечения налогового администрирования входят нормативно-правовые акты, которые содержат правовые нормы, регламентирующие процедуру налогового контроля и регулирования налоговых платежей как элементов налогового администрирования.

Подзаконные нормативные  правовые акты органов исполнительной власти не включаются в систему законодательства о налогах и сборах. В то же время, согласно ст. 111 НК РФ, существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. И одно из них — выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Следовательно, налоговые отношения регулируются не только законами, но и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.

Элементом системы правового  обеспечения налогового администрирования выступают также внутриведомственные нормативные правовые акты, которые обязательны только для применения соответствующими структурными подразделениями (инструкции, методические рекомендации и т.д.). Но, согласно ст. 4 НК РФ, они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. И в связи с этим подзаконные нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют вопросы налогового контроля, налогового регулирования и налогового планирования как элементов налогового администрирования, необходимо считать элементами системы правового обеспечения налогового администрирования. В их число входят: указы и распоряжения Президента РФ;  постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, распоряжения, письма субъектов налогового администрирования.

При помощи подзаконных нормативных  правовых актов органов исполнительной власти оперативно обеспечивается работа субъектов налогового администрирования, регулируется его технология. Например, утверждаются форма и порядок заполнения деклараций, форма и порядок организации работы по предоставлению налоговых преференций и наложению санкций, регламентируется работа субъектов налогового администрирования, вводятся стандарты и критерии качества их работы, определяется порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам и т.д.

Признаки легитимного  подзаконного нормативного правового  акта следующие:

- соответствие компетенции принявшего его субъекта налогового администрирования;

- соответствие установленному порядку принятия такого рода документов;

- отсутствие факта изменения содержания и объема прав и обязанностей участников налоговых отношений;

- отсутствие изменения порядка и условий реализации прав и исполнения обязанностей участниками налоговых отношений;

- отсутствие факта изменения вида и размера ответственности за правонарушения, порядка и оснований привлечения к ответственности;

- отсутствие в акте противоречий общим началам или буквальному смыслу конкретных положении НК РФ.

Особое место в системе  правового обеспечение налогового администрирования занимают международно-правовые источники налогового права. Появление большого количества международных договоров по вопросам налоговых отношений стало следствием развития рыночных отношений в России и расширения интеграционных процессов. Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров, содержащих положения, касающиеся налоговых отношений, над НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах. В настоящее время условно выделяют три уровня регулирования налоговых отношений:

  • общие принципы и нормы международного права (основа для создания договоров об избежании двойного налогообложения);
  • право международных договоров (основной источник международного права);
  • национальное право (система норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия национальных налоговых властей и налоговых властей других стран).

Примером правового обеспечения  налогового администрирования международно-правовыми  источниками налогового права может  служить правовое обеспечение интеграционных процессов в области налогового администрирования в рамках. Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).

Для реализации согласованной  налоговой политики в рамках ЕврАзЭС, решения задач по гармонизации налогового администрирования на международном уровне организована работа по совместной разработке правовых принципов и отдельных решений, обеспечению их взаимного соответствия, а также унификации — введении общеобязательных единообразных юридических норм и правил.

Следовательно, международно-правовые источники налогового права не только входят в систему правового обеспечения  налогового администрирования Российской Федерации, но и занимают в ней  особое место.

В настоящее время в  рамках Содружества Независимых  Государств (СНГ) между налоговыми органами государств, входящих в его состав, заключены Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам, в области организации информационного обмена между государствами. Цель Соглашений — повышение уровня налогового контроля и противодействие уклонению от уплаты налогов.

 

 

 

 

  1. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПО НАЛОГОВЫМ СБОРАМ  В ИНСПЕКЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

 

    1. Учет по налогам и сборам в налоговых инспекциях

 

Налоговые инспекции, осуществляющие контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, ведут оперативно-статистический учет налоговых поступлений.

Оперативно-статистический учет в налоговых органах выполняет  следующие задачи:

- регистрация и учет  налогоплательщиков;

- прием и обработка  налоговых деклараций и отчетности;

- учет налоговых поступлений  и задолженности;

- налоговый анализ и  контроль.

ОПЕРАТИВНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ


регистрация и учет налогоплательщиков

прием и обработка налоговых  деклараций и отчетности


учет налоговых поступлений  и задолженности




 

Отчетность низовых налоговых  органов – инспекций (ИФНС)


 

Анализ отчетности


 

Свод и обработка оперативно-статистической информации вышестоящими налоговыми органами


Рисунок 2. Организация учета  в системе налогового администрирования.

Собранная информация хранится на специальных документах – информационных ресурсах, которые представляют собой  базу данных о налоговых поступлениях. Принципы их ведения закреплены в  Рекомендациях по порядку ведения  в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных приказом ФНС России от 16 марта 2007г.№  ММ-3-10/138@. 

        Содержание этой работы сводится главным образом к сбору и обработке информации о состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщиками, налоговыми агентами.

Также, учет обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможность потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования, но также для правительственных органов и других властных структур. На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования.

Один из основных информационных ресурсов, которые формируются в  налоговых инспекциях – карточки «Расчеты с бюджетом (РСБ)» местного уровня. Карточки «РСБ» местного уровня предназначены для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности.

Налоговые органы ведут карточки расчетов с бюджетом «РСБ» по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, которые они администрируют.

Открытие карточек «РСБ»  местного уровня новых, реорганизованных или переданных из налогового органа организаций и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляют при  условии постановки их на учет в  налоговом органе соответственно с  присвоением организации ИНН  и (или) КПП.

Карточка «РСБ» открывается  по каждому коду классификации доходов бюджетов РФ, администрируемому налоговыми органами, и соответствующему ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения для исчисления сумм, подлежащих уплате по соответствующему налогу.

По окончании отчетного  года карточки «РСБ» закрываются и автоматически выводится фактически сложившееся после проведения записи последней операции за истекший год сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по каждому типу платежа. Закрытие карточек «РСБ» налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на чет в другом, в установленном порядке.

Информация в карточках  «РСБ» местного уровня отражается в  следующем порядке: фиксируется  дата записи операции, расшифровывается наименование операции в соответствии со справочником операций, осуществляемых в программных средствах по ведению карточек «РСБ»; указывается код операции, затем фиксируется документ, являющимся основанием для отражения операции.

В карточке «РСБ» отдельно отражаются операции по начислению и  уплате налоговых санкций; расчеты  по процентам; расчеты по начислению и уплате пеней. Затем подводится общий результат – dcuj исполнено обязанностей, внесено в бюджет с начала года за вычетом возвратов.

Каждый из этих видов расчетов состоит из блоков: блоки начислений, поступлений, сальдо расчетов.

Показатель «поступило»  отражается по платежным документам – платежным поручениям, выпискам банка, квитанциям об уплате налогов, сборах, пенях, штрафов.

В карточках «РСБ» определяется сальдо расчетов с бюджетом. Если сумма  начисленных налогов (сборов) больше уплаченной, то образуется недоимка. Превышение уплаченных сумм над начисленными означает переплату. Как правило переплата образуется из-за ошибок при расчете налоговой базы или перечисления платежей. Сумма переплаты подлежит зачету по иным платежам налогоплательщика или возврату.

Зачет излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов  производит налоговая инспекция  по месту учета налогоплательщика. Сумма излишне уплаченного налога, засчитанная в счет очередных  платежей или направленная на погашение  задолженности по иным налогам (сборам), отражается в карточке «РСБ».

Исчисления к уплате, уменьшению сумм налогов ( сборов), пеней и штрафов, а также зачетов и возвратов отражаются в карточках «РСБ» в хронологическом порядке в валюте РФ. Налогоплательщик при уплате налога сдает в банк платежное поручение, в котором отражается не только сумма платежа, но и указываются код бюджетной классификации (КБК) и счет Федерального казначейства. Если КБК указан неверно, то его обязанность по уплате налога по месту учета налогоплательщика считается неисполненной. В этом случае налоговый орган на основании полученного заявления плательщика проверяет поступление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства по указанному плательщиком расчетному документу.

 

2.2. Отчетность  по налогам и сборам в налоговых  инспекциях

 

Налоговые органы обязаны  представлять налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту по его  запросу справки о состоянии  расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Кроме того, в их обязанность входит осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Проведение сверки по заявлению  налогоплательщика является обязанностью налогового органа. Результаты сверки оформляются актом, который подписывают налоговая инспекция и налогоплательщик. Форма акта утверждается ФНС России. Сверка осуществляется по документам, поступившим в ИФНС России на дату проведения данного мероприятия. Она может охватить лишь три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих сверке.

Информация о работе Система учета и отчетности по налоговым сборам в налоговых инспекциях