Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выработка основных направлений и перспектив совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе изучения и анализа теоретических основ применения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, а также особенности формирования налоговой базы и исчисления единого сельскохозяйственного налога в производственном сельскохозяйственном кооперативе «Новая жизнь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
7
1.1.
Нормативно – правовое регулирование сельского хозяйства……….
7
1.2.
Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при применении единого сельскохозяйственного налога………………………………………...
17
1.3.
Актуальные вопросы применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога…………………………
32
2.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА «НОВАЯ ЖИЗНЬ»………………………………
37
2.1.
Организационно – экономическая характеристика производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»…………………………………………………………………...
37
2.2.
Анализ налогообложения деятельности производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»………………...
56
2.3.
Особенности формирования налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу ……………….....................................
69
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
78
3.1.
Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей………………………………………………….
78
3.2.
Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей…..
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….......................
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………......

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития.doc

— 857.00 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, целесообразно отметить, что в отличие от совокупного показателя доходов, имеющего нестабильную тенденцию, общая сумма  расходов ежегодно увеличивается. Так, в 2009 г. расходы увеличились на 16875 тыс. руб. и составили 164430 тыс. руб., а в 2010 г. увеличились на 12677 тыс. руб. и составили 177107 тыс. руб.

Необходимо отметить, что большую часть расходов, составляют материальные затраты, а именно затраты на производство продукции растениеводства, которые в 2008 г. составляли 86728 тыс. руб., в 2009 г. – 82646 тыс. руб. и в 2010 г. – 89972 тыс. руб. Также значительную долю расходов, учитываемых при определении налоговой базы по ЕСХН составляют расходы на оплату труда, которые в 2008 г. составляли 33408 тыс. руб., в 2009 г. – 20525 тыс. руб. и в 2010 г. – 35040 тыс. руб.

Также необходимо отметить ежегодный рост амортизационных отчислений, которые в 2009 г. увеличились на 4779 тыс. руб. и составили 14292 тыс. руб., а в 2010 г. увеличились на 452 тыс. руб. и составили 14744 тыс. руб.

В отношении прочих расходов, необходимо отметить следующую тенденцию. В 2008 г. данный вид расходов составлял в совокупности 13796 тыс. руб. В 2009 г. наблюдается резкое увеличение на 28703 тыс. руб. Это в первую очередь связано с некоторыми наиболее важными статьями затрат, а именно:

1) приобретение и ввод в эксплуатацию дорогостоящей сельскохозяйственной техники на сумму 22017 тыс. руб.;

2) увеличение размера затрат на страхование с 4300 тыс. руб. в 2008 г. до 8404 тыс. руб.;

3) увеличение суммы арендных платежей за земельные участки с 3550 тыс. руб. в 2008 г. до 5055 тыс. руб. в 2009 г.

В 2010 г. данная группировка расходов снизилась на 9492 тыс. руб.

Также следует отметить ежегодную тенденцию к увеличению расходов связанных с оплатой услуг связи, почтовых услуг, комиссий банка и т. д.

Таким образом, рассмотрев структуру и особенности учета доходов и расходов в целях исчисления ЕСХН, необходимо отобразить формирование налоговой базы за рассматриваемый период. Данные особенности отображены в таблице 2.17.

Таблица 2.17

Особенности формирования налоговой базы и расчет суммы ЕСХН в ПСХК «Новая жизнь» за 2008 – 2010 гг.

Показатель

Годы

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008

2009 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Доходы, тыс. руб.

117561

196414

176542

78853

-19872

58981

67,1

10,1

50,2

Расходы, тыс. руб.

147555

164430

177107

16875

12677

29552

11,4

7,7

20

Налоговая база (убыток), тыс. руб.

-29994

31984

- 565

61978

-32549

29429

206,6

-101,7

98,1

Ставка налога, %

6

6

6

-

-

-

-

-

-

Сумма налога к уплате, тыс. руб.

-

119,4

-

119,4

-119,4

-

100

- 100

-

 

Таким образом, рассмотрев формирование налоговой базы по ЕСХН за 2008 – 2010 гг. необходимо отметить, что кооператив уплачивал налог лишь в 2009 г. Расчет суммы налога выглядит следующим образом:

Налоговая база = 196 414 000 руб. – 164 430 000 руб. = 31 984 000 руб.

Согласно п. 5 ст. 346.6, ПСХК «Новая жизнь» вправе уменьшить сумму ЕСХН в последующих налоговых периодах на сумму убытка, полученного в 2010 г. В соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего периода, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Согласно разъяснениям Минфина РФ к таким документам относится вся первичная бухгалтерская документация, которая подтверждает полученный финансовый результат. Поскольку максимальный срок признания убытков составляет 10 лет, указанная выше норма обязывает налогоплательщиков хранить документы больше срока, установленного налоговым и бухгалтерским законодательством [44]. Таким образом, сумма налога составит:

Сумма налога = 31 984 000 руб. – 29 994 000 руб. = 1 990 000 руб. * 6 % = 119 400 руб.

Таким образом, по итогам 2009 г. сумма ЕСХН составила 119 400 руб.

В 2008 г. и в 2010 г. были получены убытки в суммах 29994 тыс. руб. и 565 тыс. руб. соответственно. Факторов, повлиявших на получение убытков достаточно, необходимо отметить наиболее важные их них.

Во-первых, нестабильная тенденция в отношении в отношении доходов. Так, в 2008 г. они составили 117561 тыс. руб., в 2009 г. – 196414 тыс. руб. и в 2010 г. составили 176542 тыс. руб. На данную динамику непосредственно влияет снижение выручки от реализации основных видов товарной продукции. Во-вторых, ежегодное увеличение суммы расходов. Так, в 2008 г. они составили 147555 тыс. руб., в 2009 г. – 164430 тыс. руб. и в 2010 г. составили 177107 тыс. руб. На это в свою очередь влияет внушительный размер материальных затрат, увеличение суммы затрат на страхование, а также немалый размер средств, направляемых на обновление основных производственных фондов.

Что касается предоставления налоговой отчетности, то необходимо отметить, что в соответствии со ст. 346.9 НК РФ ПСХК «Новая жизнь» обязан предоставлять декларацию в налоговый орган по месту своего нахождения, а именно в Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 4 по Курской области, расположенной в г. Суджа. Уплачивать ЕСХН также необходимо по месту своего нахождения.


3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

3.1. Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

 

 

Сельское хозяйство является важнейшей отраслью народного хозяйства. В то же время, система налогообложения в соответствии с действующим НК РФ, во многом не учитывает ее специфичность. Зависимость от природно-климатических условий, плодородия почв, сезонности производства и ряда других особенностей требует индивидуального, взвешенного подхода к системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей [18].

По мнению Домрачевой Е. С. даже сниженные налоги большинство сельскохозяйственных предприятий не в состоянии платить из-за малой доходности, или же их уплачивают за счет наращивания других долгов. В сложившихся экономических условиях, когда большинство хозяйств являются убыточными, образовалась огромная задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды [32].

Данные проблемы в экономическом развитии, в области налогообложения  вследствие несовершенства российского налогового законодательства накапливались годами, начиная с момента становления рыночной экономики в России. И для решения данных проблем требуется комплексная и системная поддержка со стороны государства, которая бы способствовала нормализации налогового законодательства с учетом специфики и особенностей сельскохозяйственного производства.

Поддержка государства должна реализовываться не только путем прямого финансирования и регулирования цен на продовольственном рынке.

Немалые средства выделяются на развитие инфраструктуры сельского хозяйства. Предпринят ряд мер налогового стимулирования. Однако статистика свидетельствует, что осуществляемые в РФ механизмы по поддержке аграрного сектора экономики не позволяют пока обеспечить развитие сельского хозяйства на уровне, сопоставимом с уровнем развития промышленного производства. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ, представленные на рисунке 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1 Динамика объема производства сельского хозяйства и промышленности в РФ за 2006 – 2010 гг.

 

По мнению Гончаренко Г. А., при формировании системы аграрного налогообложения данные  факторы учитываются следующим образом: зависимость производства от природных условий предполагает высокий риск получения убытков, что обусловливает необходимость наличия в налоговой системе дополнительных возможностей, таких как отсрочка налоговых платежей, налоговый кредит, перенос убытков на будущие налоговые периоды. Сезонность производства и неравномерность получения дохода в течение года определяет использование длительного отчетного периода и перенос обязанности уплаты налоговых платежей на конец года, невысокий уровень доходности в отрасли предопределяет льготный порядок налогообложения [60].

Новые изменения в налоговом законодательстве предоставили возможность предприятиям агропромышленного комплекса наряду с традиционной системой налогообложения применять с 1.01.2004 г. специальный налоговый режим в виде ЕСХН. Предусмотрен добровольный порядок перехода с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН, он взимается с доходов, уменьшенных на величину расходов, и заменяет собой НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Учитывая, что по налогу на имущество и налогу на прибыль сельскохозяйственные предприятия имеют льготы, а НДС составляет основную часть налоговой нагрузки, освобождение от их уплаты дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии [16].

До этого времени, а именно с 1. 01. 2002 г., действовал закон, согласно которому предлагалось введение фиксированной ставки налога за гектар сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании. Анализ показал, что при его введении предприятия, имеющие высокий уровень производства, сокращают сумму уплачиваемых налогов, а предприятия со слабой экономикой должны были платить еще большие налоги.

В результате принятый закон о ЕСХН, призванный облегчить налоговое бремя сельскохозяйственных товаропроизводителей, уменьшив количество начисляемых и уплачиваемых налогов, в первоначальной редакции не оправдал себя и не работал. [27].

По мнению заместитель директора Департамента финансов и бухгалтерского учета Минсельхоза России А.С. Хусаиновой, на сегодняшний день ЕСХН – это специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который на сегодняшний день имеет свои достоинства:

1) переход на уплату ЕСХН осуществляется по желанию налогоплательщиков. В отличие от упрощенной системы налогообложения, для перехода на уплату ЕСХН ограничение по выручке законодательством не установлено;

2) низкая налоговая нагрузка в размере 6%;

3) организации - плательщики ЕСХН освобождаются от обязанности по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций, а индивидуальные предприниматели - плательщики ЕСХН - от обязанности по уплате НДС, налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога;

4) упрощение налоговой отчетности и налогового учета.

Несмотря на все очевидные преимущества, связанные с применением данной налогообложения, существует ряд отрицательных моментов, связанных с выбором и применением системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде ЕСХН.

В первую очередь следует отметить существующую неопределенность в отношении понятия «сельскохозяйственные производители». В связи с отсутствием единого нормативного акта, регулирующего вопросы определения данного статуса, в российском законодательстве существует ряд определенных точек зрения на этот вопрос [26].

Так, например, в Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264 - ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 24.07.2009 г.) прописано, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Также данный Федеральный закон к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей относит:

1) граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В свою очередь в Федеральном законе от 9.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 23.07.2008 г.) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя делается ссылка на Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [73].

Несколько иная формулировка указана, в Федеральном законе от 8.12.1995 г № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 19.07.2009 г.) прописано, что сельскохозяйственный товаропроизводитель – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % от общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.

В ст. 346.2 главы 26.1 НК РФ, определение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя схоже с определением, данным в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства». В целях применения данной статьи сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

1) градо - и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

а) если средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;

б) если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 %;

Информация о работе Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития